Адмирал Комарицын Анатолий Александрович, кандидат военных наук
Современный этап развития экономики России характеризуется началом крупномасштабного освоения природных ресурсов Мирового океана и создания адекватной этой задаче системы навигационно-гидрографического обеспечения.
В первую очередь это относится к изысканиям и разработкам нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе Арктических морей России.
Предполагается, что освоение ресурсов Штокмановского, Приразломного и других месторождений позволит решить ряд важнейших проблем национальной экономики, к которым можно отнести:
Упрочение положения России на мировом рынке нефтепродуктов
Оптимизацию энергетических и сырьевых потоков Северо-западного территориально-промышленного комплекса, обеспечивающую повышение его экономического потенциала и усиление геополитических позиций страны в целом
Интенсификацию развития и конверсии военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга и всего Северо-западного региона Российской Федерации
В течение многих лет деятельность Военно-Морского Флота к Арктике была связана с обеспечением военно-стратегических интересов в этом районе Мирового океана на основе создания эффективной инфрастуктуры морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения на всей протяженности арктических морских границ России.
Уникальность природных условий Арктики и специфика их влияния на использование сил и средств ВМФ стимулировали активное участие флота в решении фундаментальных проблем физики океана и атмосферы и привели к накоплению многолетнего опыта организации деятельности сложных организационно-технических систем в экстремальных арктических условиях. Одним из важнейших научно-практических результатов этой деятельности явилось формирование информационно-технологической инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения, уникальной по своим возможностям и ресурсам.
В то же время следует отметить, что функционирование системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения нефтегазовых месторождений имеет ряд принципиальных особенностей, обусловленных:
недостаточной изученностью особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики;
недостаточной изученностью в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношении районов Арктического шельфа, применительно к специфическим задачам обеспечения безопасности мореплавания нового класса судов, морских инженерных изысканий, а также применительно к задачам навигационно-гидрографического обеспечения строительства и эксплуатации добычных комплексов и других гидротехнических сооружений;
исключительно высоким уровнем требований к экологической безопасности эксплуатации нефтегазовых комплексов, находящихся в районах интенсивного судоходства, рыболовства и оперативной деятельности ВМФ.
Изменение военно-политической ситуации в мире и тенденции международной экономической интеграции обуславливают существенное изменение приоритетов задач, решаемых Военно-Морским Флотом в Арктике. Иерархия приоритетов этих задач связана, в первую очередь, с обеспечением благоприятных условий для освоения природных ресурсов на шельфе Севера России, как в рамках национальных программ, так и в программах с международным участием. К важнейшим направлениям деятельности ВМФ в Арктике в новых условиях следует отнести:
поддержание мира и безопасности в Арктическом бассейне;
обеспечение установленного режима морской государственной границы Российской Федерации;
обеспечение обязательств Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств, включая обязательства по обеспечению навигационной безопасности и свободы мореплавания;
защиту и сохранение морской среды с учетом действующих международных соглашений.
Возрастающее значение экологических вопросов в экономическом освоении арктического шельфа предполагает необходимость осуществления более тесной международной кооперации военно-морских и гражданских флотов приарктических государств, а также необходимость интеграции их технических возможностей и информационных ресурсов для предупреждения и устранения последствий экологических катастроф.
Следует также рассмотреть на политическом уровне возможности конверсионного использования и интеграции компонентов систем обеспечения военных флотов приарктических государств с учетом перспектив создания и развития Арктической транспортной системы.
К таким компонентам могут быть отнесены:
системы освещения надводной, воздушной и подводной обстановки военного назначения;
системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической и ледовой информации;
системы управления морским и воздушным движением военного назначения;
средства навигационного оборудования, в том числе военного назначения, а также специализированные системы высокоточной высокоширотной навигации.
В течение нескольких десятилетий освоения арктического бассейна Военно-Морским Флотом России с привлечением передовых научных и промышленных организаций выполнен колоссальный объем исследований в самых различных областях знаний. Район Северного Ледовитого океана и его окраинных морей на 80% покрыт океанографическими, гравиметрическими и магнитными съемками, а также съемкой рельефа и грунта морского дна, за исключением отдельных районов Канадского сектора. Объем этих данных превосходит объем информационных ресурсов всех остальных приарктических государств вместе взятых и не может не представлять интереса для решения разнообразных фундаментальных научных проблем. Значительная часть этих ресурсов, ранее недоступная для гражданских и иностранных потребителей, уже в настоящее время рассекречена и поступает в научное и коммерческое обращение.
Столь высокая степень изученности позволяет обеспечить потребителей высококачественными картографическими материалами, в том числе подготовленными в соответствии с международными стандартами морскими электронными навигационными картами, охватывающими большую часть акватории Арктики. А перспективы создания автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации открывают возможности неограниченного доступа к ней любых заинтересованных организаций и мореплавателей в соответствии с действующим порядком абонентского обслуживания.
Как известно, в настоящее время в странах Северного Форума проходит обсуждение различных проектов по созданию Арктической транспортной системы и отдельных ее компонентов.
Нет сомнений в том, что этот грандиозный по своему замыслу проект потребует привлечения большей части имеющихся информационных и конверсионных ресурсов ВМФ и военно-промышленного комплекса. А осуществление полномасштабных исследований по выбору трассы и ее навигационно-гидрографическому обеспечению в зоне общих интересов большинства приарктических государств станет достойным открытием нового этапа деятельности Гидрографической службы ВМФ России в интересах национальной экономики и мирового экономического сотрудничества в наступающем ХХI веке.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/