Не усваивать программу наравне с другими детьми ребенок может по причине задержки умственного развития или из-за специфических проблем в общении, которые влияют на его отметки в дневнике.
Для школьников началась заключительная четверть в этом году. Основные выводы о том, как тот или иной школяр осваивал науки, сделать уже можно. В любом классе помимо преуспевающих отличников и хорошистов встречаются и менее успешные сверстники. Каковы причины трудностей многих детей? Может быть, получать пятерки ребенку мешают психологические препятствия или генетический набор? Гипотез множество, но ясно одно — без помощи взрослых ему не избавиться от низких отметок.
Психологическая коррекция невротических и стрессовых состояний методом цветомедитации
Страхи у детей и способы их психологической коррекции
Невроз в зеркале детства. Профилактика и коррекция
Вхождение в школьную систему становится основной точкой, на которой сравниваются способности детей и выявляются недостатки. Чтобы узнать причины плохой успеваемости в школе, мы обратились к детскому психологу городского центра медико-социальной, психотерапевтической и психологической помощи Светлане Копейкиной.
Часто атмосфера в семье и в школе тоже является фактором возникновения трудностей в учебе. Многие дети не могут влиться в школьную жизнь из-за всевозможных страхов и переживаний. Дошколята и младшие школьники, так же как и взрослые, способны переживать тяжелые депрессии, а вместо содействия получать лишь жестокое обращение со стороны учителей и родителей.
Причины, которые берут начало еще в раннем детстве
— Не усваивать программу наравне с другими детьми ребенок может по причине задержки умственного развития или из-за специфических проблем в общении, которые влияют на его отметки в дневнике, — объясняет специалист.
Психологи говорят, что многие стрессовые факторы переходят из поколения в поколение: бедность, распад семьи, воспитание одним родителем. Другие появились только в последнее время, например неадекватный уход за ребенком со стороны работающих родителей, заболевания, связанные с употреблением наркотиков, алкоголизм. Даже желанный прогресс в медицине может иметь и негативную сторону — повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении, которым требуется помощь специалистов в самом раннем возрасте.
Вадик появился на свет слабеньким раньше положенного срока на 2 месяца. При рождении весил 1,6 килограмма. В момент, когда ребенка нужно было ставить на ноги, семью покинул нерадивый папа. Зачастую денег не хватало на все препараты, которые выписывали врачи. Сегодня Вадику 4 года, за это время он так и не догнал своих сверстников. Мальчик небольшого роста, с задержкой речевого развития, ослабленным здоровьем.
"Неспособен управлять эмоциями, волнением и тревогой, — говорят воспитатели детского сада. — Агрессивен и неуправляем как во время занятий, так и во время игры". Сотрудники дошкольного учреждения жалуются матери, что с ним просто невозможно совладать. По словам мамы, поведение мальчика дома ничем не отличается. Игры заканчиваются тем, что всегда что-то ломается, рвется и рушится. Недавно он выбросил все игрушки в окно, сломал телевизор, принтер. Он не желает слушать сказки, до ужаса боится воды. Проблемы Вадика без помощи психологов не исчезнут сами собой и дадут о себе знать в школьной жизни.
В учебных заведениях к трудным детям относятся негативно и родители, и педагоги, потому что они агрессивны, мешают обучению других детей.
Дети с особенностями поведения и развития. Основные направления психологической помощи
Причиной страхов и тревоги у детей является повышенное содержание в организме гормонов стресса. Дети наследуют эту тенденцию от своей мамы или приобретают в младенчестве из-за характера взаимоотношений в семье. Это влияет на поведение ребенка в новой ситуации, реакцию на критику, на провал.
Ученые считают, что если роды проходили с осложнением, то мать еще несколько месяцев переживает за здоровье малыша. Период адаптации друг к другу течет с осложнениями. Ребенок улавливает нервозность матери и тоже проявляет проблемный темперамент, беспокойство. Мать подсознательно пытается избегать длительного общения с ребенком, потому что оно не доставляет ей радости. Выходит на работу или занимается только гигиеной и питанием малыша.
Дефицит полноценного общения с матерью приводит к задержке речи у детей, а впоследствии к проблемам обучения. Вот такой замкнутый круг. Для эмоционального здоровья ребенка нужна ранняя привязанность. Ее формирование начинается между 6-м и 12-м месяцем жизни. У детишек образуется эмоциональная связь с родителями или опекунами, которая обеспечивает им устойчивую надежную базу, опираясь на которую он может исследовать окружающий мир.
Привязанность выполняет важную функцию — снятие стресса. Мамины улыбки, поглаживания, покачивание, прикосновение. У детей растет уверенность в собственных силах. Именно с этого возраста появляется внутренняя рабочая модель отношений — образ того, что он ожидает от окружающих и как он к ним будет относиться.
Часто причиной хронической неуспеваемости являются дисциплинарные меры, которые применяются к нему в школе или дома, — в частности, критика со стороны родителей, учителей.
У тревожных детей часто вырабатывается система взглядов, усугубляющая неудачи и приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение. Ожидания по поводу собственной успеваемости омрачаются страхом перед неудачей и насмешками со стороны других школьников. Заглянуть в душу ребенка, выслушать его высказывания о себе, проследить за особенностью его мышления — уникальная возможность разгадать пути решения детских проблем, которые можно упустить, наблюдая за поведением.
Сбои и отклонения от нормы у детей, как правило, являются следствием не одной причины, а результатом сложного и длительного взаимодействия внутренних процессов индивидуального развития и внешних условий.
Помимо психологических проблем, мешающих ребенку влиться в учебный процесс, существуют еще более серьезная — умственная отсталость, или задержка умственного развития.
Беременность и роды — время наибольшей подверженности травмам, инфекциям и другим осложнениям. По исследованию Американской психологической ассоциации (АРА) в 2000 году, такие проблемы объясняют 10% всех случаев умственной отсталости. Другие общие физические состояния, приобретенные в младенчестве или детстве (инфекции, отравления, травмы), объясняют еще 5% предполагаемых или известных причин умственной отсталости. Также негативный эффект дает употребление в перинатальный период алкоголя, антибиотиков и аспирина.
Уровень приобретенных навыков тоже характеризует умственное развитие
Перед тем как попасть в первый класс, дети проходят тестирование, где оценивается знание окружающего мира, представление о сходстве и различии, математические понятия, которые, как предполагается, составят общую конструкцию, называемую интеллектом. В умственную отсталость входит не только низкий уровень интеллекта, но и низкая адаптивность детей. Принимается во внимание, как маленький человечек справляется с требованиями повседневной жизни, как придерживается общественных стандартов.
Если ребенок легко адаптируется к своему окружению, но имеет низкий интеллект, его нельзя причислить к умственно отсталым людям. Дети с низким коэффициентом IQ часто в нашей стране остаются в тени из-за экономических и образовательных трудностей. Они по нескольку лет сидят в одном классе, или же их просто стараются не замечать — ставят тройки и переводят из класса в класс. Часто на таком положении дел настаивают именно родители, однако в подобных случаях требуется координированная поддержка со стороны матерей и отцов, учителей и других специалистов.
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми и подростками
Здоровая среда — залог развития ума
Несмотря на то что интеллект человека относительно стабилен и многие ученые считают его врожденным и постоянным, психологи доказывают, что снизить уровень умственной отсталости можно. Несмотря на то, что интеллект человека заложен генетической программой, умственные способности всегда подвержены влиянию опыта. Помните: младенчество и ранний возраст — самые благоприятные и своевременные периоды воздействия на умственные способности, благодаря тому, что мозг ребенка стремительно формируется, и благодаря реакции на стимуляцию окружающей среды.
Методики Н. А. Зайцева
Однако исход развития детского интеллекта находится в прямой зависимости от возможности учиться и развиваться.
Интеллект ребенка из неблагополучной, пьющей семьи проигрывает из-за воздействия окружающей среды: жизнь в бедности, плохое питание, неадекватная гигиена беременности, генетический набор, отношение родителей. Поэтому задержка его развития вполне обусловлена этими факторами и самостоятельно не исчезнет.
Дети, живущие в здоровой обстановке, где попечители предоставляют им необходимый уровень стимуляции и помогают справляться со стрессом внешнего мира, имеют превосходную возможность раскрыть свой потенциал и повысить умственные способности. Замечено, что при правильном подходе люди с умственной отсталостью в течение школьных лет зачастую смешиваются с основной частью населения, и их диагноз уже не имеет большого значения для обучения любого рода.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su