Роженко А.В.
Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По данным современных исследований от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения (в зависимости от типа школы). Анализ литературы по данной теме позволяет резюмировать, что в последние годы значительное внимание уделяется исследованию проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе и ведущих к школьной дезадаптации. Особенно остро проблема адаптации стоит перед детьми-сиротами.
Учитывая вышеперечисленные факторы, мы провели психологическое исследование, целью которого явилось получение данных, на основе которых можно не просто корректировать образовательный процесс по факту появления симптомов дезадаптации у первоклассников, но и оказать помощь педагогам в профилактике школьной дезадаптации у детей, воспитывающихся в приюте.
Анализ проведенного на начальном этапе обучения исследования особенностей психоэмоционального состояния первоклассников позволяет констатировать, что подавляющее большинство детей-сирот имеет достаточно стойкие эмоциональные нарушения. Учитывая этот факт, мы сформулировали рекомендации педагогам, работающим с первоклассниками, воспитывающимися в социальном учреждении:
• Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо отмечать каждое, даже маленькое достижение ребенка.
• Для развития общения с взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного, и наоборот. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребенок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок, например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. Можно разыграть подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.
• Для полноценного интеллектуального развития, образного мышления, креативности, творческого компонента необходимо обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт воспитанников: чаще совершайте с детьми прогулки, всевозможные экскурсии, меняйте помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются.
• Для развития вербального интеллекта предложите воспитанникам рассказать какую-то историю, например: "Что было сегодня утром" или "Как прошел праздник".
• Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело: от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное значение для ребенка имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объемов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении предметов.
• Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек то, что задумал художник; рисовать одну картинку по очереди всем участникам группы: один начинает, другой продолжает и т.д.
• Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер, необходимо уделять внимание и всячески способствовать ролевой игре с правилами и свободной игре ребенка.
• С целью развития произвольности поведения, операций планирования и контроля за результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные занятия.
В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.
Педагог-психолог ГОУ СРЦ Азовского района Ростовской области «Пеликан», аспирантка ФГНУ «СКНЦ ВШ» Роженко А. В.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su