Кандидат биологических наук Е.В. Елисеев
Известно, что чем быстрее и точнее происходит синхронизация механической и биоэлектрической функций миокарда желудочков человека в условиях спортивной и экстремальной деятельности, тем увереннее можно судить об оптимальном соотношении метаболических и сократительных процессов в его усиленно работающем сердце [1, 3, 4, 7]. Если данный процесс устойчиво проявляется в определенном интервале времени, необходимом для достижения высокой спортивной результативности, то в развитие идеи теории надежности функциональных систем в спорте [3] данный признак можно отнести не только к высокой тренированности спортсмена [1, 3], но и к функциональному показателю помехоустойчивости его сердечно-сосудистой системы в условиях увеличения физических нагрузок.
С учетом бурных процессов развития и становления турнирной деятельности в айкидо, а также с углублением изучения динамики вегетативных сдвигов айкидоистов различной квалификации в условиях экстремальности реализации оборонительных техник и становления теории надежности функциональных систем в единоборствах исследование процессов синхронизации механической и биоэлектрической функций миокарда желудочков сердца спортсменов различных возрастных квалификационных групп в айкидо представляется нам вполне своевременным и актуальным.
Цель настоящих исследований - изучение особенностей проявления биоэлектрических и механических процессов в деятельности миокарда желудочков сердца спортсменов айкидо в условиях прогрессивно возрастающей состязательной нагрузки, а также определение возможных возрастных особеннос тей в хронометричности биоэлектрокардиологических процессов при ускорении систолирования. Для достижения поставленных целей было сформировано три группы обследования, по 20 человек в каждой. В 1-ю группу вошли спортсмены подростковой возрастной квалификационной группы (ВКГ) в возрасте от 11до 15 лет включительно, во 2-ю - cпортсмены юношеской ВКГ в возрасте от 16 до 17 лет включительно, в третью - молодежной ВКГ в возрасте от 18 до 20 лет включительно. Все участники обследования занимались данным видом единоборств около 12 месяцев и были определены в ВКГ согласно требованиям Единой спортивной классификации в айкидо Тенсинкай [2].
В процессе исследований применялся метод фоноэлектрокардиогра фии по стандартной методике [6]. Запись показателей велась в положении сидя в первые 3-5 с после выполнения тестового задания. Микрофон фиксировался в четвертом межреберье слева от грудины обследуемого, фонокардиограмма записывалась на первой среднечастотной характеристике, а электрокардиограмма - во втором стандартном отведении или в грудном отведении CR4.
Тестовое задание представляло собой контрольную встречу двух участников. Первый участник выполнял роль нападающего, второй - защищающегося. Измерения проводились у двух участников одновременно. Встреча была разбита на четыре этапа. Каждый этап строился на увеличении времени встречи: 30, 60, 120, 180 с. Исследуемые реакции сердца регистрировались в состоянии покоя (за 1 ч до встречи), а также в условиях прогрессивно возрастающей состязательной нагрузки (см. таблицу).
На основании полученных результатов анализировались следующие данные: частота сердечных сокращений (ЧСС) ; продолжительность сердечного цикла (RR); электрическая систола (QRST); механическая систола (I-II тон); механо-биоэлектрический коэффициент
( I - II тон );
QT
гемодинамическая систола (Q-II тон); систолический коэффициент
( Q - II тон );
QT
интервал Хегглина (Т-II тон); систолический показатель
( QT ).
R-R
Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что у представителей 1-й группы на 30-й и на 60-й с нагрузки возникает выраженное уменьшение механической систолы желудочков и в то же время имеет место относительное удлинение электрической систолы. Последнее обуславливается выраженным учащением сердцебиений. Здесь происходит укорочение сердечного цикла в момент, когда продолжительность электрической систолы либо не меняется, либо уменьшается незначительно. С этим процессом мы связываем относительное увеличение отклонения электрической систолы к сердечному циклу. Данный механизм проявляется и в заметном росте
( QT ),
R-R
что характерно отличает динамику колебания процентов от фонового значения по отношению к менее интенсивному увеличению этого же показателя в других ВКГ.
Описанный выше процесс также оказывает влияние на уменьшение механо-электрического коэффициента (МЭК) в 1-й группе.
Дальнейшее увеличение нагрузки (120 и 180 с) вызвало еще большее уменьшение продолжительности механической систолы. Если в среднестатистическом значении по 1-й группе (М±m) оно составило уменьшение на 0,07 с, то некоторые индивидуальные значения на нагрузку 180 с составляли изменения в этом же направлении до 0,10-0,12 с. В тот же момент длительность электрической систолы заметно укорачивалась, достигая наименьшего относительного значения только при наибольшей и самой продолжительной нагрузке (180 с), где среднестатистическая (М±m) величина по 1-й группе изменилась в сторону уменьшения на 0,03 с. Прогрессивное увеличение нагрузки отражалось в реакции сердца спортсменов 1-й ВКГ ярким увеличением ЧСС (от 94 уд/мин в покое до 144 уд/ мин при нагрузке 180 с) и в дальнейшем уменьшении МЭК (от 0,93 ед. в покое до 0,79 ед. при нагрузке 180 с). Последнее изменение ярко отражает гетерохронность (асинхронность) механических и электрических процессов в миокарде желудочков обследуемых. У некоторых подростков (n=7) в условиях настоящего исследования нами также отмечалась разнонаправленная динамика временных параметров реализации механической и электрической систол. Тем не менее в среднем по группе (см. таблицу) изменение данных величин происходит в одном направлении. Следовательно, подобные процессы целесообразнее отнести к возрастным особенностям подросткового сердца [5], нежели к патологическим проявлениям в его реакции на заданные в тесте нагрузки. Подтверждением такого подхода служат показатели, заметно характери зующие начальные проявления ускорения биоэлектрических процессов миокарда в реакции сердца подростков на нагрузку 120 с.
При прогрессивно увеличивающейся состязательной нагрузке у спортсменов 1-й группы появляются отрицательные величины интервала (Т-II тон). К подобной динамике приводит расхождение во времени реализации механической систолы (идет плавное ее укорочение) и электрической систолы (константа значений в покое, 30 с, 60 с и менее выраженное по отношению к I-II тону уменьшение в период 120 и 180 с). Подобная динамика указывает прежде всего на то, что механическая систола у участников данной ВКГ заканчивается раньше, чем электрическая. Данная гетерохронность, характеризующая возрастные особенности сердца подростка, отражает, по нашему мнению, определенную инертность перестройки биоэлектрических процессов в миокарде при выраженном ускорении систолирования желудочков.
У представителей юношеской и молодежной ВКГ (см. 2-ю и 3-ю группы) механическая и электрическая систолы укорачиваются во времени в соответствии со степенью укорочения полного сердечного цикла (R-R), адекватно прогрессирующего по мере увеличения нагрузки от 30 до 180 с. При этом МЭК меняется незначительно, снижаясь от 0,04 до 0,06 ед. Изменение гемодинамической (электромеханичес кой) систолы (Q-II тон) происходит в зависимости и полном соответствии с динамикой продолжительности сердечного цикла. Здесь по мере прогрессивного нарастания нагрузки на спортсменов происходит учащение ЧСС, правда в менее выраженных пределах, чем у спортсменов 1-й группы, где меньшее значение в величине проявления имеют участники 3-й группы. Отсюда и соответственное (менее значимое в величинах у спортсменов 3-й группы) незначительное уменьшение коэффициента
( I - II тон ),
QT
а также незначительное колебание (± 0,002 с) интервала (T-II тон). Это не дает проявляться гетерохронности механической и электрической деятельности сердца спортсменов юношеской и молодежной ВКГ в условиях прогрессивно возрастающей нагрузки, несмотря на наличие во 2-й и 3-й группе различных по знаку величин.
Следовательно, как у представителей юношеской ВКГ, так и у спортсменов молодежной ВКГ при прогрессивно возрастающей нагрузке состязательного характера возникает достаточно полная синхронизация кардиодинамики механических и электрических процессов миокарда. Подобная вегетативная синхронизация адекватно меняется по мере учащения сердцебиения, а также укорочения во времени полного сердечного цикла (R-R).
То, что подобная синхронизация наблюдается уже при малой и кратковременной нагрузке (30 с, 60 с), свидетельствует о реализации в этих случаях срочных механизмов нервно-трофической регуляции процессов в сердце спортсменов 2-й и 3-й ВКГ. Данные механизмы, обеспечивая ускорение процессов биоэлектрической активности миокарда обследуемых, в соответствии с возрастающей скоростью систолирования их сердца, в прогрессивно увеличивающихся условиях роста состязательного характера нагрузки, а также в изначально обусловленном (в соответствии с заданием теста) интервале времени выступления, могут рассматриваться, по нашему мнению, как механизмы помехоустойчивости работы сердца спортсмена в экстремальных условиях спортивной деятельности.
Однако ввиду того что выявленный процесс синхронизации механической и электрической функций миокарда происходит постепенно, а также укорочение QRST при учащении сердцебиений в ответ на прогрессивно возрастающую нагрузку также наступает постепенно (и то в большинстве случаев лишь к концу 180 с), чего нельзя сказать о часто непредсказуемом росте самой состязательности в турнирной встрече, говорить об абсолютно полной вегетативной синхронизации кардиодинамики механических и электрических процессов миокрада с процессами роста и изменения полисостязательных нагрузок вообще в спортивной деятельности было бы неверно. Именно поэтому мы говорим о частичной либо достаточно полной (относительной) синхронизации, а следовательно (по аналогии), об относительной помехоустойчивости сердца.
На основании результатов проведенных исследований предлагаются следующие выводы:
1. Синхронность, срочность и продолжительность (как минимум в пределах интервала времени турнирной, соревновательной, встречи) вегетативной синхронизации кардиодинамики механических и электрических процессов миокарда в соответствии с динамикой спортивной деятельности (например, прогрессивно возрастающей состязательной нагрузкой) cвидетельствует:
- об оптимальном соотношении метаболических и сократительных процессов в усиленно работающем сердце;
- о высокой функциональной (биоэлектроме ханической) тренированности (готовности) сердца спортсмена;
- о четких (срочных) механизмах нервно-тро фической регуляции сердца;
- о достаточно полной (относительной) помехоустойчивости сердца спортсмена;
Реакция показателей работы сердца аикидоистов различных возрастных квалификационных групп (М ± т) на прогрессивно возрастающую состязательную нагрузку (п=20)
Этапы и группы обследования, возраст участников (включительно лет) |
В состоянии покоя |
В условиях прогрессивно возрастающей нагрузки |
|||||||||||||
за 60 с |
после 30 с |
после 60 с |
после 120 с |
после 180с |
|||||||||||
1-я |
2-я |
3-я |
1-я |
2-я |
3-я |
1-я |
2-я |
3-я |
1-я |
2-я |
3-я |
1-я |
2-я |
3-я |
|
Показатели |
|||||||||||||||
11-15 |
16-17 |
18-20 |
11-15 |
16-17 |
18-20 |
11-15 |
16-17 |
18-20 |
11-15 |
16-17 |
18-20 |
11-15 |
16-17 |
18-20 |
|
1.ЧСС, уд. /мин |
94 |
64 |
54 |
120 |
96 |
70 |
120 |
100 |
85 |
125 |
102 |
90 |
144 |
114 |
110 |
2. R-R, с |
0,64 |
0,94 |
1,12 |
0,50 |
0,62 |
0,84 |
0,50 |
0,60 |
0,70 |
0,48 |
0,58 |
0,66 |
0,42 |
0,52 |
0,55 |
3. QRST с |
0,32 |
0,36 |
0,42 |
0,32 |
0,34 |
0,39 |
0,32 |
0,32 |
0,36 |
0,30 |
0,30 |
0,34 |
0,29 |
0,28 |
0,30 |
4. I-II тон, с |
0,30 |
0,32 |
0,33 |
0,28 |
0,30 |
0,31 |
0,28 |
0,28 |
0,28 |
0,26 |
0,26 |
0,27 |
0,23 |
0,24 |
0,24 |
5. I - II тон , ед. QT |
0,93 |
0,89 |
0,80 |
0,87 |
0,88 |
0,80 |
0,87 |
0,87 |
0,80 |
0,86 |
0,86 |
0,80 |
0,79 |
0,86 |
0,80 |
6. Q-II тон, с |
0,34 |
0,38 |
0,41 |
0,32 |
0,34 |
0,37 |
0,30 |
0,33 |
0,35 |
0,26 |
0,31 |
0,34 |
0,25 |
0,28 |
0,28 |
7. Q - II тон , ед. QT |
1,06 |
1,05 |
0,97 |
1,00 |
1,00 |
0,95 |
0,93 |
1,03 |
0,97 |
0,86 |
1,03 |
1,00 |
0,86 |
1,00 |
0,93 |
8. Т-II тон, с |
0,02 |
0,02 |
-0,01 |
±0 |
±0 |
-0,02 |
-0,02 |
0,01 |
-0,01 |
-0,04 |
0,01 |
±0 |
-0,04 |
±0 |
-0,02 |
9. QT ,% R-R |
50 |
38 |
38 |
64 |
54 |
46 |
64 |
54 |
51 |
63 |
52 |
51 |
69 |
54 |
54 |
2. Фоноэлектрокардиографические исследования по предложенной методике являются вполне референтным способом определения и анализа не только обычных (общепринятых) показателей (данных) фоно- и электрокардиограммы, но и взаимоотношения электрических и механических процессов миокарда желудочков сердца спортсменов в условиях прогрессивно возрастающей состязательной нагрузки.
3. Реализация срочных механизмов нервно-трофической регуляции процессов реполяризации миокарда спортсмена при ускорении его систолирования даже при малой и относительно кратковременной (30 с) нагрузке полисостязательно о характера, при четкой тенденции (способности) к синхронизации механической и биоэлектрической функции на протяжении изначально обусловленного (заданного правилами турнира) интервала времени выступления может рассматриваться как механизм обеспечения помехоустойчивости работы его сердца в этих условиях.
1. При анализе взаимоотношения электрических и механических процессов миокарда спортсменов особое внимание следует уделять соотношению во времени сократительной деятельности желудочков сердца и процессам реполяризации миокарда как при кратковременной (от 30 с), так и продолжительной (от 60 с и более) прогрессивно возрастающей нагрузке.
2. В аспекте возрастной физиологии феномен гетерохронности механических и электрических проявлений деятельности желудочков сердца у подростков при активных (прогрессивно возрастающих) полисостязательных нагрузках, а также у некоторых взрослых в условиях нормального функционирования сердца говорит о недостаточной скорости реализации нервно-трофической регуляции процессов реполяризации миокарда при ускорении его систолирования. Данный факт у подростков следует расценивать (в норме случаев) как особенность функционирования их сердца, а у взрослых - как возможное отклонение во времени кардиовегетативной регуляции.
3. В аспекте спортивной медицины наблюдающееся проявление скорости синхронизации механических и электрических проявлений деятельности миокарда, а также расширение границ оптимальной (конкретной для каждого вида спорта в отдельности) временной продолжительности данного процесса в условиях состязательности необходимо расценивать как признак высокой функциональной тренированности, биоэлектромеханической готовности и относительной помехоустойчивости сердца спортсмена к действию экстремальной ситуации.
1. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Новое в исследовании системы кровообращения спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1986, № 11, с. 42-24.
2. Елисеев Е.В. Единая спортивная классификация в айкидо Тенсинкай. - Челябинск: Экодом, 1999. - 52 с.
3. Меерсон Ф.З. Адаптация сердца к нагрузке и сердечная недостаточность. - М.: Наука, 1975. - 258 с.
4. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации //Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - 635 с.
5. Меркулова Р.А., Хрущев С.В., Хельбин В.Н. Возрастная кардиогемодинамика у спортсменов. - М.: Медицина, 1989. - 112 с.
6. Хоружаев А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии. Челябинск, 1993. - 96 с.
7. Юматов А.Е. Сердечно-сосудистые реакции при эмоциональных напряжениях //Физиология человека, 1980, т. 6, № 5, с. 893.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru