Игорь Мягченков
Растущая в геометрической прогрессии экономическая и стратегическая ценность углеводородных источников энергии — нефти и газа — заставила автопроизводителей искать пути радикального повышения экономичности автомобилей и снижения зависимости от нефтяных поставок
Наибольших успехов в использовании альтернативного топлива добились южноамериканские страны, где значительную часть автомобилей уже заправляют этанолом Е-85 (85% этилового спирта и 15% бензина) или дизельным топливом, полученным из сельскохозяйственных культур. Специально для этого рынка немецкая компания Bosch разработала систему управления Bosch Flex Fuel, которая позволяет автомобильному двигателю работать на этиловом спирте и бензине, смешанных в любых пропорциях (система отмечена наградой Министерства науки и технологий Бразилии). В прошлом году семьдесят процентов зарегистрированных в Бразилии новых авто были оснащены такой системой. Резкое удорожание сахара на мировом рынке напрямую связано с переводом южноамериканских автопарков на этанол — главным источником получения топливного спирта является вырабатываемый из тростника сахар-сырец.
Водородные автомобили проходят эксплуатационные испытания (в основном в Германии). Кроме того, такими транспортными средствами неожиданно заинтересовался Пентагон.
Автопроизводители из Японии пошли иным путем: там активно работают над многотопливными двигателями, «переваривающими» как бензин, так и сжиженный водород. Есть еще одна разновидность водородных автомобилей — электромобили, тяговые электромоторы которых получают энергию от топливных элементов. Принцип их работы — получение электричества в ходе химической реакции между заправленным в топливные элементы водородом и атмосферным кислородом. По оценкам экспертов, в Европе водородные автомобили будут запущены в серийное производство не раньше 2020 года.
Электромобили по-прежнему остаются дорогой игрушкой. Ими вдоволь наигрались муниципалитеты Швейцарии, однако дальше экспериментов дело не пошло. Украинцев может порадовать тот факт, что многие швейцарские электромобили были построены на платформе отечественной микролитражки «Таврия». Японцам удалось создать пятиместный электромобиль, передвигающийся со скоростью около 400 км/ч на расстояние более трехсот километров на одной зарядке тяговой батареи, однако при стоимости в несколько миллионов долларов говорить о его серийном производстве пока рано.
Наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения являются гибридные автомобили. Их основным производителям стала Япония, а главным рынком сбыта — Северная Америка.
Схема работы гибридной силовой установки проста. Под капотом автомобиля находятся два мотора: бензиновый и тяговый электрический. В городских пробках или во время движения с малой загрузкой на небольшой скорости в дело вступает электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи. Бензиновый мотор при этом не работает и топлива не потребляет. Отключается он и при движении накатом или длительном торможении (например, при затяжном спуске).
На трассе или при большой загрузке работает только бензиновый двигатель. При этом связанный с ним генератор подзаряжает тяговую батарею, а электродвигатель отдыхает. В тех случаях, когда требуется выполнить критический маневр — экстренный обгон или рывок под горку, — запускаются оба мотора. Однако большую часть времени у гибридного автомобиля работает электрический двигатель — это позволяет экономить до 25% бензина.
Самый подходящий источник питания тягового электродвигателя — литий-ионная батарея. Она похожа на батарейку, которая поддерживает жизнедеятельность мобильного телефона. Существуют батареи и получше, но их стоимость — несколько сотен тысяч долларов за один машинокомплект.
Работа гибридной силовой установки невозможна без мощного бортового компьютера, постоянно оценивающего множество параметров в реальном времени. Значительная часть цены этого дорогостоящего устройства приходится на программное обеспечение (программисты называют его firmware).
В прошлом году в Канаде и США были приобретены 220 тыс. авто с гибридными моторами, это составило 1,3% от общего числа проданных автомобилей. Такую стремительную динамику спроса можно назвать рекордной, причем в Соединенных Штатах она носит устойчивый характер. Первые гибридные автомобили появились на американском рынке в 1999 году — тогда удалось продать около девяти тысяч экземпляров. По прогнозам консалтинговой фирмы J.D. Power and Associates, в 2010 году на долю гибридов придется 3,5% автомобильных продаж (около 646 тыс. машин), а емкость североамериканского рынка гибридных авто может достигнуть 13 млрд долларов.
Однако в США развитие этого рынка тормозит высокая стоимость бензин-электрических силовых агрегатов. Согласно исследованию маркетинговой компании R. L. Polk & Co., 78% американцев проявляют интерес к гибридным автомобилям, но 61% респондентов отдали предпочтение традиционным машинам из-за высокой стоимости бензин-электрических моделей.
Причина популярности гибридных автомобилей в Соединенных Штатах для психологов и маркетологов остается загадкой. С точки зрения «Эксперта», у этого феномена три составляющих. Во-первых, менталитет американцев. Одной из психологических особенностей нации является техноснобизм. Американцы отдают предпочтение высокотехнологичным товарам. Иметь гибридный автомобиль (как правило, японский) в США модно и патриотично. Покупая его, американец ощущает себя прогрессивной личностью, борцом за независимость своей страны от импортной нефти. Во-вторых, экология. Отказавшись подписать Киотский протокол о снижении выбросов в атмосферу веществ, вызывающих парниковый эффект, Соединенные Штаты предстали перед мировым сообществом едва ли не экологическим преступником. Американскому президенту и тем, кто стоит за его спиной, действительно нет дела до африканской засухи или таяния ледников Гренландии. Однако на своей территории американцы установили очень жесткие экологические стандарты. Этим и объясняется коммерческий успех японских гибридных автомобилей сначала в самой экологически благополучной Калифорнии (тут живет не только Арнольд Шварценнегер, но и большинство американских мультимиллионеров), а затем по всей стране. И, наконец, экономическая целесообразность. Использование гибридного двигателя позволяет снизить потребление топлива на 20–25%. При нынешних ценах на бензин и любви американцев к большим автомобилям, это существенная экономия даже для обеспеченных людей. По статистике, основными покупателями гибридных моделей являются образованные обеспеченные американцы (женщинам гибриды не нравятся) от сорока шести лет и старше.
В Европе гибридные автомобили не прижились. Достаточно вспомнить малочисленность экспонатов с гибридными моторами на последнем автосалоне в Женеве. Основная причина такого отношения — дизельные двигатели.
В каждой развитой европейской стране автомобилей с дизельными моторами в несколько раз больше, чем в США. Поэтому автопроизводители, поставляющие свою продукцию на европейский рынок, обязательно выпускают экономичные дизельные версии. Дальше всех пошли французские автомобильные компании — их дизельные микролитражки потребляют около четырех литров на 100 км. Ни одна из серийно выпускаемых гибридных машин не имеет таких показателей. К тому же современный дизель дешевле бензин-электрического мотора, не так капризен и прекрасно обходится без мощного компьютера. А главное, не требует создания специальной сервисной сети.
Начало массовых продаж гибридных автомобилей в Европе намечено на 2010 год. Однако пока неизвестно, чьи гибриды будут доминировать на европейском рынке — японские, французские (PSA Peugeot Citroеn) или немецкие (Volkswagen, Porsche, Audi).
В прошлом году в Украине были зарегистрированы 225 тыс. новых автомобилей. Появлению у нас предназначенных для американского рынка японских гибридов мы обязаны серым дилерам. В основном в нашу страну ввозятся гибридные внедорожники Lexus RX400h. По сравнению с моделями, оборудованными традиционными бензиновыми двигателями, гибриды примерно на 10 тыс. долларов дороже.
Однако заплатив за гибридный внедорожник премиум-класса 68–77 тыс. долларов (цена зависит от комплектации), украинцы зачастую не знают, что такой автомобиль требует особых навыков вождения. Разгоняться нужно плавно, по городу желательно передвигаться не быстрее 80 км/ч, по трассе лучше ехать в спокойном темпе со скоростью 120–140 км/ч. При соблюдении этих простых правил электродвигатель будет работать активнее бензинового мотора, и дорогостоящее топливо не будет расходоваться впустую.
Есть и более серьезные причины, почему гибридные авто не прижились в Украине. У нас отсутствуют СТО, на которых можно квалифицированно обслужить гибридный силовой агрегат и тяговую электробатарею. Нет диагностических стендов, взаимодействующих с программой бортового компьютера такого автомобиля.
Сейчас в Украине около пятидесяти гибридов, поставленных серыми дилерами. К осени ситуация может измениться: в России уже начались официальные продажи внедорожника Lexus RX400h, значит, через полгода они могут начаться и в Украине. По данным «Эксперта», Toyota тоже активно ведет работу, предшествующую началу продаж гибридных автомобилей. Конкуренцию Lexus RX400h (основная ставка делается именно на него — внедорожный рынок Украины считается одним из самых перспективных в Европе) может составить седан Toyota Prius (стоимость в США 19,5–23,4 тыс. долларов). Всего японская компания выпустила 367 тыс. этих авто. Из них 44% были предназначены для внутреннего рынка, остальные — для экспорта в Соединенные Штаты и Канаду.
Представители марки Honda также изучают перспективы продаж гибридных автомобилей на украинском рынке. Эта компания уже продала в Северной Америке 100 тыс. таких авто.
Однако перелом наступит с появлением гибридных двигателей третьего поколения. Из-за высокой цены, бензин-электрических моторы второго поколения используются только в моделях бизнес-класса. Как сказал президент корпорации Toyota Катсуаки Ватанабе, «мы близки к тому, чтобы снизить стоимость гибридов, чтобы наши машины стали доступными как можно большему количеству покупателей». Это значит, что компания вплотную подошла к тому, чтобы оснащать гибридными двигателями модели стоимостью 12–16 тыс. долларов.
По оценкам аналитиков «Эксперта», в этом году объем продаж гибридных автомобилей в Украине не превысит миллион долларов. В следующем — он может составить 3–3,5 млн долларов. Гибриды станут самостоятельным сегментом автомобильного рынка ко второй половине 2008 года, когда объем их продаж возрастет до 0,2–0,5% от общего количества новых автомобилей, зарегистрированных в Украине. К этому времени часть гибридов уже будет оборудована бензин-электрическими двигателями третьего поколения. К 2009−му емкость рынка гибридных автомобилей может приблизиться к 100 млн долларов.
Один из важных факторов успеха гибридных автомобилей в Украине — активная, но корректная маркетинговая стратегия.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ecoportal.ru/