Развитие государственности относят к 4-3 вв. до н.э. Первые государства представляли собой попытки приспособления людей к новым условиям, попытки разрешить внутренние противоречия: выделение господствующих групп и попытки этих групп выдать свои интересы за общие.
Пути возникновения (по Дьяконову):
Египетский путь - отсутствие правовых отношений, полная централизация, необходимость принудительной общности всех членов общества.
Шумеро-Вавилонский - работа каждого отдельного владельца небольшого участка, находящегося в договорных отношениях с государством.
В этих странах причина возникновения государства - необходимость организации больших масс народа для постройки ирригационных сооружений.
Особенности государственного строя:
Типичная форма правления - деспотия. Ее признаки:
- неограниченная власть монарха;
- обожествление личности монарха и сосредоточение в его руках религиозной власти;
- наличие централизованного бюрократического аппарата чиновников;
- признание монарха верховным собственником всей земли.
Признаки Права:
- практически все законы и правовые акты представляют собой запись обычаев;
- право очень тесно связано с религией, понятие греховное и преступное во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм;
- наличие пережитков первобытнообщинного строя - талион, кровная месть;
- низкий уровень юридической техники:
а) казуистичность - перечисляются отдельные случаи, нет общих формулировок;
б) отсутствие системы.
Особенности:
Египет - объединение этносов:
поддержание этнической целостности;
общество не знало письменного права (осн. регулятор - власть);
господствующих групп было несколько: жречество, аппарат управления, военный аппарат.
На основе массовых работ, где стал применяться труд рабов. На рубеже 4-3 тысячелетий до н.э. складываются области - номы. Древнее основание нома - племя. Во главе - “царь” - начальник канала и верховный местный жрец.
Объединение:
1 этап - Верхний и Нижний Египет (30 в. до н.э., Мина);
2 этап - раннее царство (30-23 вв. до н.э.) - насильственно объединяются.
1 период - Древ. царство (28-23 вв. до н.э.);
2 период - Сред. царство (22-17 вв. до н.э.);
3 период - Новое царство (16-12 вв. до н.э.);
Поздний период (11-4 вв. до н.э.);
Греко-римский период (4 в. до н.э.- 4 в. н.э.)
Все периоды глава гос-ва - фараон (большой белый дом). Система наследования - майорат (от отца к старшему сыну) в пределах одной династии
Основные черты гос. строя: власть фараона не ограничена, степень централизации огромна; центральное управление возглавляет визирь: архив, высшая судебная инстанция, управление.
Гос. аппарат строго регламентирован. Каждая из групп имела свои госуд. органы: жречество обособлялось, военные имели свое ведомство, управленцы и писцы - канцелярия.
Армия. Со времен древнего царства основа - профессионалы. Для походов набиралось ополчение. Существовали др. службы: полиция, охрана, др.
Суд. Глава судебной власти - царь-фараон. Высшее судебное учреждение - шесть палат. Глава - визирь. В период Нового царства судеб. власть осуществлялась особыми коллегиями - кенбетами. Кроме госуд. судов, были суды храмовые.
Вавилон - объединение городов-государств:
существовало право как оформление государственной воли;
отсутствовало понятие политической элиты.
3-е тысячелетие до н.э. - возникают города-государства. Глава города - энси или лугаль. Власть его ограничена советом или общинным собранием. Существовали: профессиональные - войско и чиновники.
Ок. 18 в. до н.э. Вавилон подчиняет себе Шумер и всю территорию до Сирии.
Гос. строй: Власть царей в принципе не ограничена. Чиновники и судьи действуют по их поручениям.
Армия: Профессиональные воины наделяются землей исключительно в качестве платы за службу - покупка запрещена!
Суд: Специальный чиновник. Существовали и судебные коллегии “из старейших и именитых людей города.” Верховный суд - царь.
Индия - объединение на основе внешних завоеваний:
четко фиксированная кастовость общества;
неразделенность понятия права и религии;
община особым изменениям не подверглась.
Время появления ариев в Индии - 2 тысячелетие до н.э. В ходе завоевания и расселения происходит обогащение родовой и военной знати. Параллельно с образованием классов и сословий идет процесс образования племенных союзов. Каждая община до определенного времени сохраняла свою самобытность.
Государство Маурьев (4 в. до н.э.) - рабовладельческая монархия с элементами первобытнообщинной демократии.
Гос. строй: Царь - управление, надзор за ирригацией, командование армией, управление финансами. Высший совет государства: паришад - потомственные сановники; широкое представительное собрание: сабха - сановники + представители городов и сельских общин.
Суд. Высшая власть - император. Назначает и смещает судебных чиновников.
Территориальное деление. Провинция с назначенными из центра управителями округа -> ганы.
Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации, например, кенбет (суд, совет, управление). Функция суда сосредоточена в общинных органах самоуправления. Они решают споры о земле, воде, брачных и наследственных отношениях. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось коллегиально.
В период нового царства был учрежден центральный суд - кенбет - 30 знатных граждан из разных городов (находился под руководством второго лица в государстве - джати). Существовали кенбеты округов и отдельных городов. Также - храмовые суды из жрецов. В номах правосудием занимались номархи.
Фараон был высшей судебной инстанцией, он возглавлял суд “шести палат”. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Фараон имеет право назначить чрезвычайную судебную коллегию для рассмотрения тайных дел, заговоров.
Судопроизводство было не гласным и письменным. Обвиняемый или ответчик давал письменный ответ на обвинение. Дело решалось в тайне без привода мотивов.
Что касается процесса, то гражданский, и уголовный были письменными. Дошедшая до наших дней инструкция фараона отмечает, что любое изречение, решение и т.д. должно быть записано.
Несмотря на это в древнеегипетском суде присутствовали некоторые элементы состязательности. Помимо клятвы, одним из наиболее популярных способов доказательства правоты той или иной стороны в процессе был т.н. судебный оракул. Обычно по праздничным дням истец или ответчик обращались к статуе какого-либо бога с просьбой о рассмотрении текущего дела и вынесении соответствующего решения. Причиной популярности судебного оракула заключается в устности и гласности подобного процесса.
Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. На вершине гос. власти стоял фараон, к-рый являлся олицетворением бога, но не богом. Фараон - глава культа.
Везир (джати) - светский владыка, он был верховным судьей (жрец богини Маат). Его полномочия изложены в правовом акте “Инструкция везирю”:
–возлюбленный товарищ царя;
-везир разрешает говорить во дворце;
–везир несет обязанности по народному хозяйству (регулирование посевов, ирригационных систем, земельных отношений);
–везир - глава бюрократического корпуса
–везир - ЕДИНСТВЕННЫЙ товарищ царя.
Власть на местах. После объединения Египта в одно гос-во (22 в. до н.э.) прежние царьки - главы номов - превратились в зависимых от фараона должностных лиц - НОМАРХОВ. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был штат чиновников.
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ - основа правовой жизни древневавилонского царства. Кодекс был составлен в Вавилоне примерно в 18 столетии до н.э., он состоит из 282 статей. Написан прозой на аккадском языке (этот язык уже тогда был мертвым, на нем говорили только знать и жрецы). В кодексе нет норм религиозного содержания. Он показывает очень высокое экон. развитие Древнего Вавилона в то время. Это первый правовой документ, где отражено сословно-классовое деление об-ва и охраняется частная собственность. Кодекс отличается очень высокой юрид. техникой.
Основные положения направлены на правовое регулирование отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Не затрагиваются вопросы внутриобщинных отношений, отношения общин с царской властью в вопросах создания и использования ирригационных сооружений.
Почти все нормы носят материальный характер. Пример - ст. 25-40 - содержат нормы о наделении воинов землей за службу, т.е. институт поместного права.
Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др.
Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций.
В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов).
В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения.
В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи.
Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь.
В кодексе нет норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствует о различном подходе к тем или иным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). Вавилоняне не проводили различий между преступлением и гражданским правонарушением.
В области уголовного права в кодексе главенствует принцип талиона. Допускалось объективное вменение (применение наказания к заведомо виновным лицам), например, сын строителя дома подлежал смерти, если дом, построенный его отцом обваливался и при этом погибал сын владельца (ст.230). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда.
Особо опасные для всего общества правонарушения караются смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда. В некоторых статьях указывались отягчающие обстоятельства.
Виды преступлений:
–против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение;
–против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества;
–против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка;
–другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).
Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.
Виды наказаний:
а) смертная казнь (утопление, сожжение, сажание на кол);
б) членовредительство (отсечение руки, отрезание уха);
в) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).
Кодекс показывает высокое эконом. развитие Древнего Вавилона. В кодексе достаточно подробно проработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. На все виды существовали твердые цены, что было в русле эконом. политики Хаммурапи.
Причинение вреда чужому имуществу влекло обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог ее истребовать через суд. При этом он должен был предоставить свидетелей, подтверждающих его право собственности.
Широко распространен договор займа. Должник должен был вернуть деньги в срок с процентами (до 33,5%). При невозможности отдать долг должник поступал в долговую кабалу к кредитору на 3 года (ст.117). Договоры личного найма делились на:
найм благородных профессий;
найм сельскохозяйственных работников.
Мало статей купли-продажи. Существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Претензия - в течении месячного срока (ст.278). При продаже важных вещей (земли, рабов, животных и др.) составлялся письменный документ.
Много статей по найму имущества. Арендатор был обязан платить плату, а так же возвратить землю в обработанном виде (ст.42,43).
Договоры поручения, хранения, товарищества - в сфере торговых отношений.
Наследование по закону только в пределах семьи. Имущество умерших родителей переходило к их сыновьям поровну. Дочери получали свою долю в виде приданного. Дети от рабынь, усыновленные отцом принимали равное участие в дележе наследства. Если официального признания не было, то они получали лишь свободу. Жена после смерти мужа получала свое приданное, а также особую вдовью долю (с ограниченным распоряжением) или равную с сыновьями наследственную долю. После смерти вдовы доля переходила ее детям.
Отец мог подарить одному из сыновей, “приятному в его глазах” поле, сад или дом
(с составлением письменного документа с печатью), которые после смерти отца не входили в имущество, подлежащее разделу (ст.165).
Социальная структура отличалась особой сложностью. Наиболее четкие социальные границы проявились между рабами и рабовладельцами.
Источники рабства:
–за долг (ст.117, 118), ограничивалось тремя годами. Можно было продать за долги зависимых людей; покупка на рынке (ст.280); плен; рождение.
Рабы входили в состав имущества. Рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, их дети считались свободными (ст. 175). Они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене, а половина господину раба (ст. 176).
Рабыня, родившая детей от свободного человека после его смерти получала вместе с детьми свободу (ст. 171). Если отец признал таких детей при жизни, то они имели право на наследование его имущества наравне с его детьми, рожденными от жены (ст. 170).
В нововавилонском царстве нашли отражение новые формы рабской эксплуатации, раб все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, а за ним признавалось право выступать в суде в качестве истца, ответчика и свидетеля. Во времена Хаммурапи большинством этих прав они не обладали.
ПРАВОВОЕ НЕРАВЕНСТВО СВОБОДНЫХ отражалось в существовании двух соц. групп: авилумов - общинников, и мушкенумов - царских служилых людей, арендовавших земельные наделы. В отношении авилумов на первый план выходили общинные отношения, а в отношении мушкенумов - отношения собственности. Только владение землей в общине делало человека полноправным, независимо от служебного и социального положения.
По владению средствами производства: эксплуататорская верхушка (высшие царские храмовые чиновники, купцы, ростовщики) и общинники-крестьяне, ведущие самостоятельное мелкое хозяйство. Формы зависимости свободных - долговая кабала, но срок отработки долго был ограничен.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП. В законах Хаммурапи фигурирует купец - тамкар. Тамкары находились на царской службе и пользовались широкой свободой финансово-экономической деятельности. Существовали шамаллумы - мелкие купцы, выполнявшие одновременно поручения тамкаров (отношения по договору представительства).
Ремесленное производство было полузависимым, практиковалось обучение рабов квалифицированному делу. Ремесленники были подконтрольны дворцу или храму. Большей независимостью пользовались некоторые “ученые” профессии.
Жречество не сложилось в оформленное сословие. Должности жрецов иногда продавались.
Баирум и редум - несшие воинскую повинность. За службу им давалась земля, исключенная из гражданского оборота. Переставая нести повинность, они теряли право на пользование землей. Купившие эту землю (или захватившие ее) приобретали вместе с ней все повинности.
Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, находящимся в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля - в коллективном или частносемейном владении. Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать, и др.
Раб - вещь. Хозяин мог свободно распоряжаться им - продавать, дарить, передавать по наследству. Кража рабов каралась смертной казнью.
Причинение вреда чужому имуществу влекло обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого, может истребовать ее через суд
(ст.9). Воровство также каралось смертной казнью (ст.10,11).
Хорошо разработана аренда земли, фруктового сада и др.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/