Рефетека.ру / Безоп. жизнедеятельности

Реферат: Проблема травматизма в строительстве

Проблема травматизма в строительстве

Статья 3 Всеобщей декларации прав человека гласит: “Каждый человек имеет право на жизнь”. Статья 7 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах включает в себя следующее: “Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности… условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены”. Конституция Российской Федерации содержит указанные положения без существенных текстуальных изменений (ст.ст. 20, 37).

В основе идеологии демократических режимов лежит понимание того, что некие фундаментальные права даны каждому человеку от рождения — причем даны не государством. Так, в американской Декларации независимости, принятой в конце XVIII века, эта идея выражена следующим образом: “Все люди созданы равными и обладают некоторыми неотъемлемыми правами, врученными им Создателем, среди которых есть право на жизнь…”. Это означает, что никто — в том числе и государство — не может их отобрать, потому что не оно их давало. Напротив, задача государства заключается в том, чтобы эти данные свыше права охранять от любых посягательств и нарушений. Наше государство справляется с этой задачей не лучшим образом, и это обстоятельство достаточно убедительно иллюстрируется, в частности, ситуацией, связанной с охраной труда.

В отношении наиболее серьезных несчастных случаев Федеральная инспекция труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации приводит следующие данные. По уровню производственного травматизма наша страна в 3 —10 раз опережает индустриально развитые страны. Профессиональные заболевания и производственный травматизм уже угрожают не только здоровью, но и генофонду нации, они превратились в реальную угрозу национальной безопасности (см. Шадрин. В. Рабочее место не должно быть зоной смертельного риска (по материалам Первого Общероссийского совещания по охране и безопасности труда, проходившего 3 – 5 июня 1996 г. в Москве) // Человек и труд (условия и организация труда). М., 1996, № 8. с. 93).

Известно, что строительство относится к ряду производственных процессов, характеризующихся повышенной опасностью для непосредственных исполнителей рабочих операций. На его долю приходится до 35% несчастных случаев в промышленности России. В настоящее время складывается устойчивая тенденция к росту этого показателя, причем сведения о значительной части травматических событий остаются за рамками отчетов официальной статистики. Такая ситуация связана, с одной стороны, с существенным снижением эффективности системы охраны труда в строительстве, а с другой — с избытком рабочей силы, лиц различного уровня квалификации, нетребовательных к условиям труда. Указанные обстоятельства способствуют тому, что руководители строительных организаций, в частности “самостийных” строительных и ремонтно-строительных фирм, артелей и бригад, закладывают в расходную часть недостаточный объем затрат бюджета на обучение, инструктаж, обеспечение спецодеждой и иные средства защиты, а также на принятие эффективных трудоохранных мер. Ситуация в Москве, наиболее привлекательном для работы городе России, весьма показательна: статистика (табл. 1 и 2) отражает лидирующее место строительства и промышленности строительных материалов по количеству случаев травмирования и гибели людей (данные Государственной инспекции труда в г. Москве).

Таблица 1. Количество смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаев в различных отраслях народного хозяйства г.Москвы в 1999-2002 гг.

Группы отраслей экономики

1999

2000

2001

2002

Строительство и промышленность

строительных материалов

197

310

380

339

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое

обслуживание населения, городской транспорт,

связь

98

142

173

161

Авиационная, оборонные отрасли

промышленности

68

74

57

51

Электроэнергетика, топливная, химическая и

нефтехимическая промышленность

50

52

39

33

Машиностроение

38

58

95

63

Легкая, пищевая и мясомолочная промышленность

26

43

69

72

Здравоохранение и медицинская промышленность

29

32

42

48

Государственные учреждения, наука, финансовые

организации, культура, спорт

49

56

160

199

Малый бизнес, торговля, общественное питание

11

33

64

72

Железнодорожный транспорт, транспортное

строительство (включая метрополитен)

11

39

36

28

Водный транспорт

0

8

9

1

Авиационный транспорт

0

6

28

19

Таблица 2. Количество погибших в различных отраслях народного хозяйства г.Москвы в 1999-2002 гг.

Группы отраслей экономики

1999

2000

2001

2002

Строительство и промышленность

строительных материалов

102

115

130

125

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое

обслуживание населения, городской транспорт,

связь

48

44

36

32

Авиационная, оборонные отрасли

промышленности

16

18

12

12

Электроэнергетика, топливная, химическая и

нефтехимическая промышленность

9

18

8

3

Машиностроение

9

9

15

4

Легкая, пищевая и мясомолочная промышленность

9

8

9

9

Здравоохранение и медицинская промышленность

3

1

5

4

Государственные учреждения, наука, финансовые

организации, культура, спорт

15

12

34

33

Малый бизнес, торговля, общественное питание

0

2

22

16

Железнодорожный транспорт, транспортное

строительство (включая метрополитен)

4

14

9

10

Водный транспорт

0

3

3

-

Авиационный транспорт

0

0

27

2

Следует отметить, что в общем количестве несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в строительстве и промышленности строительных материалов г. Москвы, основной их удельный вес приходится на собственно строительство. Так, в 2001 г. произошло 119, а в 2002 г. — 121 случай (в промышленности строительных материалов произошло, соответственно, 11 и 4 случая). Устойчивое первое место по рассматриваемым показателям (табл. 3) занимает строительство и в целом по стране (данные предоставлены Федеральной инспекцией труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации).

Таблица 3.

Отрасли хозяйства

2000

2001

2002

Строительство

897

1002

966

Промышленность строительных

материалов

133

148

130

Электроэнергетика, всего:

164

140

114

Газовая промышленность

49

30

32

Химическая и нефтехимическая

промышленность

91

79

86

Машиностроение и

металлообработка

370

328

295

Легкая промышленность

38

39

34

Пищевая промышленность

59

92

85

Мясная и молочная

промышленность

33

29

42

Траспорт, всего:

506

579

565

Связь

53

60

50

Торговля и общественное питание

172

271

257

Здравоохранение

61

64

64

Физическая культура и спорт

9

7

7

Жилищно-коммунальное хозяйство и

бытовое обслуживание населения

311

313

261

Культура и искусство

28

19

17

Наука и научное обслуживание

19

38

41

Финансы, кредит, страхование,

пенсионное обеспечение

22

23

29

Органы государственного управления,

власти и местного самоуправления,

общественные объездинения и организация

201

259

294

В настоящее время получает все более широкое распространение ведение строительных и ремонтно-строительных работ на территориях воинских частей, соединений, военных и исправительных учреждений, погранзастав силами военнослужащих, военнообязанных во время прохождения ими сборов, сотрудников исправительных учреждений, а также рабочих и служащих Вооруженных сил России. Во исполнение служебных обязанностей либо приказов командиров и начальников работы, связанные со строительством, производятся и за пределами указанных территорий. Военнослужащих можно увидеть в цехах заводов и предприятий, выпускающих строительные конструкции, детали и материалы; на строительстве жилых домов и промышленных предприятий, пресловутых “генеральских” дач, при выполнении ремонтных работ на автодорогах и т.д.

Недостаточное финансирование Вооруженных сил, системы исправительных учреждений обусловливает стремление командиров и начальников вести строительство и осуществлять ремонт зданий, строений и сооружений силами своих подчиненных, без привлечения профессиональных рабочих и опытных руководителей строительного производства, направлять рядовых и младших командиров на предприятия строительной индустрии для выполнения обязанностей рабочих в порядке своеобразной оплаты за материалы и изделия, необходимые для ведения строительства и ремонта военно-строительных и иных объектов. Массовый отток квалифицированных кадров, прежде всего офицеров, привел к невозможности в полной мере обеспечить проведение работ руководителями, способными грамотно, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, осуществлять организацию и контроль строительства и восстановления требующих ремонта объектов. Все это формирует условия для создания опасной обстановки, в которой и происходит несчастный случай (авария).

Наглядным показателем, подтверждающим тенденцию деградации производственной среды и углубления кризиса в сфере охраны труда, является высокий удельный вес работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим, эргономическим требованиям и правилам охраны труда. Так, численность занятых в неблагоприятных, вредных и опасных условиях в среднем за год в строительстве увеличивается на 8 %. (см. Роик В. Безопасность труда в России // Охрана труда и социальное страхование. – 1996, № 12. с. 16 —18). Более 1 млн человек, деятельность которых связана с этой отраслью, заняты на рабочих местах, не отвечающих требованиям стандартов безопасности труда. На строительных площадках и в цехах предприятий стройиндустрии ежегодно происходит около 46 тыс. несчастных случаев, при этом погибает около 1500 человек (количество несчастных случаев со смертельным исходом на 1000 работающих увеличивается на 13% в год). В отрасли практически перестала действовать система управления охраной труда, ниже возможно допустимого уровня сокращена численность служб охраны труда в организациях, а на 40% предприятий вообще таких служб нет, как нет и надлежащих условий для подготовки и обеспечения строительства соответствующими специалистами. Так, например, Московский государственный строительный университет (МГСУ) выпускает в год всего 10 — 12 инженеров с квалификацией “инженер по безопасности жизнедеятельности”.

Проблема безопасности и охраны труда в строительстве остается одной из самых актуальных и социально значимых, так как ее решение затрагивает непосредственные интересы каждого из 7 млн работающих в отрасли. По различным существующим классификациям основные травмирующие факторы насчитывают свыше 30 определений, а номенклатура организационных, технических и других причин нарушения правил техники безопасности в строительстве, приводящих к возникновению травмирующих факторов, — свыше 150 позиций. Нет необходимости рассматривать каждую из них, так как они подробно описаны в специальной литературе. Отметим самые представительные с точки зрения их потенциальной опасности и частоты воздействия.

Исходя из анализа статистических данных, основными травмирующими факторами при производстве строительных работ следует считать:

падение с высоты – 28% от общего числа случаев;

машины и механизмы – 14,6%

дорожно-транспортные происшествия – 14,6%;

обрушения, падения предметов на человека – 13%;

электротравмы – 7,4%;

температурные воздействия – 6%;

обрабатываемая деталь – 5%;

отравление, химические ожоги – 3,4%;

утопление – 2%;

иные факторы – 6%.

При этом велик удельный вес пострадавших, которые в момент травмирования не выполняли никакой работы, но находились на стройплощадке. Их доля составляет не менее 16 %. В определенной степени это объясняется низким уровнем организации труда и слабой дисциплиной работающих. В 35% всех зарегистрированных несчастных случаев пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения.

Отмечается, что на объектах, сооружаемых отечественными строительными организациями, рабочие высокой и средней квалификации составляют не более 30%, а доля рабочих, не имеющих строительной специальности и проходящих обучение зачастую непосредственно на стройплощадке, нередко доходит до 50%.

Естественно, что самый высокий травматизм наблюдается у рабочих с минимальным производственным стажем и низкой квалификацией. Количество случаев травматизма, произошедших с рабочими, имеющими 2 — 3 разряд и стаж работы до одного года, в 3 — 4 раза больше, чем с опытными рабочими.

Основными причинами производственного травматизма, по выводам ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов России, являются:

отсутствие надзора со стороны ИТР за правильным и безопасным ведением работ — до 30% случаев;

эксплуатация неисправного оборудования — до 23%;

грубое нарушение правил техники безопасности — до 16%;

нарушение технологических регламентов, отсутствие проектов организации строительства (ПОС), проектов производства работ (ППР) и другой документации или их некачественная разработка — до 14% случаев.

Причинами травматизма являются также выполнение работ лицами, не прошедшими инструктаж и обучение, конструктивные недостатки машин и механизмов, отсутствие защитного оборудования и технических средств, отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ) или их неиспользование и др. При всем многообразии причин несчастных случаев их объединяет то, что общим условием произошедшего являются нарушения правил безопасности при ведении строительных работ.

Законом предусмотрена уголовная ответственность за деяния, выразившиеся в нарушении указанных правил (ст. 216 УК). В табл. 4 приведен ряд статистических данных о делах этой категории, предоставленных Отделом разработки технологии, внедрения, эксплуатации и технического обеспечения информационных автоматизированных систем органов прокуратуры Института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Таблица 4.

Период

времени

(год)

Количество

престу-

плений,

уголовные

дела по

которым

нахо-

дились

в произ-

водстве

на начало

отчетного

периода или

зарегистри-

рованы

в отчетном

году

в том числе

Выя-

влено

лиц,

соверша-

вших

престу-

пления

Зарегест-

рировано

престу-

плений

в

отчетном

году

Престу-

пления,

дела,

материалы,

прото-

кольные

произво-

дства

по

которым

закончены

расследо-

ванием

либо

разрешены

в отчетном

году

Престу-

пления

(независимо

от времени

совершения

и реги-

страции),

следствие

по

которым

в отчетном

году

впервые

прриоста-

новлено

за

нерозы-

ском

или

неустано-

влением

виновных лиц,

подлежащих

привлечению в

качестве

обвиняемых

1990

84 (8)

319 (32)

246 (22)

62 (7)

350(38)

1991

79 (7)

258 (37)

282 (22)

47 (5)

266(36)

1992

67 (9)

220 (25)

170 (16)

33 (4)

243(23)

1993

238 (37)

174 (24)

130 (23)

22 (0)

184(37)

1994

242 (37)

199 (30)

142 (19)

23 (4)

203(36)

1995

249 (33)

179 (26)

154 (20)

17 (1)

190(33)

1996

192 (27)

146 (19)

108 (12)

19 (4)

142(12)

1997

256

223

134

30

162

1998

279

214

154

29

211

1999

296

229

166

30

218

2000

278

217

185

20

228

2001

304

240

202

28

238

2002

291

233

179

19

228

При этом количество осужденных составило:

в 1997 г. – 92 чел.;

1998 г. – 124 чел.;

1999 г. – 109 чел.;

2000 г. – 103 чел.;

2001 г. – 149 чел.;

2002 г. – 152 чел.

Учитывая приведенные выше данные о ежегодном количестве смертельных случаев и травм работников строительного производства в России, а также то обстоятельство, что ст. 216 УК касается не только строительства, но и горных работ, отношение правоохранительных и правоприменительных органов к нарушениям правил безопасности труда нельзя признать излишне строгим. Безусловно, не только ужесточение карательных мер может повлиять на сложившуюся ситуацию: необходима активизация и корректировка государственной политики в области охраны труда, направленной на обеспечение безопасных и безаварийных условий труда как в строительстве, так и в целом в индустриально-производственной сфере.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stroyca.ru/


Похожие работы:

  1. • План мероприятий по повышению безопасности дорожного ...
  2. • Охрана труда по Российскому трудовому праву
  3. • Экологическое состояние окружающей среды в РФ
  4. •  ... й заходи щодо профілактики травматизму підлітків в умовах ...
  5. • Профилактика детского травматизма в школе
  6. • Детский травматизм и его профилактика
  7. • Статистика производственного травматизма
  8. • Профилактика спортивного травматизма
  9. • Производственный травматизм
  10. •  ... дитячого дорожньо-транспортного травматизму в Україні
  11. •  ... по профилактике детского травматизма на дорогах
  12. • Профилактика травматизма у бегунов на средние и ...
  13. • Профилактика производственного травматизма, как совокупность ...
  14. • Методы анализа производственного травматизма
  15. •  ... детского дорожно-транспортного травматизма
  16. • Производственный травматизм
  17. • Актуальные проблемы землепользования при ...
  18. • Травматизм в спорте
  19. • Договор долевого участия в строительстве
Рефетека ру refoteka@gmail.com