Пушкина В. Н.
Князь Лука Степанович Гедианов был человеком богатым и принадлежал к старинному и знатному роду.Будучи женат,со своей женой он давно не жил. На пятьдесят девятом году жизни ему приглянулась молоденькая солдатская дочка Дуня Антонова. 31 октября 1833 года у Луки Степановича Гедианова и Дуни, теперь Авдотьи Константиновны Антоновой, родился сын Саша. Ситуация складывалась таким образом, что жениться и узаконить ребенка князь не мог. Луке Степановичу пришлось записать Сашу сыном своего дворового человека, Порфирия Бородина. Таким образом, мальчик стал крепостным собственного отца. Со временем князь купил Авдотье Константиновне дом и дал сыну вольную.
С детства у Бородина было два страстных увлечения: химия и музыка. Ему было девять лет, когда он сочинил первое произведение - польку «Элен», в честь предмета своего обожания. К этому времени мальчик уже музыцировал на флейте и фортепиано, а чуть позже самостоятельно выучился играть на виолончели. Что касается другого увлечения Саши, то благодаря этому весь дом был наполнен колбами, бутылками, трубками и другими предметами. К тринадцати годам у Бородина появилась целая лаборатория, в которой он делал свои опыты, от фейерверков до акварельных красок. Из-за своего происхождения, Саша не имел права учиться в гимназии. Образование мальчик получал дома. И так приуспел в науках, что сдав экзамен на аттестат зрелости при гимназии, Александр Бородин поступил на медицинский факультет в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Но интерес к химии отодвинул медицину на второй план. Под руководством химика профессора Зинина, Александр стал работать в лаборатории. Очень скоро профессора стали видеть в студенте Бородине будущее светило химии.
После окончания обучения, Александра Порфирьевича отправляют в трёхлетнюю командировку за границу. Там он знакомится с Менделеевым, Боткиным, Ковалевским, Сеченовым. Самоотвержено занимаясь наукой, делая новые открытия, Бородин не забывал и о музыке. Он много сочинял, в основном, камерные произведения и романсы, участвовал в любительских концертах. “Прослыл здесь окончательно за музыканта”, - пишет он Авдотье Константиновне.
В Германии Бородин познакомился со своей будущей женой - таллантливой молодой пианисткой Еленой Сергеевной Протопоповой. Девушка была больна туберкулезом и приехала в Германию в надежде поправить свое здоровье. Так совпало, что Протопопова и Бородин поселились в одном пансионе. Екатерина Сергеевна прекрасно исполняла произведения Шумана и Шопена, которые мало были знакомы Бородину. Замерев у рояля, он был очарован не только новой музыкой, но и самой исполнительницей.
Вернувшись на Родину, Бородин становиться профессором на кафедре химии в Медико-хирургической академии. В это же время в его жизни происходит еще одно важное событие: знакомство с Балакиревым и его кружком, которое перевернуло музыкальное сознание Бородина. «До встречи со мной, - писал Балакирев, - он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство». Общение с балакиревским кружком укрепило творческий дух Бородина, так как наделенный природной скромностью, композитор слишком строго относился к себе и часто сомневался в своем творчестве. Воодушевленный Балакиревым, он пишет симфонию. Это произведение стало первым признанием Бородина, как композитора. Окрыленный успехом, Александр Порфирьевич задумывается об опере, выбрав для нее сюжет “Слово о полку Игореве. Однако композитор переживает, что у него не хватит времяни для такой серьезной музыкальной работы.
Действительно, Бородин очень занят: лекции, экзамены, исследования, заседания Русского химического общества, организация «Женских медицинских курсов». К тому же жена, страдавшая болезнью легких, плохо себя чувствует в петербургском сыром климате, и по долгу живет у матери в Москве. Некому следить за бытом в доме. Бородин работает без отдыха, ложиться заполночь и встает в 5-6 утра. «Его не удобная, похожая на проходной коридор квартира, не позволяла ему запереться, сказаться, что нет дома, и не принимать. Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал недоевши и недопивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать…Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь…”- говорил Римский-Корсаков.
Один из эпизодов его жизни показывает нам, насколько Бородин принимал чужие проблемы близко к сердцу. Убийство царя Александра II повлекло за собой массовые репрессии студентов, учавствовавших в общественной жизни. Бородин целыми днями разъезжал по учреждениям, разыскивая своих студентов, наводил справки о них, и занимался ликвидацией компроминтирующих их материалов.
Для оперы хронически не хватало времени. Но друзья - музыканты торопили и настаивали, чтобы Бородин писал, ни смотря ни на что. «Наши музикусы меня все ругают, что я не занимаюсь делом, и что не брошу глупостей, то есть лабораторных занятий и пр. Чудаки! Они серьезно думают, что кроме музыки и не может и не должно быть другого серьезного дела», - писал Бородин своей жене. В 70-е годы карьера Бородина - химика достигает своих вершин. «Я теперь веду жизнь по преимуществу химическую», - шутил Александр Порфирьевич.
Так продолжалось много лет. До конца жизни Бородин так и не успел закончил свою единственную оперу «Князь Игорь», которая тем не менее стала шедевром русской оперной сцены. После его смерти Глазунов и Римский-Корсаков завершили работу над произведением по наброскам композитора.
Блистательный ученый и выдающийся композитор скончался в 53 года от разрыва сердца.