Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
В. И. Ленин в своей теоретической и практической деятельности постоянно и неизменно уделял огромное внимание делу воспитания и образования трудящихся.
Творчески развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин указывал, что вопросы, воспитания и образования в Советском государстве необходимо решать в неразрывной связи с задачами организации народного хозяйства и социалистического строительства, развития науки и культуры.
Он неустанно разоблачал лживые утверждения апологетов капитализма о том, будто в условиях буржуазного строя достигнуто равенство в области образования и школа может быть вне политики. Он говорил, что «буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности».
В. И. Ленин убедительно вскрыл антинародный характер буржуазной школы и вместе с тем считал неправильным нигилистическое отношение к ней. Признавая, что старая школа была школой муштры и зубрежки, он говорил, что надо уметь отличать в старой школе плохое от хорошего, уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма.
Высказывания В. И. Ленина о старой школе неразрывно связаны с его учением о двух культурах в каждой национальной культуре и о том, что пролетариату, строящему новое общество, необходимо творчески использовать культурное наследие прошлого.
После Великой Октябрьской социалистической революции рабочий класс, взяв в свои руки государственную власть, стал вместе с трудящимся крестьянством законным наследником и преемником всех достижений предшествующей культуры. Впервые в истории эти достижения стали достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, — говорил В. И. Ленин,— чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Пролетарская революция создала все условия для подъема культурного уровня народных масс, открыла широкие пути для культурного развития всем народам России, которые царская власть сознательно держала в темноте и невежестве.
В. И. Ленин убедительно доказал, что завоевание политической власти рабочим классом является необходимой предпосылкой культурной революции. Он опроверг взгляды оппортунистов о том, будто сначала следует подготовить в условиях старого общества культурных людей, а затем уже пролетариату брать политическую власть в свои руки, будто сначала следует достигнуть определенного уровня культуры, а потом строить социализм.
«Если для создания социализма, — писал В. И. Ленин, — требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».
В статье «О кооперации» В. И. Ленин, отводя нападки на Коммунистическую партию со стороны ее противников, писал: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.
Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной...»
В. И. Ленин считал культурную революцию составной частью социалистической революции. Указывая, что Октябрьская революция создала необходимые условия для быстрого и всестороннего подъема культуры, В. И. Ленин постоянно призывал советских людей повышать культурный уровень, развивать новую, социалистическую культуру. Основной задачей культурной революции он считал всестороннее приобщение трудящихся ко всем культурным достижениям прошлого и формирование в СССР новой, социалистической культуры. Он постоянно указывал советскому народу на те решающие задачи в области культурного строительства, которые диктовались требованиями развивающегося народного хозяйства.
Еще в 1920 году, когда только начиналась мирная созидательная деятельность советских людей по восстановлению народного хозяйства, В. И. Ленин разъяснял трудящейся молодежи, что усвоение ею культуры, науки, всех знаний, выработанных человечеством, имеет огромное историческое значение.
В своих последних статьях «Странички из дневника», «Лучше меньше, да лучше» и других гениальный вождь Октябрьской революции завещал всемерно развертывать в СССР культурную революцию и укреплять связь между строительством социализма и культурным развитием страны.
Он требовал осуществлять самую разностороннюю культурную работу в деревне среди громадной массы крестьянства, полное кооперирование которой считал невозможным без культурной революции. Он понимал культурную революцию как мощное движение самих трудящихся, направленное на создание новой, социалистической культуры.
«Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является,— как отмечал В. И. Ленин, — выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Разоблачение В. И. Лениным реакционных попыток «пролеткультовцев» создать особую, «пролетарскую культуру», оторванную от прогрессивного наследия прошлого, имело огромное значение для преодоления ошибочных, антимарксистских взглядов на сущность социалистической культуры. В. И. Ленин в ряде своих выступлений наметил пути развития социалистической культуры на основе тесной связи ее со строительством социализма, усвоения и критической переработки всех культурных достижений прошлых эпох.
В. И. Ленин считал одной из важнейших задач культурной революции воспитание активных строителей социализма, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Действенными средствами культурной революции он считал ликвидацию неграмотности, введение всеобщего обучения, всемерное укрепление советской школы и коммунистическое воспитание новых поколений.
Неуклонное проведение Коммунистической партией ленинской политики братского сотрудничества народов на основе экономической, политической и культурной взаимопомощи, неустанная ее забота о том, чтобы сделать всех советских людей культурными и образованными, обеспечили расцвет в нашей стране социалистической культуры.
В. И. Ленин проявлял постоянную заботу о развитии советской школы, которую считал одним из важнейших средств культурной революции и коммунистического воспитания подрастающих поколений советского народа.
После Великой Октябрьской социалистической революции совершилось коренное преобразование школы, служившей в буржуазном обществе орудием классового господства буржуазии. Советская власть впервые в истории сделала школу доступной детям трудящихся, осуществила равенство в образовании для всех народов нашей страны, подчинила знание и школу борьбе трудящихся за построение социалистического общества, обеспечила расцвет науки и культуры.
Часть интеллигенции, зараженная буржуазной идеологией, все еще продолжала думать, будто школа должна быть вне политики, вне классовой борьбы. Идеологи буржуазии всячески использовали лозунг «беспартийности», чтобы отвлекать от участия в революционной перестройке школы демократическое учительство, переходившее на сторону Советской власти.
В. И. Ленин в своих работах доказал, что лозунг «беспартийности» и «аполитичности» лицемерно прикрывает буржуазную сущность старой школы, в то время как прямое признание связи советской школы с классовой борьбой пролетариата открывает перед учительством великие перспективы служения народу.
Разъясняя участникам I Всероссийского съезда по просвещению, проходившего в Москве в августе 1918 года, принципиальные основы политики Советской власти в области народного образования, В. И. Ленин говорил, что одной из составных частей в той борьбе, которую Советская власть ведет с буржуазией, является дело народного образования. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие».
Установив связь школы с борьбой трудящихся за социалистическое преобразование общества, великий Ленин способствовал выявлению общественного назначения советской школы, небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителей нового общества, указал учительству правильный путь для творческой педагогической деятельности.
Мысль В. И. Ленина о принципиально новой роли школы в условиях советского строя получила отражение в программе Коммунистической партии, которая была принята VIII съездом партии в 1919 году. «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
Школа должна стать проводником принципов коммунизма и идейного влияния пролетариата на трудящееся население «в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Эти благородные цели, поставленные перед советской школой, соответствуют интересам и чаяниям всего прогрессивного человечества.
Исходя из учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин выдвинул задачу — вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества.
Большое значение в деле всестороннего развития нашей молодежи Ленин придавал также ее физическому воспитанию: развитию силы, выносливости и других важных физических качеств, необходимых строителям социализма и защитникам Родины.
III съезд комсомола (1920) в резолюции по докладу В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» следующим образом определил цель физического воспитания: «Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленного к созданию гармонически развитого человека, творца — гражданина коммунистического общества...
Физическое воспитание преследует также непосредственно практические цели: 1) подготовку молодежи к трудовой (производственной) деятельности и 2) к вооруженной защите социалистического отечества».
Развивая марксистское учение о воспитании, В. И. Ленин считал основной задачей воспитания советской молодежи умственное образование, овладение научными знаниями. Указывая, что молодежи предстоит завершить строительство коммунизма, он подчеркивал, что эту ответственную миссию молодежь сможет достойно выполнить, если будет неустанно учиться, овладеет научными знаниями.
Успешное строительство коммунистического общества требует, чтобы молодежь овладела всей сокровищницей культуры, всеми знаниями, которые выработало человечество на протяжении своего исторического развития. Строителю коммунизма необходимы глубокие, систематические научные знания из самых различных отраслей науки и техники. Этот широкий объем знаний молодежь должна приобретать в процессе самостоятельного умственного труда.
Предостерегая против механического заучивания научных истин, В. И. Ленин всегда учил молодежь бороться против подмены науки голыми лозунгами, формальными схемами.
«Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека».
Питая законную ненависть к старой школе как к средству закабаления трудящихся, говорил Ленин, мы должны на место старой зубрежки, старой муштры «поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования».
В. И. Ленин указывал молодежи, что только соединение учения с участием в строительстве нового общества вместе с рабочими и крестьянами может обеспечить действительное коммунистическое воспитание. Молодежь должна связывать каждый шаг своего воспитания и образования с борьбой трудящихся за построение коммунизма, неустанно помогать утверждению нового и передового. Он говорил, что мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от той бурной жизни, в процессе которой создается коммунистическое общество.
Для разработки марксистской теории обучения имеют важное значение ленинские работы по вопросам теории познания. Развивая диалектико-материалистическую теорию познания, В. И. Ленин дал классическую характеристику познавательного процесса: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Опираясь на ленинскую теорию познания как на свою методологическую основу, советская дидактика разрешает вопрос о сущности процесса обучения, о связи между чувственным познанием, абстрактным мышлением и практической деятельностью учащихся в процессе обучения.
Развивая в новых условиях учение К. Маркса и Ф. Энгельса о морали, В. И. Ленин решительно отвергал антинаучные взгляды о вечности и неизменности моральных норм, подчеркивал историческую и классовую сущность морали. Он вскрывал классовую сущность морали эксплуататорского общества, основанной на принципе: «...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».
Гневно разоблачал В. И. Ленин клеветнические измышления буржуазии о том, что у пролетариата будто бы нет морали. Он глубоко раскрыл, что же именно является в социалистическом обществе критерием морали, что следует признавать нравственным в жизни общества и в поведении отдельного человека. Ленин показал, что в противоположность буржуазной морали, которая способствует укреплению господства эксплуататорских классов, коммунистическая мораль служит разрушению старого общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, строящего коммунизм. «В основе коммунистической нравственности лежит,— по словам В. И. Ленина,— борьба за укрепление и завершение коммунизма».
Все, что мешает членам социалистического общества объединиться для созидательной деятельности, что разъединяет их в борьбе и общем труде, что затрудняет воспитание в каждом человеке необходимых ему качеств,— все это и противоречит коммунистической морали. Поэтому В. И. Ленин считал, что дело воспитания, образования и учения молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали.
Коммунистическое воспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде всего воспитание сознательной дисциплины, необходимо воспитывать «всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде». Он призывал воспитывать у молодежи организованность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, пробуждать у нее стремление отдать все свои силы и способности делу коммунистического строительства. Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающего поколения Ленин придавал воспитанию любви к социалистическому отечеству, которая должна носить действенный характер. Воспитание любви к Родине необходимо тесно связать с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарности между трудящимися всех стран.
Важную роль в деле воспитания всесторонне развитых людей В.И.Ленин отводил политехническому образованию. Сформулированные им требования об осуществлении политехнического образования в советской общеобразовательной школе вошли в программу Коммунистической партии, в которой предусмотрено проведение для детей обоего пола до семнадцати лет бесплатного общего и политехнического образования, которое должно ознакомить их в теории и на практике с главными отраслями производства и вооружить основными трудовыми навыками.
В статье «Роль Ленина в борьбе за политехническую школу» Н. К. Крупская указывает, что пункты программы, касающиеся общего и политехнического образования, а также тесной связи обучения с детским общественно производительным трудом, были сформулированы В. И. Лениным.
В годы перехода к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, когда были намечены перспективы электрификации страны, В. И. Ленин со всей остротой поставил вопрос о необходимости преодолеть характерный для старого общества разрыв между воспитанием и материальным производством. Он требовал увязать задачи и содержание работы советской школы с организацией народного труда, с актуальными запросами народного хозяйства, промышленности и сельскохозяйственного производства. В отрыве от жизни, от трудовой деятельности он видел основной порок всей организации образования в условиях господства буржуазии.
В своей речи на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губоно (февраль 1920 года) В. И. Ленин указывал: «Одним из коренных недостатков постановки образования и просвещения в капиталистическом обществе было то, что оно было оторвано от основной задачи организации труда постольку, поскольку капиталисту нужно было натаскать и надрессировать покорных и дрессированных рабочих. Связи между действительными задачами организации народного труда и между преподаванием в капиталистическом обществе не было». Школа в социалистическом государстве призвана, по мысли Ленина, изжить этот коренной недостаток и так поставить воспитание и учение детей, чтобы оно было тесно связано с жизнью, с борьбой против эксплуататорского строя, с трудом рабочих и крестьян.
Этой идеей пронизана речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи в октябре 1920 года. В этой исторической речи он выдвинул перед молодым поколением, которое будет создавать коммунистическое общество, в качестве основной задачи задачу «учиться коммунизму».
Сознательно усвоенные и глубоко продуманные знания молодежь должна уметь применять на практике. Лишь при этом условии она сможет активно участвовать в хозяйственном возрождении страны, в реорганизации земледелия и промышленности на основе современной науки и техники.
Придавая большое значение электрификации страны и подчеркивая необходимость связать образование с задачами социалистического строительства, В. И. Ленин указывал: «Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение».
В. И. Ленин большое место в политехническом образовании отводил ознакомлению молодежи с электрификацией, умениям приложить ее к промышленности и земледелию. Мысль о широкой постановке пропаганды электричества, в которой активную роль должна сыграть и школа, высказана В. И. Лениным в 1920 году, когда шла работа над составлением Государственного плана электрификации всей Советской страны. Очень интересны в этом отношении письма В. И. Ленина (конец 1920 года) к Г. М. Кржижановскому, руководившему разработкой плана ГОЭЛРО.
По словам Н. К. Крупской, «1920—1921 годы — это были годы, когда внимание Владимира Ильича было больше чем когда-либо направлено на производственную пропаганду и на политехническую школу». Это было вызвано тем, что их осуществление он тесно связывал с вопросом электрификации страны как технической базы для создания индустриальной России, с переходом на плановое ведение всего народного хозяйства. Решение всех этих задач требовало поднятия уровня сознательности масс, высокой культуры труда. Помочь в разрешении этих больших хозяйственно-политических задач должно было приобщение подрастающих поколений к техническим знаниям в политехнической школе.
Составляя в середине декабря 1920 года план своего доклада на VIII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин в заключение пишет:
«Электрификация + Советская власть= коммунизм...
Во всех школах: наша программа: политехническое образование+всесторонний приступ к работе».
В проекте резолюции VIII Всероссийского съезда Советов по докладу об электрификации, который был составлен В. И. Лениным, мы читаем: «Изучение этого плана должно быть введено во всех без изъятия учебных заведениях республики; каждая электрическая станция и каждый сколько-нибудь сносно поставленный завод и совхоз должны стать центрами ознакомления с электричеством, с современной промышленностью и центрами пропаганды плана электрификации и систематического преподавания его».
Вооружение подрастающего поколения основными понятиями об электричестве, о его применении в промышленности В. И. Ленин ставит на первое место и в той системе политехнического образования, которое он наметил в это же время (декабрь 1920 года) в своих заметках «О политехническом образовании» на тезисы Н. К. Крупской, составленные для доклада о политехнической школе на партийном совещании по вопросам народного образования. В них В. И. Ленин высказывает ряд принципиально важных положений о содержании политехнического образования и о путях его осуществления в условиях того времени. В. И. Ленин указывал, что учащийся старших классов II ступени, получая практическую подготовку к участию в общественном производстве в 12—17 лет, не должен становиться узким ремесленником.
Необходимо, чтобы он обладал широким общим образованием, имел политехнический кругозор и основы, начатки политехнического образования. А именно:
«(аа) основные понятия об электричестве (точно определить, какие),
(бб) о применении электричества к механической промышленности,
(вв) —»—тоже к химической,
(тт) тоже о плане электрификации РСФСР,
(дд) посетил не менее 1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз,
(ее) знал такие-то основы агрономии и т.д. Разработать детально минимум знаний».
В. И. Ленин считал, что политехническое образование должно быть тесно связано с получением подрастающим поколением общеобразовательных знаний и воспитанием коммунистической нравственности. Творчески развивая учение основоположников марксизма о политехнизме, Владимир Ильич конкретизировал его содержание.
Слушая на III сессии ВЦИК (26 сентября 1920 года) доклад наркома просвещения А. В. Луначарского о деятельности Наркомпроса, В. И. Ленин делал для себя конспективные записи некоторых положений, выдвинутых как самим докладчиком, так и лицами, выступавшими в прениях. В частности, он отметил мысль докладчика о том, что политехнический принцип не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще.
В заметках на тезисы Надежды Константиновны «О политехническом образовании», написанных три месяца спустя, он указал, каковы те главные отрасли cоциалистического производства, с основами которых надо ознакомить учащихся, осуществляя политехническое образование. К этим главным отраслям В. И. Ленин, как видно из предшествующего изложения, относил наряду с энергетикой, механической и химической промышленностью также и агрономию. В «Тезисах о производственной пропаганде» (ноябрь 1920 года) он писал, что «задача социализма сближать и объединять промышленность и земледелие».
В перестройке отсталого в России сельского хозяйства на базе электрификации и передовой техники Ленин видел важный фактор на пути к уничтожению противоположности между городом и деревней, к созданию бесклассового общества. Включая сельское хозяйство в круг политехнизма, он, таким образом, расширил его содержание. Большое значение имел также перечень практических мероприятий на путц к осуществлению политехнизации, которые В. И. Ленин рекомендовал немедленно провести, несмотря на отсталость промышленности и хозяйственную разруху. Такими первоочередными мероприятиями он считал посещение учащимися ближайшей электростанции и прослушивание там курса лекций с показом опытов, проведение практических работ по электричеству и экскурсий в совхозы и на заводы, устройство маленьких музеев по политехническому образованию. Для проведения политехнического образования В. И. Ленин предлагал привлечь всех инженеров, агрономов, а также всех окончивших университеты по физико-математическому факультету.
В. И. Ленин заботился не только о подготовке рабочей силы, рабочих рук, но и о том, чтобы молодежь овладевала высотами современной техники, которая сделает страну непобедимой и просвещенной. Он тесно связывал подготовку рабочей силы с воспитанием всесторонне развитых, сознательных строителей социалистического промышленного и сельскохозяйственного производства.
Вопрос об осуществлении политехнического образования В. И. Ленин тесно связывал с новым подходом к труду, к вопросам дисциплины. Сущность коммунистического труда им отчетливо раскрыта в статье «От разрушения векового уклада к творчеству нового» (апрель 1920). В ней он писал: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
Примером такого труда на общую пользу стали первые коммунистические субботники. В. И. Ленин называл их «великим почином», усматривал в их возникновении и быстром распространении в молодой Советской республике победу социалистической морали над мелкобуржуазным эгоизмом и другими привычками, доставшимися рабочему и крестьянину в наследство от капитализма.
Признавая большую роль в формировании коммунистических убеждений и морального облика новых людей их участие в общественно полезном труде, Владимир Ильич в речи на III съезде комсомола говорил: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами». Он считал, что комсомол должен взять на себя инициативу в деле воспитания всего подрастающего поколения с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде. Нужно поставить дело так, чтобы «каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
Ленинские указания о связи обучения с призводительным трудом, о соотношении общего и политехнического образования служат руководством к действию в наши дни, когда с особой остротой встал вопрос о подготовке высокообразованных людей, способных к систематическому общественно полезному труду и к продолжению образования.
Грандиозные задачи, поставленные В. И. Лениным перед школой, могли быть осуществлены только с помощью нового учительства. Ленинские взгляды на задачи советской школы теснейшим образом связаны с его мыслями об учителе, его роли в воспитании новых людей и в строительстве социалистического общества.
Превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического переустройства общества могло быть осуществлено Советской властью путем привлечения на свою сторону старого учительства и подготовки новых учителей из среды рабочих и крестьян.
В произведениях В. И, Ленина учительство рассматривается как важнейшая сила в строительстве социализма. Выступая в 1918 году на съезде учителей, ставших на сторону Советской власти и назвавших свою профессиональную организацию «Союзом учителей-интернационалистов», В. И. Ленин исключительно глубоко осветил задачи учительства в борьбе за утверждение завоеваний Октябрьской революции. Он призывал учителей не ограничиваться только профессиональной деятельностью. «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся».
В своих неоднократных выступлениях перед учительством и деятелями народного просвещения В. И. Ленин убедительно доказывал, что новый, свободный строй, при котором наука перестает служить целям эксплуатации, предоставляет учителям широкие возможности для многогранной педагогической работы. Он постоянно напоминал, что деятельность советского учителя должна быть примером служения своему народу и быть теснейшим образом связанной с политикой Коммунистической партии и Советского правительства, что долг советского учителя стать проводником идей коммунизма в массы населения.
В одной из последних своих работ — «Странички из дневника» — В. И. Ленин писал, что надо систематически работать по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного строя (какой они являются в капиталистических странах) опорой нового, советского строя. Он считал необходимым помогать учителю связывать его преподавание в школе и культурно-просветительную работу среди населения с борьбой трудящихся за построение коммунизма. Эта задача, поставленная В. И. Лениным на заре пролетарской революции, продолжает и поныне сохранять свое актуальное значение.
В. И. Ленин высоко поднял авторитет советского учителя. Он призывал партию и весь народ бережно относиться к учителям, постоянно улучшать их материальное положение, оказывать им всемерную помощь в их почетной деятельности по воспитанию молодого поколения в духе коммунизма.
В «Директивах ЦК. коммунистам — работникам Наркомпроса», написанных в 1921 году, В. И. Ленин призывал органы народного образования к действенному руководству работой школ, к проведению мероприятий по учету и обобщению практического опыта работы учительства.
В статье «О работе Наркомпроса» (февраль 1921) Ленин писал: «Руководитель-коммунист тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощников из педагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опыт показать и учесть».
В период, когда народное хозяйство страны в результате гражданской войны и интервенции было разрушено, В. И. Ленин в «Страничках из дневника» призывал немедленно приступить к улучшению положения народного учителя. «Народный учитель, — писал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения».
Коммунистическая партия, претворяя в жизнь эти указания В. И. Ленина, постоянно заботится о том, чтобы народные учителя заняли самое почетное место в социалистическом обществе.
Выступления В. И. Ленина по вопросам культурной революции, коммунистического воспитания молодежи, его высказывания об умственном, нравственном воспитании и политехническом образовании составляют величайшее завоевание марксизма и служат путеводной звездой при решении актуальных вопросов народного образования, которые встают при осуществлении коммунистического строительства.
Выполняя заветы Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство большое внимание уделяют школе, которая призвана вооружить все подрастающее поколение нашей страны основами наук, политехническими знаниями и трудовыми умениями, подготовить его к производственной деятельности и к дальнейшему образованию.
Ленинские идеи о воспитании советской молодежи в духе коммунизма, преданности интересам трудящихся всего мира, о формировании у нее коммунистического отношения к труду, об участии в общественно полезном производительном труде нашли яркое выражение в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС, в решениях XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, в постановлениях ЦК партии и Советского правительства о развитии народного образования, школы и педагогической науки. Эти идеи помогают глубже понять роль коммунистического воспитания подрастающих поколений в укреплении социалистического общества, в решении великих задач построения коммунизма.
Работы В. И. Ленина дают возможность правильно решить вопросы об отношении советской педагогики к педагогическому наследию прошлого. В них разоблачается вульгаризаторское, сектантское понимание марксизма как учения, якобы оторванного от прежних научных достижений. В свете этих работ становится ясным, что советская педагогика, отбрасывая все реакционное, хранит и развивает передовые педагогические традиции.
Учение В. И. Ленина о социалистической культуре, просвещении и коммунистическом воспитании является основой советской педагогики.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/