Рефетека.ру / География

Доклад: Атитлан

Атитлан

В горах Гватемалы, выше 3 000 тысяч метров над уровнем моря, лежит сказочно красивое озеро Атитлан. Геологи утверждают, что 15 млн. лет назад здесь появились три вулкана: Атитлан, Сан-Педро и Толиман. Около 100 тысяч лет назад, во время извержения одного из них, и возникло горное озеро. Извержение было настолько сильным, что оно уничтожило все живое на территории, где сегодня расположена Гватемала.

Издавна берега этого чуда природы населяли племена индейцев, носивших яркие одежды. Культура озерных жителей отличалась от культуры остальных индейцев Гватемалы. Атитланцы особенно почитали гигантессу Кабракан - богиню землетрясений, которая могла вырывать с корнем леса, поднимать в воздух города, высекать огонь, чтобы поджигать землю.

Каждое племя озера, а их было несколько, носило одежду своих цветов. Они варьируются от насыщенно-голубого, до багряного.

На Атитлан приплывали торговцы с окрестных земель, индейцы какчикели и цутуил. На продажу выставлялись золото и драгоценные камни, мед и перец, веревки из волокон агавы, каучук и кожа, священное дерево копаль. Жрецы следили за вулканами, которые возвещали народам о войне и мире. Если вулкан был покрыт облаками, значит люди могли спать спокойно, стране никто не угрожал. Но если туман вдруг рассеивался, это означало приближение неприятеля.

Индейцы с Атитлана были весьма воинственны. Они имели обыкновение привязывать к деревьям пленных и стрелять в них из луков, стараясь не попадать в жизненно важные органы, чтобы подольше наблюдать агонию.

У храма Атит, посвященного богине народа майя Шмукане, женщины натирали соски краской и облачались в ватные панцири. После чего сражались друг с другом, подражая юношам.

Испанцы пришли на Атитлан, зная о несметных сокровищах этой земли. Местный касик, вождь, принял послов Педро де Альварадо, завоевателя Гватемалы, и тут же казнил их. Легенды говорят, что в тот день вулкан освободился от пелены тумана. Это означало, что к озеру подходит неприятель. Испанцы шли без боя барабанов, звука труб и топота. В тумане едва виднелись их шпаги, доспехи и мушкеты.

Воины "Цветущего Края", так называли Атитлан конкистадоры, сражались долго. Индейцы, конечно же, были разбиты. Оставшиеся в живых поспешили спрятать свои несметные богатства у подножия вулкана, который к моменту падения индейских городов, совсем очистился от тумана. Испанцы попытались подплыть на стволах деревьев к сокровищам, сваленным в кучу, как вдруг началось извержение. Огненная струя преградила путь конкистадорам. Обожженные испанцы барахтались в волнах. Сокровища же, брошенные у вулкана индейцами, были погребены лавой.

С Атитланом связана прекрасная легенда о некой метиске низкого происхождения, которая полюбила юношу из знатного рода. Чтобы приворожить его, девушке нужно было семь ночей ложиться в кровать в мужском костюме "праведника". Такие костюмы надевали избранные молодые люди в день святой Кармен. Семь ночей мужская одежда пропитывалась потом девушки. Перед тем как отдать костюм своему возлюбленному, ей необходимо было увидеть себя в зеркале в полный рост. Большого зеркала у метиски не было. В ночь перед праздником она надела костюм, предназначенный для знатного юноши, и отправилась к озеру, чтобы посмотреться в его зеркальную гладь. Девушка взобралась на базальтовую глыбу у берега, но не удержалась. Несчастная утонула. И теперь, когда идет дождь и светит полная Луна, покойница появляется в зеркале озера. Местные жители утверждают, что все это - чистая правда.

В городе Сантьяго-Атитлан мы стали свидетелями того, как индейцы с озера отмечают праздники, посвященные многочисленным святым. Один из них, святой Сантьяго, является покровителем города. Индейцы называют его "ним квидж Сантьяго", или Сантьяго Большое Солнце.

Празднование начинается утром, когда члены нескольких городских кофрадиа, религиозных организаций, собираются у храма. Они заходят в церковь и выносят на плечах святого, который целый год находился в церкви.

Для атитеков, так называют индейцев с Атитлана, эти статуи являются живыми образами божеств, которые сочетают в себе католическую и местную атрибутику. У святых просят о благословении, исцелении, счастье. Члены кофрадиа присматривают за балдахинами святых, некоторые из них были сшиты в XVII-XVIII веках. Индейцы боятся, что церковные служители могут отобрать или конфисковать их. В центральном месте храма, по представлениям атитеков, находится "ркуш ручильев" - "пуп земли", центр мира, место рождения всего сущего. От ритуального центра начинается долгий путь святого вокруг города. Каждый этап шествия отмечается взрывами брошенных вверх динамитных шашек. Звук настолько сильный, что необходимо открыть рот, чтобы не заболели уши. Процессия двигается медленно. Ее движение символизирует движение Солнца по небосводу. Вся церемония костумбрес, то есть ритуал, рассматривается индейцами атитеками как движение людей по пути следования Солнца. Пройти этот путь, который называется "нога рассвета, нога солнца", значит, помочь светилу двигаться по своему небесному пути.

Естественно, туристы пытаются запечатлеть процессию на пленку. Майя игнорируют их или очищают от них свой путь, когда это необходимо. Двигаясь вокруг города, процессия делает четыре остановки. Каждая из них символизирует остановку на одном из четырех углов мира. Носилки со святыми опускаются на землю. Некоторые индейцы молятся. Руководитель церемонии - кабецера подносит участникам шествия священный напиток, агуардиенте. Это пища святого. Кроме того, агуардиенте питает и угол мира, на котором стоят сейчас майя-атитеки. Помимо легального агуардиенте индейцы используют и нелегальные: контра леи, де ла леи, пцигуан я, или "воду каньона". Это очень крепкие напитки, но от них нельзя отказываться. После нескольких доз многие уже с трудом передвигаются. К концу церемонии процессия превращается в пьяную и галдящую толпу. Мир кажется ей размытым в цвете, шуме и дыме. Многих рвет, и все же над людьми витает чувство святости и жертвенности.

Майя верят в то, что если они откажутся от своих обрядов, то мир попросту умрет. Боги дали майя жизнь, и теперь индейцам необходимо оплачивать этот долг: заботиться о богах, кормить их. Долг перед богом, святыми возвращается в форме ритуального действа, костумбрес. Майя говорят, что их ритуал связан с сакрифисио, жертвованием. Члены общины несут значительные расходы по организации церемонии. К тому же они напиваются почти до потери сознания, что отражается на здоровье в последующие несколько недель. Это, безусловно, жертва со стороны атитеков, так как она связана с болью, рвотой и болезненным состоянием организма.

За десять часов атитеки обходят весь город. За время движения к процессии присоединяется несколько тысяч человек. В конце церемонии носилки занесут в церковь, где до следующего года святой будет ждать очередного выноса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/


Рефетека ру refoteka@gmail.com