Смирнов В. Л.
Мария Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами и изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого, расположенного близ Капернаума г. Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина). Благодарная Христу за исцеление, она вместе с апостолами и группой местных жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди. Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.
Западноевропейские художники изображали эту святую чаще всего во многофигурных композициях, посвящённых Страстям Господним: в сценах "Снятие с креста", "Оплакивание", "Положение во гроб". Мы видим там, как она скорбит у ног умершего Спасителя, на некоторых картинах — в скорби приникает губами к ногам Его. Так она изображена на знаменитом, полном трагизма "Оплакивании" Хусепе Риберы. Изображали Марию Магдалину также в картинах на тему "Святое собеседование". Эти картины представляют собой Мадонну с младенцем, сидящую на троне, по левую и правую сторону которого стоят святые.
Во всех названных композициях художники показывают нам Марию Магдалину как страстно верующую, глубоко убеждённую в истине Учения своего Божественного Учителя и преданную Ему ученицу, которая, как известно, по окончании земного пути Спасителя явила неколебимую твёрдость веры и мужество при распространении Евангелия среди язычников, за что не только причислена церковью к лику святых, но и именуется равноапостольной.
Но наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного обновления человека, его самосовершенствования.
Многие прославленные художники изображали Марию Магдалину в тот момент, когда она, уединившись, с покаянной молитвой обращается к Богу. Такой предстаёт она перед нами на полотнах Эль Греко и Хусепе Риберы, Караваджо и Жоржа де ля Тура. Но наиболее совершенно идея очистительного и преображающего душу покаяния выражена, пожалуй, в картине Тициана, которая хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Удивительно верно передано художником то, как женское сердце переживает большое горе. Обращённые к небу глаза, полные слёз; покрасневшие от долгого неутешного плача веки; слёзы, обильно текущие по щекам; припухшие и, как и глаза, чуть покрасневшие и влажные ноздри и губы; рука, прижатая к груди, и другая, безвольно опущенная на колени, — всё это так живо, так убедительно передаёт всю глубину раскаяния Марии Магдалины, что внимательному и вдумчивому зрителю становится ясно: если человек столь горячо и сильно кается в своих прошлых проступках, в своём моральном падении, он уже никогда не повторит былых ошибок и не станет на дурную стезю. Он спасён. Ведь прошлое представляется Марии Магдалине страшной бедой, и все силы души её устремлены к тому, чтобы порвать с этим тёмным, греховным прошлым.
Атрибуты Марии Магдалины напоминают об отдельных эпизодах её жизни и характеризуют её как великую святую. Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги Спасителя на пиру у Симона Фарисея. Другой постоянный атрибут Марии Магдалины — череп, символизирующий бренность человеческой жизни, говорит о том, что краткое земное существование надо посвящать совершенствованию души. Раскрытая Библия указывает нам, что преображение грешницы в святую произошло под влиянием христианского учения. Дерево справа от Марии Магдалины символизирует не только её духовный рост, но и её бессмертие. Скала за спиной Марии Магдалины — символ её твёрдости в вере.
Точно такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков выражено в чудесном стихотворении А. С. Пушкина "Воспоминание":
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
Кто способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного роста.