Тон Константин Андреевич
Годы жизни: 1794 г. - 1881 г.
Архитектор
Константин Андреевич Тон прожил большую и в целом счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора "по части архитектуры". На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К. А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного "русско-византийского стиля" - направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада - "православие, самодержавие, народность".
В 1994 г. в Московском Кремле прошла представительная научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения зодчего. В этом же году началось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя, это еще и комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой.
Родился К.А. Тон 26 октября 1794 г. в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина у него было еще два сына - Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет. С 1809 г. он начал заниматься архитектурой под руководством А. Н. Воронихина.
Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: малой серебряной медалью в 1813 г. был отмечен его проект инвалидного дома, а еще через год награды в виде большой серебряной медали Тон удостоился за разработку проекта монастыря. В 1815 г. следующую медаль - малую золотую - Тон получил за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу.
Однако совершить такую поездку сразу по получении звания художника Тону не удалось. Он вынужден был поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ. А в 1818 г. недавний выпускник Академии представил на ее суд исполненный им проект ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху К. Тону удалось отправиться в пенсионерскую поездку.
За границей К. А. Тон пробыл почти 10 лет. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме.
В 1828 К. А. Тон возвращается в Петербург. Разрабатывает проекты оформления парадных залов Академии художеств. Недавний пенсионер с успехом решил предложенную ему задачу: уже в самом начале 1829 г. его проекты удостоились "высочайшего одобрения".
Проект К. А. Тона был приведен в исполнение к 1837 г. В оформлении парадных залов Академии приняли участие и другие питомцы академической школы.
Одновременно с парадными залами по проекту К. А. Тона, разработанному в 1829 г., переделывалась и академическая церковь.
Проекты, выполненные К. А. Тоном по заданию А. Н. Оленина, сыграли в жизни архитектора важную роль. Именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, Тон в 1830 г. был удостоен звания академика. Со следующего года он начал преподавать в архитектурном классе, а еще два года спустя занял в Академии должность "профессора 2-й степени". Преподаванием К. А. Тон занимался фактически до конца жизни, воспитав за это время много молодых мастеров архитектуры.
В 1830-х гг. творческая деятельность К. А. Тона оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве. К этому же времени относятся первые попытки реставрации древних сооружений. За их работами заинтересованно следил император Николай I, много внимания уделявший искусству.
А в Петербурге в 1827 г. началось проектирование церкви св. Екатерины у Обводного канала. Этой работе суждено было занять в истории культового зодчества России "пограничное" положение: с одной стороны, она как бы подвела итог развитию классицизма, а с другой - символизировала рождение "русско-византийского стиля". Император не счел пригодным для осуществления в натуре ни один из представленных на конкурс проектов. Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект понравился. Тон приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в русском стиле".
Строительство церкви св. Екатерины, начатое весной 1831 г., закончилось в 1837 г. В 1870-х гг. композицию церкви дополнили шатровой колокольней; при консультации К. А. Тона ее спроектировал архитектор В. А. Дорогулин. До наших дней храм не сохранился: в 1929 г. его снесли, а на освободившемся месте через несколько лет возвели кинотеатр "Москва".
В 1830 г. проводился еще один очень важный архитектурный конкурс. Его целью была разработка проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне против наполеоновской Франции. В конкурсе наряду с К. А. Тоном приняли участие и другие петербургские и московские архитекторы. Одобрение Николаем I проекта церкви св. Екатерины побудило Тона и в данном случае искать удачи на пути переработки и интерпретации форм древней национальной архитектуры.
Этот путь действительно привел к успеху: 10 апреля 1832 г. Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию.
Детализация общего замысла К. А. Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, наконец, исполнение проекта в натуре - все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров других специальностей. Всей этой армией строителей и художников умело руководил К. А. Тон. Сооружение храма после выполнения необходимых предварительных работ началось в 1839 г. Вчерне здание было построено к середине 1850-х гг., после чего приступили к отделке и украшению интерьеров. И только в 1881 г. проектный замысел был осуществлен полностью. А в самом начале того же года - 25 января - К. А. Тон скончался. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что создание храма Христа Спасителя стало поистине делом всей жизни зодчего.
И все же это дело было далеко не единственным. По размаху и интенсивности строительных работ с сооружением храма Христа Спасителя вполне сопоставима другая московская стройка тех же лет - возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, продолжавшееся с 1838 по 1851 г.
Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью св. Екатерины в столице по проектам Тона было сооружено еще несколько храмов.
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К. А. Тона действительно нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по "образцовым" проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, конечно тоже являвшиеся образцами "русско-византийского стиля". Таковы, например, соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.
Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени - пограничного между двумя большими архитектурными эпохами - классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена если не вечная, то длинная жизнь.