Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья.
В 1747 году тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Обширные земли в округе он купил у башкир почти за бесценок. А места оказались богатые: сосновые леса, озера, железная руда, залегающая почти на поверхности.
В 1752 году Каслинский завод купил Никита Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. Отправлялись в Центр России пушки и ядра. Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было самого высокого качества в мире!
И если в XVIII веке завод прославился отличным железом, то в XIX веке большую известность ему принесло чугунное художественное литье. Оказалось, что в Каслях есть большие запасы хороших формовочных песков. К тому же в достатке имелась древесина для изготовления угля.
Первые отливки из каслинского чугуна появились в 50-х годах XIX века. Это были крупные изделия. Среди них: плиты, решетки, садовые скамейки, надгробные барельефы. В 1860-1890 годах чугунное художественное литье достигает своего наивысшего расцвета. В это время Каслинский чугунолитейный завод получает дипломы и медали выставок в С.-Петербурге, Париже, Вене, Филадельфии, Стокгольме... Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа - чугунный павильон.
Каслинское художественное литье представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от монументальных скульптурных фигур до миниатюрных статуэток нежных балерин, от решеток для грандиозных сооружений до изящной садовой мебели, от бытовой простой формы посуды до ажурных настенных и настольных тарелок, ваз, подсвечников, шкатулок, коробочек, пепельниц. Напоенные живописными соками русской природы, проникновенно понимая ее красоты, каслинские мастера сумели разгадать сложный узор морщин коры старых деревьев, приветливо подставляющих свои ветви пернатым гостям, прекрасных цветов, различных плодов, радующих своей сочностью; они сумели сохранить в тяжелом чугуне мягкую грусть опавшей листвы и старой хвои.
Предметы Каслинского художественного чугунного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок. Произведения Каслинского художественного литья пользуются необычайной популярностью. Они так широко распространены, что стали поистине неисчислимыми, как неисчислимы скромные полевые цветы в привольном русском раздолье.
Достигнув замечательных успехов, каслинцы прославили на весь мир искусство уральских мастеров, превративших неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры, радующий ум и сердце человека. Каслинские произведения дают необычайно много для внимательного глаза и неторопливого размышления.
Каслинское чугунное литье известно во всем мире; чугунный павильон экспонировался на Парижской выставке 1900 г., сейчас он выставлен в Екатеринбургском художественном музее.