В. В. Чистяков
Можно, пожалуй сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Ж.-Б. Ламарк (1820 г.)
Нашему современнику - человеку конца XX века - особенно близки и понятны пророческие слова Ж.-Б.Ламарка, приведенные в эпиграфе. Ведь хорошо известно, что с появлением человека, особенно с началом его производственной деятельности, возникли все более ускоряющиеся и углубляющиеся изменения биосферы, что дало основание В.И.Вернадскому оценить человека как геологическую силу, изменяющую планету Земля в физическом, химическом и во многих других отношениях. Стало очевидным, что биосфера переходит в новое эволюционное состояние и роль человека в этом процессе становится далеко не однозначной. Сейчас уже окончательно окрепло понимание того, что наступило время, когда дальнейшая эволюция планеты и человеческого общества направляется Разумом и биосфера все более превращается в сферу Разума - Ноосферу.
В начале XX века В.И.Вернадский считал, что биогенные эффекты научной мысли проявятся ярко через сотни декамириад (декамириада - сто тысяч лет). Но события развивались гораздо стремительнее. На природу, процессы в которой протекают только эволюционно, медленно, обрушились результаты научно-технической деятельности человека, определяемые как научно-технический прогресс.
К сожалению, в судьбу биосферы научно-техническая революция привнесла гораздо больше отрицательного, чем позитивного. Установлено, например, что заводы, фабрики, транспорт выделяют в атмосферу до 800 млн.т. сажи и копоти в год. Кроме того, промышленные предприятия мира ежегодно выбрасывают в атмосферу около 700 млн.т. пыли, сернистого ангидрида, окиси углерода, окислов азота, углеводородов 1.
Размах антропогенного влияния на окружающую среду в последние годы достиг таких масштабов, что возникла реальная угроза самой жизни на планете. Речь идет, прежде всего, о вредных для биосферы аэрозолях и химических веществах, выбрасываемых промышленными предприятиями и разрушающих жизненно важный естественный барьер - озонный слой, предохраняющий живые организмы от действия ультрафиолетовых лучей; кислотных дождях, поражающих почву, водоемы; о радиационном загрязнении биосферы; обезвоживании и опустынивании огромных регионов планеты; о "парниковом эффекте" и т.д.
Совершенно естественно, что загрязнение атмосферы, воды, почвы, пищи нитратами, пестицидами, ртутью, радионуклидами и другими вредными веществами приводит к гибели животных и растений, вызывает тяжелейшие заболевания у людей. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), значительная часть болезней (80%) вызвана состоянием экологического напряжения.
Как выяснилось (И.И.Брехман 4), все вредные воздействия, как правило, суммируются, приводя к снижению неспецифической сопротивляемости организма человека, среди которых выделяются хронический стресс и понижения уровня и качества имунной защиты организма. Последнее дало основание некоторым ученым говорить об "экологическом СПИДе". Он совпал с возникновением СПИДа инфекционного и, вероятно, сделал его более агрессивным.
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на организм современного человека, является гипокинезия. Она появилась сравнительно недавно, но ее влияние на организм человека нарастает крайне быстро. Академик А.И.Берг еще в 1969 году приводил весьма показательные цифры, утверждая, что во всей вырабатываемой человечеством энергии доля мышечных усилий за последние 100 лет сократилась с 94 до 1%. Особенно пагубно ограничение движений сказывается на растущем, развивающемся организме детей и подростков.
Тяжелейшие экологические издержки и резкое снижение уровня жизни населения России в последние годы явились причиной катастрофического ухудшения здоровья людей. В своей статье "За всенародное движение "Здоровый мир" И.И.Брехман 5 - "отец" современной валеологии - приводит ряд данных, убедительно подтверждающих это. Отмечается, что сокращение численности населения России начинается еще до зачатия (физически или генетически неполноценные супружеские пары), во время пьяного зачатия, вследствие абортов, по которым Россия занимает одно из первых мест (около 3 млн.ежегодно) и как результат - в 1985 г. было принято 2,5 млн.родов, а в 1991 г. - только 1,5 млн. В 1975 г. недоношенных детей в СССР было 2 млн., а в 1990 году - 4 млн. Специалисты прогнозируют, что к 2015 г. доля здоровых новорожденных сократится до 15-20%. По детской смертности Россия обгоняет развитые страны в 2-2,5 раза. Больше половины российских школьников имеют слабое здоровье или просто больны. Нормальными во всех отношениях из стен школы выходят только 20-25% молодых людей, а в Санкт-Петербурге и Москве - только 3-4%. Детей с расстройством психики - 5 млн., а всего больных детей - 25 млн.
Велика заболеваемость и среди взрослых. Людей с психическими расстройствами - около 6 млн. человек. Хронических алкоголиков официальная статистика насчитывает 5 млн., фактически же их в несколько раз больше. Наркомания превращает в инвалидов все большее число людей, главным образом, молодых.
По продолжительности жизни Россия отстает от развитых стран на 10-15 лет. В 1992 г. прирост населения стал отрицательным, а по прогнозу к 2005 г. население России сократится почти в 2 раза.
За шесть последних лет "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое: если в 1990 году по этому принятому в ООН одному из важнейших показателей состояния общества РФ занимала 33-е место, то в 1996 году уже 57-е. Это следует из "Доклада о развитии человеческого потенциала", распространенного в нью-йоркской штаб-квартире ООН летом 1996 года. Следует заметить, что ежегодное исследование, публикуемое с 1990 года, рассчитывает "индекс человеческого развития", учитывая валовой внутренний продукт на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.
Как видим, отрицательные факторы антропогенного воздействия значительно снижают резервы здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях. И в этих условиях организм человека непрерывно адаптируется к целому комплексу стремительно изменяющихся природно-климатических и социально-производственных факторов. "Цена адаптации" при этом зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей человека. Поэтому одной из главных задач валеологии и профилактической медицины является изучение механизмов адаптации с целью более полноценного использования природных адаптогенов для лечения и профилактики различных болезней.
Поиск решения возникших проблем, с учетом крайне неблагополучного научного прогноза, приводит к очевидному выводу о том, что необходима срочная разработка и реализация государственной программы, призванной противодействовать дальнейшей деградации здоровья населения России и предусматривающей целый комплекс социальных, медико-профилактических, организационных и экономических мер.
Очень важно подчеркнуть, что на пути к здоровью больше нельзя удовлетворяться только уровнем лечебной медицины (каким бы он в будущем высоким ни был). Медицина в современных условиях уже не может удержать напора нарастающего вала патологии. Как верно отмечает В.П.Петленко 10, "наша медицина сегодня - патоцентрична, это медицина болезней. У нас нет медицины здоровья, валеоцентричной медицины. Мы лечим болезни, а не формируем у народа Жизненные Установки на Здоровье". В этой связи, видимо, вовсе не случайно мудрые владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.
В 80-е годы текущего столетия И.И.Брехман ввел в научную литературу термин "валеология", которым обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья. В эти же годы В.П.Петленко внес уточнение в эту формулировку: валеология - наука об индивидуальном здоровье человека, его критериях и уровнях. Для выделения валеологии в самостоятельную науку есть все необходимые основания: метод (диагностика количества и качества здоровья), средства (психологические, двигательные, алиментарные факторы и лекарства для здоровых) и социальный заказ - здоровье, незаболеваемость.
Следует также подчеркнуть, что валеология, являясь одним из важных научных направлений в человековедении, представляет из себя интегративную науку. Здесь смыкаются биологическая теория онтогенеза и генетика человека, экология и ряд дисциплин профилактической медицины, возрастная физиология и физическое воспитание, педиатрия и геронтология; сюда относятся психология, педагогика, философия, социология и некоторые другие науки. Такое многоракурсное рассмотрение человека позволяет полноценно решать основную задачу валеологии - увеличение количества биологического, психического, нравственного здоровья и в то же время требует от специалиста-валеолога овладения методологией системного подхода, сформированности системного мышления.
Говоря о валеологии и ее задачах, необходимо обратить внимание на определение понятия здоровья. В Уставе ВОЗ дается следующее определение: ..."состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". В.П.Казначеев 7,8 определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических и физических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Правда, в большинстве научных исследований справедливо подчеркивается, что абсолютное здоровье не более чем абстракция 2,6.
Валеология в современных условиях развивается в двух направлениях: медицинская валеология, имеющая своим предметом исследования человека со всеми его благоприобретенными проблемами (феминология, андрология, ювенология и т.д.) и педагогическая валеология, имеющая своим предметом исследования процесс включения человека (на разных этапах его становления) в валеологическую индивидуальную программу, осуществлению которой (на разных ее этапах) могут и должны помогать родители, воспитатели и учителя. В.В.Колбанов и Г.К.Зайцев 9 рассматривают педагогическую валеологию "как область научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья".
Создаваемая в России валеологическая служба (с 1995 г. Госкомвузом в педагогических вузах разрешена подготовка специалистов-валеологов) призвана решить ряд сложных задач. Среди них - комплекс ключевых вопросов детского периода жизни ребенка, включая внутриутробный ее этап. Как известно, детский период определяет развитие тех структур и функций, на основе которых происходит становление взрослого человека. Именно детство является тем критическим периодом жизни, когда определяются потенциальные возможности и индивидуальные особенности взрослого человека, в том числе и важнейшие показатели биологического здоровья, такие, как достижение высокого уровня физической работоспособности, адаптации к условиям меняющейся окружающей среды, устойчивости к заболеваниям и т.д.
В качестве примера особого вниямания к физическому и психическому здоровью детей со стороны педагогов и педологов еще в начале XX века можно привести работу В.М.Бехтерева "Личность и условия ее развития и здоровье", в которой раскрывается зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен и вывод, актуальный и по сей день - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами" 3.
Как известно, организм ребенка в процессе роста и развития объективно выполняет более сложную "работу" по самостроению, саморазвитию, саморегулированию, самоконтролю и самосохранению. И если ребенок сколько-нибудь осознанно не принимает участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, социализации будет неполноценным. Только квалифицированная валеологическая помощь со стороны родителей, воспитателей и учителей может сделать ребенка властелином своего здоровья.
Автор первых в России учебников по валеологии для школы Л.Г.Татарникова 11, характеризуя систему валеологического образования, отмечает, что последняя "должна обеспечить внедрение здорового образа жизни во все сферы жизнедеятельности, и прежде всего на уровне вуза, школы, других воспитательных и учебных учреждений, и предусматривать целый ряд практических шагов, начиная с введения учебного курса "Валеология" и кончая созданием комфортной, валеологически целесообразной "сферы обитания в школе".
В заключение заметим, что поскольку здоровье человека, в конечном счете, напрямую связано с качеством образования и воспитания, становится крайне актуальным формирование валеологической парадигмы в педагогической деятельности учителя. Значительно возрастает и роль педагогических вузов в подготовке специалистов новой формации - педагогов-валеологов.
1 Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М.: Крук, 1994.
2 Аршавский Н.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982.
3 Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровье. 2-е изд. Спб.: из-во К.Л.Риккера, 1905.
4 Брехман И.И. За всенародное движение "Здоровый мир". Тезисы докладов на III национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1996. С.1.
5 Там же.
6 Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г.Н.Сердюковой. М.: Медицина, 1990.
7 Квалиметрия жизни. Проблемы и измерения качества жизни и направления их решения /Под ред.А.И.Субетто. Л., 1991.
8 Квалиметрия человека и образование: методология и практика. Сборник научных трудов /Под ред.А.И.Субетто. Моск.инж.-стр.ин-т. М., 1992. С.180.
9 Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. Методическое пособие. Спб.: СПГУПМ, 1992.
10 Петленко В.П. Интегративная медицина XXI века: валеологические проблемы. Тезисы докладов на III национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1996. С.9.
11 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис.Тенденция развития. Спб.: изд."Петроградский и Ко", 1995
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru