Влияние средств ритмической гимнастики на показатели физического развития и двигательных качеств у студенток педагогического вуза
Г. Е. Ступина, С. Ф. Бурухин
Необходимость двигательной активности для здоровья человека ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами компенсировать гиподинамию, с какой нагрузкой заниматься, - остаются дискуссионными. Достичь определенных результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно с помощью различных средств: бега, езды на велосипеде, плавания, гимнастических упражнений, аэробики. Последняя приобрела большую популярность у девушек и молодых женщин. Интерес этот не случаен и, на наш взгляд, не может быть объяснен только модой. Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный, впервые был введен доктором К.Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Позднее в США и Европе аэробика стала развиваться по разным направлениям - аэробические танцы, аэробная гимнастика, аэробика Джейн Фонды, степ-аэробика, шейп-аэробика и другие.
По содержанию все эти направления незначительно отличаются друг от друга, а по сути они объединены в одну форму проведения занятий такого рода - ритмическую гимнастику, которая широко используется как средство физического воспитания в общеобразовательных школах, колледжах и вузах.
С целью изучения влияния занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и двигательных качеств студенток педагогического университета нами было предпринято настоящее исследование. Для исследования были взяты две группы студенток (по состоянию здоровья относящихся к основной медицинской группе).
Первая группа (11 человек) - экспериментальная, занималась ритмической гимнастикой с элементами шейпинга и аэробики два раза в неделю по 60 мин. Вторая группа (11 человек) - контрольная, занималась физической культурой два раза в неделю согласно программе по физическому воспитанию в вузе. Физическое развитие у занимающихся оценивали по следующим показателям: вес тела (кг); окружность бедер (см); окружность талии (см); окружность груди (см).
Для определения двигательных качеств использовали показатели: силу - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке (количество повторений); поднимание прямых ног до угла 90о в висе на гимнастической стенке (количество повторений); гибкость - наклон вперед, стоя продольно на гимнастической скамейке (см).
Исследование всех показателей проводилось в октябре (исходный период) и через 6 месяцев в мае. Полученный цифровой материал группировали в таблицы и обрабатывали статистически.
Сравнительные данные физического развития представлены в табл.1.
Из таблицы видно, что повторно проведенное определение физического развития выявило изменения в обеих группах. Однако цифровые показатели в экспериментальной группе были несколько выше, чем в контрольной. Наибольшие изменения произошли в показателях веса тела и окружности бедер. По всей вероятности, это обусловлено высокой плотностью занятий, динамичностью и специальным подбором упражнений.
В табл.2 представлены данные двигательных качеств, которые свидетельствуют, что экспериментальная группа по всем показателям превосходит контрольную.
Необходимо отметить и тот факт, что в экспериментальной группе эта разница. изменений прироста показателей выражена в значительно большей степени, чем в контрольной. Так, увеличение количества повторений в поднимании ног в висе на гимнастической стенке составило 66,9%. Данный факт следует объяснить правильным подбором большого количества специальных упражнений для мышц живота и подвздошно-поясничных мышц.
Таким образом, в результате проведенного исследования и анализа полученных данных можно заключить, что целенаправленные, регулярные занятия ритмической гимнастикой и специально подобранные комплексы общеразвивающих упражнений положительно влияют на организм занимающихся. Вызывают при этом изменения в показателях физического развития и значительные изменения в показателях двигательных качеств - силе и гибкости, а также укрепляют мышечный тонус и улучшают эмоциональное состояние человека.