Иитальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церковным органистом.
Первые опыты в области композиции относятся к 1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фортепьянные пьесы). В 1832 пытался поступить в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи.
В 1833 дирижёр городского духового оркестра, в 1836 возглавлял филармоническое общество в Буссето. В 1839 в Милане поставлена первая опера Верди — «Оберто, граф Бонифачо», тепло принятая публикой. Следующая опера — «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) не имела успеха. Известность Верди принесли оперы «Набукко» («Навуходоносор», 1841, постановка 1842) и «Ломбардцы в крестовом походе» (1842, постановка 1843; французская редакция — «Иерусалим», 1847). Проникнутые героико-революционным пафосом, эти оперы встретили восторженный приём в Италии, стремившейся сбросить иго австрийских поработителей. В операх Верди слушатели улавливали намёки на современные политические события, зачастую спектакли сопровождались политическими манифестациями.
В 1842—49 Верди создаёт 13 опер, в том числе «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847), «Битва при Леньяно» (1849), «Луиза Миллер» (1849). Патриотические настроения Верди нашли отражение также в гимне «Звучи, труба», написанном во время Революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Мамели). Мировое признание получили оперы, созданные Верди в 50-е гг. 19 в.: «Риголетто» (1851, по драме В. Гюго «Король забавляется»), «Трубадур» (1852, постановка 1853), «Травиата» (1853, по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями»). В этих операх романтические тенденции уступают место яркому реализму, углублённому психологизму. В центре внимания композитора судьбы простых людей (Виолетта, Риголетто, Азучена), социальное неравенство, сословные предрассудки. Зачастую реалистическое искусство Верди принимает острую критическую направленность.
В операх 50— 60-х гг. Верди, в связи с ростом национально-освободительного движения, вновь обращается к историко-героическим сюжетам, связывая воедино личную драму героев с общественно-политическими событиями: «Сицилийская вечерня» (1854, постановка 1855), «Симон Бокканегра» (1857, 2-я редакция 1881), «Бал-маскарад» (1859). В 1862 по заказу петербургского Мариинского театра написал оперу «Сила судьбы» (2-я редакция 1869). В связи с постановкой оперы Верди дважды посетил Россию (1861, 1862). В 1866 работал для парижского театра «Гранд-Опера» над оперой «Дон Карлос» (постановка 1867, 2-я редакция — итальянское либретто, 1884).
В 1870 по заказу из Египта Верди создал оперу «Аида» (постановка 1871, Каир), являющуюся одной из вершин итальянского оперного искусства. Пышная восточная экзотика, торжественные марши и шествия, придающие опере характер блестящего, помпезного спектакля, сочетаются в ней с глубоким психологизмом (тонко разработаны характеристики главных героев).
В последующие 15 лет Верди не обращался к оперному жанру, написал «Реквием» (1874) памяти итальянского писателя А. Мандзони, несколько вокальных произведений. Шедевром реалистического искусства является опера «Отелло» (1886, постановка 1887) — высокий образец психологической музыкальной драмы, одно из величайших творений мировой музыкальной классики. Последняя опера Верди «Фальстаф» (по комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы», 1892, постановка 1893) — остроумная, искромётная комическая опера в жанре итальянской оперы-буфф.
В историю музыки Верди вошёл как реформатор оперного искусства, крупнейший композитор-реалист. Идейно-художественное богатство, гуманистическая направленность творчества, связь с национально-демократической культурой Италии обусловили непреходящее историческое значение Верди, сделали его оперы популярными во всём мире.
Основываясь на принципах итальянского бельканто, Верди насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом, героическими интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итальянской оперы. Стремясь к слиянию песенно-ариозных и декламационных принципов, он создал свой «смешанный» вокальный стиль, послуживший основанием для свободных форм монолога и диалога в опере.
Важнейшим звеном драматургического развития становятся у Верди большие вокальные сцены. В лучших операх Верди существенную драматургическую нагрузку несёт оркестр, однако, для композитора незыблем приоритет вокального начала. «Голос и мелодия, — говорил Верди, — для меня всегда будут самым главным».
Верди написал 26 опер (6 из них в 2 редакциях); кантаты, в том числе «Гимн наций» (1862); духовые сочинения, в том числе Те Deum (1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет (1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.
Соч.: Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушен, М., 1959.
Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813—1901, 2 изд., Л., 1968
Cherbuliez A. Е. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk. Z., 1949; Gatti C., Verdi, 2 ed.. Mil.,1951: Abbiati F.. Verdi, v. 1—4, Mil., 1959.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/