Сайфутдинова Наиля Шамильевна, ст. преподаватель педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, кандидат педагогических наук; Мамадалиев Анвар Мирзахматович, ассистент кафедры истории ПИ СГУТиКД.
Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми тенденциями в науке и практике требует развития языковой личности, обладающей текстовой компетенцией, т.е. свободно оперирующей текстовыми действиями.
Овладение любым учебным материалом происходит в процессе сознательной и активной деятельности учащихся, поэтому задачей учителя является создание соответствующих этому условий, учитывающих психологические закономерности обучения, создание мотивации у учащихся в текстовой деятельности.
При реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции нужно обратить особое внимание на ее специфику в условиях общеобразовательной школы.
Одним из главных условий успешного формирования текстовых умений является создание творческой, доброжелательной обстановки на уроках; между учителем и учеником отношения должны строиться на принципах сотрудничества; авторитарный стиль абсолютно неприемлем. Данная технология базируется на положении: нет плохих учеников - каждого обучаемого можно научить, но для этого нужно обеспечить соответствующие условия. Это прежде всего психологическая установка на создание в классе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи: "учитель-ученик", "ученик-ученик"; положительная оценка любой творческой работы ученика; воспитание в каждом школьнике чувства самоуважения, веры в свои силы и возможности; создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и положительных мотивов текстовой деятельности.
Учитель должен стремиться найти в каждой работе что-то хорошее, что можно было бы отметить как положительное. Любая "находка", малейший положительный сдвиг не должны остаться незамеченными. За содержание творческой работы никогда не ставится неудовлетворительная оценка: всякая попытка, стремление ученика написать что-то свое, собственное, должна оцениваться положительно и поощряться учителем. Заметим, что в этом плане больших натяжек и не будет, так как в процессе работы ученик всегда может спросить учителя, как лучше написать, какое слово больше подходит и т.д. Ведь оценка не самоцель, а задача учителя - сначала научить писать, а затем уже оценивать. Вот здесь принципиальная разница между нашей установкой и школьной практикой: учитель за работу, не соответствующую критериям оценок за сочинения и изложения, ставит неудовлетворительную оценку, тем самым перечеркивая все старания ребенка и закрепляя в нем неуверенность в своих умениях. Подчеркиваем, главное - это предельно внимательное и доброжелательное отношение учителя к ученикам. Нужно уметь находить "изюминки" в работах учеников и обыгрывать их так, чтобы ребенок начал верить в свои способности, а может даже - одаренность. Главный путь к успеху - вера ученика в свои силы, в свои возможности. Без этого творчества нет, а есть работа по необходимости, которая никогда, на наш взгляд, не будет оригинальной и интересной.
Учит не только учитель, но и ученики - друг друга: очень часто используются коллективные формы работы, работы в парах: во время работы над ошибками, при редактировании текста и т.д., когда ребята могут посоветоваться друг с другом, подсказать один другому. Сложные вопросы выносятся на обсуждение всего класса. Учитель подключается в том случае, если ребята не смогли сами найти правильное решение. Часто проводятся взаимопроверки, сочинения-отзывы, рецензирование работ одноклассников.
У школьников нужно воспитывать терпимое отношение к товарищам, желание помочь. Не должно быть насмешек, критики, задевающей самолюбие. Приучаем детей сначала находить положительное в работе товарища, только потом говорить о недостатках, причем оценивающий должен посоветовать, как исправить недочеты, как он сам бы поступил в данном случае. Все творческие письменные работы обязательно анализируются и обсуждаются в классе, редактируются или на уроке, или дома. Учащиеся пишут аннотации и рецензии как на свои, так и на работы одноклассников.
Специфика педагогического процесса формирования текстовой компетенции заключается в том, что учащиеся за годы обучения в школе должны попробовать написать все без исключения виды письменных работ, указанных в программах по русскому языку; задания усложняются постепенно по мере усвоения более простого; текстовые умения формируются последовательно, например, сначала учащиеся пишут подробное изложение, а затем сжатое, но не наоборот; отдается предпочтение проблемным вопросам и заданиям, требующим рассуждения и обоснования ответа, типа: "Чья позиция (Д. Писарева или Н. Добролюбова) в оценке образа Катерины Кабановой вам ближе? Почему?", "Прав ли Лука, герой пьесы М. Горького "На дне"? Докажите свою точку зрения." Систематически проводятся уроки комплексного анализа текста, позволяющие в относительно короткое время повторить большой материал из курса русского языка и литературы и одновременно закрепить множество общеучебных текстовых умений.
Большое значение мы придаем мотивации: ученик должен осознанно стремиться производить текстовые действия как можно лучше, понимая, что этим он приобретает важные умения, необходимые во всей последующей жизни.
Для формирования текстовой компетенции целесообразна практическая работа в малых группах. На уроках-практикумах класс делится на две группы. Работа ведется с 8-10 учениками, как на уроках иностранного языка. Творческая работа требует индивидуального подхода: с каждым учеником нужно обсудить его замыслы, помочь их реализовать, посоветовать, как лучше отредактировать написанный текст. Класс, состоящий из 30-40 человек, исключает такую возможность.
Далее применяется детально продуманная система формирования текстовой компетенции, в которой не должен быть упущен ни один вид и жанр письменной работы, включенный в школьную программу (отзывы, аннотации, интервью и т.д.). Реализации этой системы в значительной мере способствует практический курс "Основы текстовой деятельности" по созданной нами программе.
Следующее желательное условие - компьютерная поддержка процесса формирования текстовой компетенции. "…У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку" (Б. Хантер). Сегодня компьютер может выступать в роли многофункционального помощника учителя, быть методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.
Широки возможности компьютера при формировании текстовой компетенции: он позволяет интенсифицировать учебный процесс, увеличить объем текстовых операций за счет сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различные виды списывания.
Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, требующую внимательности, активности, действия.
Компьютерные программы предполагают анализ текста, выбор языковых средств, конструирование высказывания, выполнение традиционных видов упражнений, в том числе на зрительное восприятие и редактирование текстов.
Программы обработки текстов облегчают процессы редактирования (добавление, удаление и перемещение слов, предложений и абзацев) изложений, сочинений, докладов и т.п., поскольку не приходится переписывать весь подготовленный текст заново, в результате чего сэкономленное время можно использовать более плодотворно, например, для устранения ошибок или улучшения стиля изложения. Можно организовать и редактирование содержания сочинения, подготовленного товарищем ("работа редактора с автором").
Также способствует формированию текстовой компетенции (особенно на начальном этапе) и подчеркивание компьютером речевых недочетов, что позволяет их заметить и исправить. Применение разных цветов для выделения различных типов ошибок помогает их дифференцировать. Немаловажен и тот факт, что компьютер может осуществлять обратную связь: отвечать на вопросы, подсказывать, контролировать, оценивать ответы, что делает процесс обучения и интереснее, и эффективнее. Опыт самоконтроля и самооценки может пригодиться ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой.
Работа по формированию текстовых умений, в первую очередь текстообразующих, требует дифференцированного подхода с учетом индивидуальных возможностей и способностей, что достаточно сложно осуществить на обычном уроке и вполне возможно на компьютерном, когда персональные компьютеры на время становятся "учителями", предоставляя учащимся определенные задания и обеспечивая их контроль.
Важно также, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные эмоции: ЭВМ снимает психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Большое значение имеет и отбор дидактического материала (в частности текстов), к которому нужно подходить внимательно: необходимо, чтобы он имел воспитательный характер; отражал какую-либо проблемную ситуацию или содержал проблемный вопрос, наводящий на размышление; чтобы он был образцом художественной речи (например, "Два деревца" А.Куприна).
Такой текст можно использовать для комплексного анализа текста; для изложения (подробного, выборочного, сжатого, с элементами сочинения); на его основе можно написать сочинение-рассуждение, провести беседу, диспут по вопросам (Какова основная мысль этого текста? Какой смысл, по вашему мнению, вложил в него автор? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте ваш ответ и т.п.).
Еще одним из критериев отбора текстов в качестве дидактического материала является их способность к эмоциональному и нравственному воздействию на учащихся, которое может обеспечить полноценность образовательно-воспитательного процесса с точки зрения развития личности. Очевидно, следует ориентироваться прежде всего на такие источники, как фольклор, древнерусская литература, лучшие произведения мастеров русского слова - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, С.Т. Аксакова и др. Приобщение школьников к русским национальным традициям, мудрости народа, запечатленной в сказках, пословицах и поговорках, в жанрах баллады, притчи, в таких произведениях школьной программы, как "Барышня-крестьянка", "Капитанская дочка" А.С. Пушкина, "Бородино" М.Ю. Лермонтова и др., должно происходить не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, риторики, истории.
Для организации восприятия и воспроизведения текста используются высокохудожественные тексты разных жанров, на базе которых проводятся устные и письменные формы работ: различные виды пересказа, изложения, анализа. Для формирования умений создавать собственный текст учащимся предлагаются задания написать тексты разных жанров, типов и стилей речи. Большое внимание уделяется умению совершенствовать текст, способам и приемам его редактирования, нахождению и исправлению текстовых ошибок самими учащимися как на специальных уроках работы над ошибками, так и в процессе изучения и повторения программных тем. Для развития подобных умений применяются специальные упражнения, ориентированные на предупреждение и исправление текстовых ошибок.
При реализации данной педагогической технологии необходимо учитывать интегративный характер текстовой компетенции: закрепление текстовых знаний и умений будет происходить и на уроках других предметов, поэтому скоординированность действий всех учителей в этом плане ускорит процесс формирования текстовых умений.
Немаловажная роль в решении проблемы формирования текстовой компетенции принадлежит школьному методическому объединению учителей русского языка и литературы, призванному выполнять организующую и координирующую роль в выполнении единого речевого режима, в соблюдении преемственности между начальной и средней школой в плане обучения школьников оптимальным текстовым действиям. Также необходима координация и межпредметное согласование содержания гуманитарных предметов в текстовом аспекте через специально организованную работу школьных методических объединений.
Результаты проведенного на базе педагогической гимназии эксперимента подтверждают, что при правильном проектировании и должной реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции даже за один учебный год можно наверстать многие упущения предыдущих лет учебы.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru