Самоназвание нанай, нани, отна - "местный" + най - "человек". В ХVII в. русские называли низовых нанайцев и ульчей натками. Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края. Численность по переписям: 1897 г. - 5016, 1989 г. - 12023.
Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. Киле (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. Акани (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), хэдзэн и др. Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.
Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики. Нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. был переведен на кириллицу.
Этническую основу нанайцев составляет "конгломерат родов различного происхождения", что свойственно практически для всех народов Приамурья. Вероятно, что как единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. В ХVII в они известны как гольды, имеющие внутренние территориально-хозяйственные подразделения с собственными самоназваниями "нанай", "нани", "киле" и "акани". В Х1Х в. представляли наиболее крупную тунгусоязычную общность.
Нанайский ареал по особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектам, брачным связям, делится на две группы - верховых и низовых нанайцев, граница между которыми проходит близ устья реки Хунгари. При оседлом характере расселения, для нанайцев свойственны меж-внутри этнические контакты, связанные с промысловой деятельностью (изменение ресурсов), стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. С середины Х1Х в. через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало процессу переселения нанайцев с притоков на Амур.
Традиционная экономика нанайцев носила комплексный характер, но, в зависимости от расселения, значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. Так, в амурских селениях, ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты.
Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам). Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.
Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.
В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом м продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.
Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов доха, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru