Самоназвание унанган или анангин, возможно происходит от антангик "человек", ангангик "живущий", "житель". Этноним алеуты был дан русскими в сер. ХVIII в., его современная трактовка вариативна. Алиут, "осторовитянин" (чук.), алягук, "море" (алеут.), аляв, элев, "обвязать", "обмотать" (чук., кор.), аллитхух, "община", "отряд", "войско", "команда".
В пределах территории России живут на Командорских островах, куда были переселены в 1825 г. администрацией Российско-Американской компании с восточных островов Алеутской гряды.
Численность по переписям: 1989 - 702 (включая смешанное русско-алеутское население). В антропологическом отношении алеуты принадлежат к арктической локальной расе, но занимают в ней обособленное положение, поскольку выделяются, в так называемую, островную группу популяций. В составе командорских алеутов присутствует европеоидная примесь, но, в целом, они сходны с восточными группами, хотя и образуют две субпопуляции беринговскую и медновскую.
Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской языковой семье. Островной характер расселения и изоляция с 1867 г. командорских алеутов от своих восточных сородичей, определяет специфику их языка. Он распадается на два диалекта. На острове Беринга представлен атхинский диалект, без значительных изменений грамматики и лексики по отношению к алеутскому языку в целом. На острове Медном, сформировался особый язык креольского типа, со смешанным алеутско-русским строем, который совершенно не понимают русские и с большим трудом беринговцы.
Ранняя этнокультурная история алеутов тесно связана с эскимосами. Разделение единой эскоалеутской общности, по различным оценкам, произошло от 2600 до 6000 лет до н.э. на стадии континентальной культуры, поскольку лексика эскимосов и алеутов, связанная с морским зверобойным промыслом различна. Это связано с процессом освоения предками эскимосов и алеутов различных территорий Берингии и Американского Севера.
В настоящее время более предпочтительной является точка зрения о их формировании именно на Алеутских островах. Обнаруженные здесь наиболее древние археологические свидетельства, указывают на генетическую связь местного населения с азиатскими культурами.
Особенностью историко-культурного развития алеутов является динамика их этнической культуры в зависимости от политики Российско-Американской компании, которая оказывала влияние на соотношение жизнеобеспечивающих и товарных основ их экономики. На начальном этапе, до 1867 г., отмечено сохранение культурной традиции, соответствующей общеалеутской (добыча пушнины, охота на морского зверя, заготовка товарного продовольствия, традиционные элементы материальной культуры), либо, в связи с особенностями географии Командор, частично видоизмененной (собачья упряжка, заимствованная с Камчатки). Значительное влияние на алеутов оказали русские.
Второй этап (1871-1920-е) истории Командор начался с аренды островов сроком на 20 лет американской промысловой компанией. Он характеризуется частичным нарушением культурной преемственности, что было связано с интенсификацией товарных отношений, увеличением доли привозных товаров, при сохранении прежних видов промысловой деятельности. С 1891 г. Командоры перешли в аренду отечественным компаниям, но прежние тенденции развития их культуры, особенно в сфере материальной культуры, продолжилась.
Современный период истории алеутов Командор начинается в 1920-е гг. и имеет несколько направлений государственных мероприятий против процессов депопуляции островов, происходивших во второй период их истории. Это хозяйственная реорганизация и ревитализация островной фауны, преодоление островной изоляции, интегративное развитие местной экономики, социально-культурная политика. Преобладание в настоящее время на островах некоренного населения, способствует интеграционным процессам и территориальной мобильности, характерным для современных коренных народов Севера.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru