В основу изысканий критических факторов успеха коммерциализации технологий положены именно неудачи реализации прорывных технологий и вопросы типа:
Почему некоторые “хорошие” идеи не реализуются вообще или не приносят прибыли?
Почему в ряде случаев прекрасные идеи приносят гораздо меньший доход, чем ожидалось вначале?
Почему компании, первыми представившие инновацию на рынок, не всегда пожинают плоды коммерческого успеха?
Почему многие изобретатели не могут извлечь выгод из ставших прибыльными идей?
Попытка обобщения соответствующих ответов привела к пониманию комплексной роли таких ключевых факторов как:
возможность вхождения в соответствующий рынок и привлекательность новой технологии для потребителя;
правовая защищенность базовой идеи (интеллектуальной собственности);
обеспечение людскими и финансовыми ресурсами;
наличие продуманной стратегии коммерциализации.
Систематическое рассмотрение данных факторов позволяет прогнозировать возможность коммерческого успеха и возможные проблемы на пути коммерциализации, которые определяют риски неуспеха.
Успех коммерциализации технологий в решающей степени определяется начальным отбором наиболее перспективных продуктов или технологий, на которых затем концентрируются людские и финансовые ресурсы. В последние годы оценка, лежащая в основе такого отбора, становится все более профессиональной процедурой, основанной на комплексном суждении о перспективах инновационного проекта (или базового направления инновационной компании). Соответствующие приемы и инструменты получили название оценки технологий (technology assessment) или технологического аудита (technology assessment).
Методы оценки технологий используются на различных стадиях осуществления инновационного процесса. Наиболее часто оценка осуществляется на следующих стадиях:
Анализ результатов промежуточной стадии выполнения НИОКР для принятия решений о целесообразности его продолжения (от такого анализа ждут бинарной и очень ответственной рекомендации, ”да” или “нет”)
Передача технологии из исследовательской организации в частный сектор, дочерней компании или предпринимателю, который хочет знать профессиональное мнение о ее коммерческих перспективах
Определение сравнительного уровня технологии и отбор наиболее перспективных альтернативных проектов из имеющегося набора предложений для последующего финансирования при формировании планов НИОКР (ранжирование проектов по потенциалу коммерциализации)
Обоснование целесообразности инвестирования конкретного проекта, где результаты оценки технологий служат начальной основой расчета будущей коммерческой отдачи
Формирование инвестиционного портфеля, сбалансированного по уровню рисков не достижения коммерческого успеха, выявленных при проведении оценки технологии.
Как показывают многочисленные исследования успехов и провалов, уровень риска растет в направлении от улучшения существующего продукта для известных рынков к новым для компании продуктам для известных рынков и далее к новым продуктам для новых рынков, где риск работы на незнакомом рынке выше риска вовлечения в новый продукт. При формировании проектов программ НИОКР или инвестиционного портфеля желательно избежать одновременного осуществления нескольких проектов, связанных с высоким риском.
Профессиональное осуществление оценок технологий позволяет увидеть продукт нового поколения, а также выявить на ранней стадии проекта коммерческий потенциал разработки или, напротив, ее коммерческую бесперспективность.
Роль таких оценок в принятии решений очень высока, а полученная информация обладает высокой ценностью. В этой связи ряд компаний, специализирующихся на технологическом аудите, и некоторые банки, использующие свой оригинальный алгоритм оценки коммерческого потенциала технологий, считают соответствующие методики и практику их использования конфиденциальной информацией, своими коммерческими “ноу-хау”.
Основой подхода к оценке коммерциализуемости результатов НИОКР и технологий является понимание ключевых законов открытой рыночной экономики, где бизнес может успешно существовать только при обеспечении надлежащей конкурентоспособности. Продукт, лучший из предлагаемых в данном регионе, может иметь только временное право на жизнь. Конкурировать - значит соревноваться с лучшими в мире..
Не следует путать оценку технологий с точки зрения рынка (коммерческой привлекательности) и техническую экспертизу. При оценке коммерческого потенциала технологий не слишком важен технический способ достижения тех или иных параметров, а только понимание уровня конкурентных преимуществ, уверенность в возможности их длительного сохранения и выявление заинтересованных потребителей.
Проведение соответствующей оценки фокусируется отдельно на выявлении целесообразности воплощения новых идей/технологий и их осуществимости в промышленном (не лабораторном) масштабе.
Такие оценки типично включают рассмотрение нескольких блоков вопросов, среди которых обязательно изучаются следующие:
Преимущества для потребителей: выявляются конкурирующие продукты, оцениваются характер и уровень преимуществ предлагаемого продукта, рассматриваются возможные мотивации потребителя переключиться с имеющегося продукта/технологии на новый.
Характеристики возможного рынка: размер, динамика роста, основные сегменты, трудности вхождения в конкретный рынок.
Основные конкуренты: выявляются основные конкуренты, их поставщики и потребители, стратегия их новых разработок, заинтересованность в конкретном сегменте рынка, для которого предлагается новый продукт.
Осуществимость идеи: проверяется наличие работающего прототипа, возможная роль масштабирования, независимость реализации разработки от других разработок, специальных разрешительных процедур, действующих экологических норм, а также поставок дефицитных компонентов/материалов, которые может заблокировать конкурент.
Защищенность идеи: оценивается легкость копирования предлагаемого продукта/технологии конкурентами, возможность обеспечения патентной защиты и потенциальная “высота забора и ширина территории” предполагаемых патентов (подробнее см. тему 5).
Обеспечение ресурсами: рассматривается возможность реализации разработки на имеющемся или доступном оборудовании, резервы привлечения необходимого персонала, доступ к различным источникам финансирования.
Поскольку необходимое условие успеха коммерциализации - вхождение и устойчивое существование на рынке, исследование рынка имеет первостепенное значение, исходя из того, что вход нового продукта (нового производителя) возможен при выполнении хотя бы одного из трех условий:
рынок не заполнен (спрос не удовлетворен)
рынок заметно растет
есть шанс вытеснить конкурента.
Оценивая преимущества для потребителя, основной акцент делают на переключение с существующего продукта, пытаясь понять, в какой мере заявленные преимущества заставят потребителя броситься покупать новый продукт у незнакомого поставщика, выбросить или больше не покупать привычное изделие или компонент, приобрести необходимое для новой технологии дорогое специальное оборудование и т.д.
Типовой перечень информации, которую желательно знать о конкурентах (подробнее см. в теме 5), содержит:
Виды новой или усовершенствованной продукции конкурентов
Виды проводимых ими НИОКР
Себестоимость и цены их продуктов
Потребители их продукции и основные партнеры
Тенденции к изменению технологий, используемых конкурентами
Планы расширения их бизнеса.
Если предлагаемый продукт окажется успешным, все конкуренты или просто другие предприниматели захотят присоединиться к успеху и производить такие же продукты, либо пользоваться такой же технологией. Поэтому надежная защита интеллектуальной собственности, положенной в основу рассматриваемой разработки, является важным фактором уменьшения риска преждевременного угасания цикла “сбора урожая” (продаж нового продукта).
Известны не только качественные, но и количественные методы оценки коммерческого потенциала технологий, особенно полезные при проведении сравнительного анализа технологии и их ранжирования по коммерческому потенциалу или соответствующим рискам.
При таком подходе каждому из признаков присваивают определенный максимальный балл и ставят некие конкретные оценки для данного проекта. После выявления всех признаков могут вводиться коэффициенты “весомости” данного признака (например, более низкой цены продукта или наличия зарубежного патента) или всей группы факторов (например, характеризующих уровень технологических преимуществ) в общем комплексе рассматриваемых параметров.
Практика осуществления качественной комплексной экспертной оценки технологий базируется на трех группах методов, которые включают:
Сканирование среды
Функциональный анализ
Оценка и прогнозирование.
Методы сканирования среды будут подробнее описаны в теме 5. Содержание соответствующей деятельности имеет принципиальное значение для маркетингового анализа настоящего и будущего рынка технологии, возможных потребителей и конкурентов.
Получение базовой информации (проведение инвентаризации данных) требует тщательного структурирования и выбора представительных источников информации, о проведении конкурентных НИОКР или возможных потребителях предлагаемого продукта. Такими источниками могут служить материалы (статьи, отчеты, патенты) государственных исследовательских центров, учебных заведений, промышленности. При сканировании среды нельзя ограничиваться только анализом состояния в собственной стране: открытость рынков требует учета возможной борьбы с зарубежными конкурентами. Получение систематических данных об отечественных и зарубежных конкурентах часто требует специальных приемов “разведки” необходимых данных (см. тему 5).
По другой классификации среди возможных источников, используемых при сканировании среды, выделяют основные, вторичные и “третью волну”. К основным источникам сканирования среды относят: интервью ключевых фигур, анкетирование, данные из оригинальных источников, первичные информационные материалы, мнение экспертов. Вторичными источниками служат базы данных, публикации, библиотеки. Источники “третьей волны” сканирования среды представляют собой специальные приемы и инструменты поиска и задействуются только при получении вдохновляющих результатов предварительных оценок при использовании основных и вторичных источников.
Существенное место в оценке потребительских характеристик нового продукта и технологии, а также их конкурентоспособности занимает функциональный анализ. В ходе такого анализа продукт или технология рассматриваются в качестве системы или элементов системы (подсистемы), предназначенной для выполнения необходимых функций.
При этом:
прежде всего, оценивают, удовлетворяет ли предлагаемая система (подсистема, элемент подсистемы) необходимому комплексу функциональных требований;
осуществляют анализ предлагаемого проектного решения с позиций обеспечения заявленного решения;
определяют последовательные шаги и необходимые взаимодействия для развития и конечной реализации технологии;
формулируют требования к необходимому оборудованию, компьютерным программам, персоналу, методам работы;
создают общую картину преимуществ производственной деятельности с использованием нового продукта или технологии в целом;
выявляют наиболее перспективные области, где предлагаемое изменение может упростить деятельность известных систем;
выявляют основные подсистемы, необходимые для реализации функций предлагаемого улучшения (сенсоры, процессоры, приводы, коммуникации и т.д.);
выявляют альтернативные или пригодные модульные подсистемы;
определяют технологии и системы, нуждающиеся в улучшении, обеспечиваемом предлагаемым решением;
рассматривают основы интеграции известных систем с предлагаемым продуктом (технологией).
Развитие инновационного проекта часто занимает несколько (до 10) лет, и ряд проектов/компаний терпит неудачу вследствие неподготовленности к неизбежным изменениям технологий у конкурентов или потенциальных заказчиков, или недоучета объективных характеристик, определяющих изменения рынка.
Для успеха коммерциализации технологии необходимо предвидеть, как и какие изменения рынка могут повлиять на конкретный бизнес. От того, насколько успешно удастся спрогнозировать или быстро уловить самые первые признаки надвигающихся рыночных изменений, зависит эффективность коммерциализации технологий или даже возможность ее осуществления.
Методы прогнозирования развития данного направления технологий, составляющие ключевую часть полноценной оценки коммерческого потенциала НИОКР, более подробно освещены в теме 7. Они включают ряд методик и средств, часто используемых в целях прогнозирования не только для технологий и технологических продуктов.
Анализ тенденций. Основные приемы этого подхода - экстраполяция тенденций или сериальные (повторяющиеся во времени) оценки, обеспечивающие возможность проектирование прошлого на будущее (на один-пять-пятнадцать лет вперед). Наряду с использованием линейных экстраполяций ряд методик основан на допущении о затухании развития продукта/ технологий, когда экстраполяционная кривая имеет S-образный вид. Подобные оценки дают верхний предел возможных параметров, позволяют учитывать возможное влияние непредвиденных событий. Дополнительное использование статистических методов позволяет выявить систематические тенденции на фоне случайных изменений, прогнозировать будущее в функции значимых систематических переменных; получить регрессионные выражения, описывающие взаимосвязи ряда факторов.
Особое место занимают специфические для оценки технологий методы анализа патентных тенденций и научно-технической литературы.
Экспертные оценки. Этот наиболее распространенный метод прогнозирования технологий основан на использовании персональных интервью, анкетирования, а также различных групповых методов типа итерационного метода Дельфи, ориентированного на достижение консенсуса экспертов.
Многопараметрический анализ. Соответствующий подход допускает многовариантность будущего и включает такие приемы как построение дерева возможных вариантов, а также написание сценариев, которые рассматривают альтернативные пути развития технологии/продукта.
Цель таких экспрессных методов - по возможности раннее выявление коммерческого интереса к идее, изобретению, области исследований Важными возможными преимуществами соответствующих заключений является определение потенциальных партнеров, потребителей или покупателей лицензий. Либо напротив, проведенная оценка может дать ранний сигнал тревоги относительно возможного принятия идеи или изобретения рынком или даже обнаружить доказательства не перспективности отвлечения дальнейших ресурсов на анализируемую разработку.
Такие экспресс-оценки сфокусированы исключительно на понимании возможного принятия инновации рынком, поэтому не предусматривают глубокого “библиотечного” анализа, важного для глубоких маркетинговых исследований, например, в процессе лицензирования технологий.
Проводимое предварительное исследование возможной реакции рынка ориентировано в основном на контакты с потенциальными потребителями или покупателями лицензии и предусматривает следующие шаги.
Соответствующий подход к получению необходимых ответов включает:
Личные контакты с автором разработки/изобретателем. Как правило, сам автор является отличным источником необходимой предварительной информации, поскольку он создавал продукт, исходя из его отсутствия на определенном рынке, либо имея ввиду улучшение конкретных параметров существующего продукта.
Мозговой штурм с коллегами/сотрудниками, с вовлечением в обсуждение разных лиц с различным базовым образованием и опытом.
Идентификацию схожих продуктов. Если трудно понять, как и где может быть применена разработка (что часто имеет место при поиске рыночного применения технологий, разработанных в военных целях), некоторый ключ к их использованию может дать рассмотрение схожих продуктов или технологий.
Просмотр рефератов по данному вопросу или беглый просмотр соответствующей базы данных. Если не очень понятен возможный рынок или потенциальное использование разработки, просмотр соответствующей базы данных может указать на некие новые рынки или полезные направления исследований.
При проведении этих работ рекомендуются следующие процедуры:
Контакты со специализированными ассоциациями
Исследования баз данных, содержащих различные сведения о производственных компаниях - типа Thomas Register, Dunn&Broadstree, CorpTech. (Российские базы данных, уместные для такого анализа, указаны в теме 5.)
Итоговая экспрессная оценка в большой степени зависит от результатов этой стадии анализа. После того, как на предыдущем этапе выявлен потенциальный рынок, относительно легко определить возможных потребителей на этом рынке, а также производителей аналогичных или близких продуктов. Компании, производящие схожие продукты, являются наилучшими источниками необходимой дальнейшей информации, и их реакция на рассматриваемое изобретение (разработку) будет носить более общий (глобальный) характер, потому что они знают также и международный рынок своего продукта.
Предполагаемый покупатель лицензии может подсказать, есть ли уже похожий продукт на рынке, либо, напротив, охарактеризовать пользователей, которые могут быть заинтересованы в данном продукте или технологии.
Если нельзя выявить потенциального лицензиата, хорошим источником информации о рассматриваемом продукте служат возможные потребители. Хотя их ответы обычно ограничены конкретным применением в их сфере, они часто предоставляют полезную информацию о конкурентных продуктах или, что еще более важно, о тех производителях, которые могут заинтересоваться данным продуктом, и не были выявлены ранее.
На этой стадии основной инструмент - телефонные общения с компаниями, выявленными на предыдущих стадиях.
Цель проведения соответствующих переговоров с выявленными потенциальными изготовителями и/или пользователями рассматриваемой разработки - узнать мнение эксперта относительно жизнеспособности или полезности предлагаемого продукта. Большинство людей очень любит высказать свое мнение, если с ними обращаются, как со знатоками в своей области, какими они себя считают и, по-видимому, являются. Кроме того, им звонят по вопросу, который потенциально может оказаться полезным их компании.
На этой стадии анализа рассматриваются потенциальные выгоды использования разработки, а не ее технические особенности. При этом очень редко требуется описание способа технического достижения тех или иных преимуществ, но важно уметь сформулировать, почему эти преимущества кажутся важными для того или иного рынка.
Как правило, наиболее эффективными экспертами на этой стадии являются сотрудники отделов НИОКР или маркетинга. Профессионалы маркетинга отличаются глобальным знанием рынка. Представители отделов НИОКР обычно хорошо осведомлены относительно аналогичных продуктов или проводимых в этой области исследованиях.
Примерами вопросов, задаваемых на этой стадии, являются:
Важны ли данные конкретные характеристики качества продукта?
Каков размер рынка для подобного продукта? Кто может быть возможным потребителем?
Есть ли похожие продукты на рынке? Кто их изготавливает?
Какова могла бы быть уместная цена предлагаемого продукта?
Желательны подтверждения полезной информации, полученной при таком предварительном исследовании, путем повторных звонков в другие компании. Если эксперты затрудняются в своих догадках относительно размера рынка, в качестве полезных приемов получения необходимых ответов и оценок используют некоторые грубые оценки масштаба, различающиеся на один-два порядка (например, 10 тысяч, 100 или миллион), что может инициировать полезное обсуждение.
Обычно для завершения экспрессной оценки достаточно от 5 до 10 продуктивных звонков, после чего становится ясным, есть ли у предлагаемой разработки шанс стать рыночным кумиром или ее ждет трудная борьба за место на рынке и выживание.
На этой стадии решается одна задача - обобщение полученных данных.
При написании заключения (отчета) важно отметить все точки зрения на разработку, потому что истинную ее ценность характеризует именно полный диапазон возможных откликов. Понятно, что разработка, вызывающая общее воодушевление и интерес, скорее всего, является более перспективной, чем та, которая многими встречается равнодушно или с умеренным интересом. Если имеют место отрицательные отзывы, они могут быть полезными ориентирами относительно препятствий на пути реализации разработки либо имеющейся конкуренции, или других аспектов, на которые должны обратить внимание автор или его организация до попыток проникновения на рынок.
Весь процесс экспресс-оценки должен занимать не более 20 часов. Он не предназначен для глубокого исследования рынка и получения полной его картины, необходимой, например, для продажи/покупки лицензии или принятия решений об инвестировании. Экспрессное предварительное рассмотрение разработки является информационным инструментом оценки наличия (или выбора) перспективного рынка либо покупателя лицензии, а также (и это основное) принятия решения о перспективности продолжения разработки и/или обсуждения целесообразности соответствующего инвестирования.
Чтобы облегчить сопоставление различных продуктов/технологий (в варианте выбора из альтернативных проектов), необходимо пользоваться одним и тем же форматом отчета с однотипной информацией о каждом рынке и технологии. Каждый из ниже перечисленных разделов должен описывать конкретные аспекты жизнеспособности продукта и возможности достижения конкретных целей.
Описание технологии:
Важные технические атрибуты технологии, описанные языком, понятным не специалисту
Преимущества технологии (не технические параметры) и проблемы, которые она позволяет решить
Статус технологии (является ли технология прототипом, бумажной идеей или демонстрационной моделью)
Статус патентной защиты технологии (патент заявлен или уже получен)
Потенциальный рынок:
Уровень интереса к данной технологии
Продукты/процессы, которые могут быть созданы на основании предлагаемой технологии
Текущее состояние и перспективы развития отраслей, составляющих потенциальный рынок для данной технологии
Ключевые технологические преимущества, которые ищут покупатели этого конкретного рынка
Потенциальный размер рынка и тенденции развития его потребностей во времени
Конкурирующие технологии:
Другие технологии, используемые для решения тех же проблем, на которые направлена рассматриваемая технология
Пользователи близких технологий
Убедительные и устойчивые преимущества рассматриваемой технологии по сравнению с существующими технологиями на рынке
Основные конкуренты и их характеристики с позиции доминирования на рынке
Коммерческий потенциал:
Анализ комментариев, полученных от представителей промышленности
Основные препятствия достижению успеха на рынке
Ключевые способы успеха на рынке
Рекомендации:
Заключение относительно поддержки или отклонения проекта
Необходимые следующие шаги для содействия коммерциализации рассматриваемой технологии.
Таким образом, конечная цель оценки коммерческого потенциала технологии заключается в том, чтобы на основании собранных данных, выполненного функционального анализа и с использованием необходимых инструментов оценки и прогноза:
Определить наличие и оценить уровень конкурентных преимуществ рассматриваемого отдельного продукта или технологии
Ранжировать перспективные технологии (при наличии нескольких альтернативных проектов) и определить временные рамки их возможной конкурентоспособности
Последнее требует сопоставления параметров нового продукта (технологии) и прогнозирования тенденций развития данного научно-технического направления (см. тему 7).
Продолжительность (и необходимые ресурсы) оценки технологии и прогнозирования ее коммерческого потенциала зависят от типа проекта, характера продукта или технологии, а также поставленных перед экспертами задач и уровня их ответственности за принимаемые решения. Целесообразность и/или необходимость перехода к тем или иным ресурсоемким блокам или стадиям анализа, схематически представленным на рис. 4.1,
зависят от заключений экспрессной оценки, выводов прогноза о развитии данного технологического направления, понимания реальной длительности выявленных конкурентных преимуществ.
Контрольные вопросы: (тесты в виде вопросов по ситуациям)
Конкретные ситуации
Некоторая компания “Бета” предполагает реализовать проект по выпуску на CD-ROM мультимедийных электронных изданий энциклопедического характера. В активе компании “Бета” существует усовершенствованная технология, позволяющая снизить стоимость изготовления одного диска на 20%. Возникает очевидная задача анализа целесообразности развития данного проекта.
Прежде всего, на стадии экспресс–оценки необходимо ответить на следующие вопросы:
что может являться конкурентным преимуществом фирмы в ходе реализации данного проекта:
а) уровень цен на продукцию;
б) качество выпускаемой продукции (диска);
в) полнота и содержательность информации, содержащейся в изданиях.
определить основных существующих конкурентов, выпускающих продукцию аналогичного назначения на данном рынке,
какова экономическая эффективность данного проекта и определить тот объем реализации, при котором инициаторы проекта могут получить достаточную прибыль на вложенный капитал,
оценить потенциальную емкость рынка и сопоставить ее с расчетным значением минимально допустимого объема реализации продукции,
построить возможную зависимость объема реализации от цены (кривую спроса) и на ее основе оценить возможности используемой технологии обеспечить необходимый уровень цен, дающий возможность выйти на данный рынок.
Методы анализа, используемые при поисках ответа на данные вопросы, могут быть достаточно разнообразны, однако в нашем случае оказывается вполне достаточным применение метода экспертных оценок. Каждому из независимых экспертов предлагалось письменно ответить на каждый из вопросов.
В ходе анализа полученных результатов эксперты пришли к выводу, что с позиций критериев SWOT–анализа (сила, слабость, возможность, угроза) наибольшее внимание необходимо уделить аспекту конкуренции со стороны Интернет–изданий. Конкурентные преимущества последних очень весомы:
относительно низкая цена информации для пользователя;
высокая обновляемость информации.
На основании предварительного экспертного анализа были сформулированы основные черты бизнес-стратегии для фирмы “Бета”:
использование логотипов известных информационных изданий;
доведение технологии производства дисков до уровня, позволяющего снизить цену диска до цены недорогой книги;
специализация на высокопрофессиональной информации, которая медленно устаревает;
использование современных компьютерных технологий структуризации информации и организация ее в виде информационной базы данных,
создание необходимого программного обеспечения, позволяющего использовать информационную систему как элемент базы знаний и предоставление его вместе с информацией.
Одной из будущих угроз при этом является создание программного обеспечения позволяющего через Интернет использовать хранящуюся в нем информацию как распределенную базу данных.
А. Бретт, Оценка коммерциализуемости технологий. В сб. Коммерциализация технологий. Мировой опыт - российским регионам (Библиотека технологического предпринимательства, сборник докладов межрегиональной школы-семинара в Дубне, июнь 1995г.), 1995, с.7-47
Д. Кингхэм, Д. Рэй, П. Бэйки, Оценка коммерциализуемости технологий - технологический аудит. В сб. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт (Библиотека технологического предпринимательства, материалы международной конференции в Санкт-Петербурге, июль 1996), 1997, ЦКТ АНХ, с.155-164
Д. Кингхэм, П. Бейки, Методы управления инновациями, там же, с.21-27
Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг. Сборник статей под ред. Н.М. Фонштейн, Серия “Библиотека технологического предпринимательства”, “ЗелО”, 1997, 352 с.
Д. Кингхэм, Н. Фонштейн, А. Бретт, Технологический аудит как основа образования и мониторинга новых “отпочковывающихся” компаний. В сб. Управление инновациями. Становление малых технологических фирм (Библиотека технологического предпринимательства, материалы межрегиональной школы-семинара в Екатеринбурге, декабрь 1997 г.), 1999, с.