Андрей Полонский
Иерусалимская Аль-Акса (Отдаленнейшая) - третья святыня мусульманского мира после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Именно с Аль-Акса связывают предание о ночном путешествии Мухаммеда.
Легенда гласит, что однажды в 621 году, когда Мухаммед ночью в собственном доме у Каабы размышлял с тяжелым сердцем о пророках, которые оказались чужими в своем Отечестве, перед ним в золотых одеждах явился ангел Джибрил (Гавриил). Джибрил вывел Мухаммада во двор, где их ждал крылатый белоснежный конь Бурак (Блистающий) с человеческим лицом, павлиньим хвостом и огромными крылами. "Следуй за мной, и твои глаза узрят великое", - изрек Джибрил. Во мгновение Бурак перенёс Мухаммада в Иерусалим на гору Мориа.
В этих местах, где еврейские цари возжигали свои жертвенники, Мухаммеда встретили древние пророки Авраам, Моисей и Иисус, и они вместе молились Богу. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он увидел в столпе света лестницу, и поднялся по ней к серебряным воротам первых небес...
Очень любопытно, что традиция точно зафиксировала время, которое Мухаммед потратил на свое путешествие. Увидев Джебрила, Пророк Ислама вскочил и уронил кувшин с водой. Когда же он вернулся, успев побывать на семи небесах и предстать пред троном Аллаха, то заметил, что кувшин ещё не успел упасть на пол и подхватил его...
В Коране этому событию посвящен первый стих 17 суры: "Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать Ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, он слышащий, видящий" (перевод М-Н. О. Османова).
Святость Аль-Акса для мусульман объясняется еще и тем, что именно в сторону Храмовой горы последователи Мухаммеда обращались в своей молитве первые 17 месяцев, до тех пор, пока окончательно не избрали для этой цели Каабу. И, на протяжении всех веков существования исламской уммы, Иерусалим вместе с Меккой и Мединой остается для мусульман местом священного паломничества - хаджа. Писатель Насир-аль-Хосров (XI в.) так определяет ценность Аль Аксы в глазах верующего: "Это место - третий дом Божий. Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам обычных намазов".
Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе (она же - гора Мориа), в центре Старого Иерусалима, над Стеной Плача.
Именно здесь Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Тут же стоял жертвенник царя Давида, к которому и был вознесен Пророк Мухаммед для совместных молитв с Авраамом, Мусой и Исой.
На самом-то деле арабы сразу после взятия Иерусалима превратили в мечеть православный храм Введения Пресвятой Богородицы. То была первая Аль Акса.
Следующий этап в истории мечети начался в период Омейядского халифата, в годы острейшего соперничества молодого арабского государства с древними великими державами - Византией и Персией. Омейядские халифы ни в какой области не желали уступать своим врагам и отчасти учителям. Им было необходимо закрепить цивилизованный образ исламского Иерусалима. В дни правления Абдель Малика бен Мирвана и его сына Аль-Валида был разработан цельный план застройки Храмовой горы и ее окрестностей. При Абдель-Малике выросли мечети "Куббат ас-Сахра" и "Куббат ас-Сильсиля" а при Аль-Валиде были выстроены "Аль-Акса", дворец правителя, ворота и другие, доныне не сохранившиеся достопримечательности магометанского Иерусалима.
Само здание мечети несколько раз разрушалось при землетрясении, и только в 1033 году были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней.
При крестоносцах Аль-Акса стала дворцом Иерусалимского короля. Болдуин II в 1128 году подарил ее Ордену тамплиенов (храмовников). Все мрачные и таинственные гностические ритуалы, в которых обвиняло тамплиеров французское правосудие, впервые вершились именно в этих пределах...
От эпохи крестоносцев на территории Аль-Аксы сохранились часовня Захарии в восточном крыле и рыцарский зал - в западном.
После изгнания крестоносцев (1187 год) султан Саладдин восстановил здесь мечеть. Позднее, при мамлюках была построена галерея на священной территории, различные медресе, а также минарет. В это же время отремонтировали купола, колодцы, площадки и скамьи, которые остаются во дворе Аль-Аксы и доныне...
В Османский период, несмотря на то, что мечеть время от времени ремонтировалась и подновлялась, храмовый комплекс пришел в запустение. И только в конце 30-х - начале 40-х годов на территории Аль-Аксы были проведены большие реставрационные работы под руководством британского архитектора Эрнста Ричмонда. Разностильные, отличные друг от друга по размеру колонны в центре мечети были заменены одинаковыми - из каррарского мрамора. Также были положены новые балки. Но общий облик сооружения оставался неизменным.
К сожалению, с конца 60-х годов мечеть попала в тенета арабо-израильского конфликта. В 1969 году весь храмовый комплекс едва не уничтожил пожар, несколько раз Отдаленнейшую мечеть пытались взорвать, устраивали подкопы. Вокруг святыни не прекращаются споры и противостояние... Но даже эти трагические события ни в коем случае не могут умалить значение Аль-Аксы для мировой и исламской культуры.
Роль Аль-Аксы в мусульманском мире сопряжена не только с ее святостью, но и с огромным вкладом в развитие исламской философии и права. С самых первых лет своего существования Аль-Акса стала одним из центров мусульманского знания. Здесь преподавали знатоки закона, предавались отвлеченным размышлением о Боге и Его бесконечных мирах суфийские дервиши...
В XI - XII столетии, когда Иерусалим оказался вовлечен в масштабное мусульманское интеллектуальное движение, получившим название "Исламский Ренессанс" (определение Адама Меца), Аль-Акса превратилась в своего рода исламский университет, центр правовых знаний. Знаменитый богослов и философ Идрис Абдуллах аль Газали, пытаясь определить главную интуицию исламской науки тех лет, писал: ""Невежда в своем представлении о природе солнечного света подобен муравью. Если бы у муравья был разум, то он, находясь, к примеру, на листе бумаги, и видя, как на нем появляются новые буквы, решил бы, что это делает только перо. Он не смог бы возвысить свой взор, и увидеть пальцы, а за ними руку, а за ней волю, двигающую этой рукой, а за ней того, кто пишет, проявляя эту волю и способность, а за ним, наконец, Того, кто создал и эту руку, и эту способность, и эту волю. Так и большинство людей видит лишь ближайшие, низшие причины явлений, не будучи в состоянии возвыситься до Того, кто является причиной всех причин".
Слава университета Аль-Аксы достигла своего высшего расцвета в эпоху после изгнания крестоносцев, особенно в годы правления мамлюков. Множество султанов, эмиров, кади, просто удачливых богатеев, очень любивших Иерусалим, постоянно жертвовали на содержание религиозных школ, приютов для странников, небольших мечетей на священной территории. Иные из них же здесь и похоронены, в своего рода комнатах-мавзолеях, а здания носят их имена...
И в наши дни Аль-Акса остается одним из самых значительных культурных центров исламского мира. С этой мечетью связаны едва ли не самые волнующие страницы коранического Предания и истории арабской цивилизации. Не только для мусульман - для представителей всех авраамических религий эти земли святы. Ведь тут покоится камень, на котором Авраам готовился принести своего сына Исаака в жертву Богу, с которого Мухаммед сделал первый шаг на лестницу, ведущую в небо.
И хочется верить, что этот камень окажется краеугольным, и на нем удастся воздвигнуть фундамент мира и согласия в священном городе Иерусалиме.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kastopravda.ru/