А. Х-М. Тоторкулова
В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации представителей соседних республик не только Карачаево-Черкесии, но и всего Северного Кавказа, поэтому решение общесоциальных, хозяйственных, экономических задач, стоящих перед республикой, ее выход из «духовной нищеты» актуализирует вопросы воспитания толерантной личности, ориентированного на высшие духовные ценности, накопленные народами нашей многонациональной республики.
В течение многих веков передача молодым людям накопленных предыдущими поколениями знаний, умений, норм поведения, верований происходила неформальным, естественным путем – через общение со старшими, участие вместе с ними в трудовой деятельности.
Так формировались основы национальных культур народов Северного Кавказа.
Они содержали не только фольклорные, художественные, но и бытовые, трудовые, профессиональные (ремесленные), философско-мировоззренческие, экологические и другие ценности.
Введение компонентной структуры государственного стандарта образования позволило обратиться к этим ценностям и объединить академическую и народную педагогику в единое направление воспитания человека. Это особенно актуально сегодня, в период модернизации российского образования. В ближайшие годы продолжится процесс возрастания роли духовного человеческого богатства, «сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур» [1].
При этом этнокультурное содержание – изучение национальных и государственных языков, азов национальных культур народов многонациональной республики, страны – становится не превалирующим элементом в усвоении культуры, а органичной средой для воспитания толерантной личности, участников поликультурного диалога.
В мире наблюдается явление этнического парадокса. С одной стороны, растет популярность проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного мышления с тенденцией к сближению народов. С другой налицо углубление кризиса межнациональных отношений, связанного с распадом федеративных государств, противодействием этнических групп, потерей национальных языков, снижением статуса малых народов. Идеи интернационализации, модернизации, глобализации материальных и духовных ценностей приводят к ассимиляции народов, унификации их образа жизни, стиранию различий в культурных и поведенческих стереотипах [6].
Н. А. Бердяев отмечал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно как русский, француз, немец или англичанин».
Это и определяет путь для воспитания гражданина, семьянина, труженика, партнера, патриота, конкурентоспособного специалиста.
Карачаево-Черкесия полиэтническая, поликультурная республика с богатой, постоянно развивающейся инфраструктурой, нуждающаяся в высококвалифицированных специалистах с высоким этнокультурным потенциалом, ориентированных на работу в своем регионе.
Особенно это важно для социальных работников, отличающихся высокой персонификацией (зависимостью результатов воспитательного процесса от личных качеств социального педагога).
Как показывают результаты опроса работников общеобразовательной системы и их руководителей, около 99% из них считают знание государственных языков и 74% основ национальных культур народов республики необходимыми для успешной профессиональной деятельности социальных педагогов и их личной жизни.
В этих условиях, по мнению большинства ученых и практиков, личность современного молодого человека «должна наполняться здоровым смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений» [3]. Особую важность и практическую значимость приобретает интеграция национальной культуры в учебновоспитательный процесс высшего учебного заведения, таким образом, ликвидируется разрыв в цепочке «семья – дошкольное учреждение – школа», «начальная, средняя, профессиональная высшая школа». Его связующим звеном является этнокультурный компонент учебновоспитательного процесса профессиональной школы.
Можно констатировать, что сегодня мы не имеем разработанных в полной мере научно-методических рекомендаций по интеграции культурных национальных ценностей в профессиональную подготовку будущих педагогов, воспитателей, социальных педагогов. Наблюдается отставание в уровне подготовки преподавателей высших учебных заведений, владеющих инновационными педагогическими технологиями в области национального образования. Запущена система воспитания как составная часть педагогического процесса. Перечисленные выше трудности отражают наличие противоречия между объективной потребностью в специалистах, которые обладают не только зрелым профессионализмом, но и высоким этнокультурным потенциалом личности, с одной стороны, и неготовностью профессиональной школы к интеграции культурных национальных ценностей в процесс подготовки такого специалиста и к формированию его личности, с другой стороны.
Данное противоречие позволяет нам сформулировать появившуюся проблему: каковы социально-педагогические условия интеграции культурных национальных ценностей в учебновоспитательный процесс высшего учебного заведения, способствующие формированию личности будущего специалиста. В своем исследовании мы опирались на методологические положения о соответствии содержания образования и воспитания этнофилософским традициям, этнопедагогическим особенностям народа (Г.Н. Волков), о формировании социокультурного потенциала современного специалиста (Л. А. Волович).
Ориентация на ценности культуры, технократический подход в образовании, социально-политические изменения в стране поставили на повестку дня вопросы формирования, развития, становления, воспитания личности как семьянина, гражданина, специалиста.
Обычно личность рассматривается в контексте обсуждения вопросов культуры, ассоциируемых с ней, а масштаб личности определяется степенью освоения человеком ценностей культуры, в том числе первых ценностей, накопленных народами в многовековой истории: бытовых, ремесленных (профессиональных), фольклорных, конфессиональных и др.
В отечественной педагогике в разные времена обращалось внимание на важность приобщения молодежи к человеческим ценностям, созданным народами (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.
Насыри и др.). Большой вклад в решение проблемы воспитания личности в духе уважения национального достоинства культур, особенностей исторического, психологического развития представителей различных народов внесли В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Со времен К.Д. Ушинского идея народности в образовании постоянно являлась одной из главных идей российского просвещения. Ее верными последователями были С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Преимущественное декларирование интереса педагогики к народному опыту, национальным особенностям, традициям, обычаям, наблюдавшееся в последние годы советского периода, в настоящее время изменено на особую востребованность народной педагогики, национальных традиций и обычаев.
В Законе Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» дается следующее определение культурных ценностей: «это нравственно эстетические идеалы, нормы, образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историкокультурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [17].
Ю.В. Китов, И.В. Малыгина, Л.Н. Столович, Ю.А. Стрельцов и др. рассматривают степень освоения культурных ценностей как критерий сформированности личности, его духовной культуры [7].
По нашему мнению, формирование этнокультурного потенциала, его развитие важно осуществлять не только на ранних этапах формирования личности, но и в период профессионального становления будущего специалиста – путем интегрирования этих ценностей в личный опыт человека через обновление содержания общего и профессионального образования, использование новых методик построения воспитательной работы.
И это не только демонстрация связей элементов различных культур, элементов одной национальной культуры, но и их содержательное сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, общих гуманистических истоков в доступной для учащихся форме через аудиторные и внеаудиторные виды деятельности. Вопросы интеграции культурных национальных ценностей в систему образования различных областей, краев, республик, регионов (Кабардино-Балкария, Алания, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ставропольский край, Краснодарский край) на протяжении последних десяти лет освещаются в различных педагогических изданиях, за эти годы появились социально-педагогические комплексы, базирующиеся на народных традициях. Такой положительный опыт указывает путь естественного формирования личности молодого человека как ресурса социального, духовного процесса развития Северного Кавказа и всего региона Юга России [8] При этом важно учитывать: целевую установку выпускника на предстоящую работу в определенной структуре народного хозяйства республики; меру сочетания социокультурных ценностей, сложившихся в условиях исторического, профессионального, социального развития на уровне семьи, рода, фамилии, трудовых коллективов, учебных заведений, села, деревни, аула, города, республики; вклад данного региона, республики, города в историю, производственный потенциал, социально–национальный статус города, республики и страны; сочетание жизненного опыта людей на личностно-социальном и профессиональном уровне; наличие системы социокультурных (в том числе национальных, культурных) ценностей, механизмов их передачи, освоения, сохранения и развития, методологии их изучения и интеграции в учебно-воспитательный процесс; уровень готовности педагогического коллектива и учащихся профессиональной школы освоить и реализовать национально региональный компонент Государственного стандарта.
Этнокультурный потенциал личности молодого человека тесно связан с его духовностью, интеллектуальностью, социокультурностью и профессионализмом, поэтому интеграция культурных национальных ценностей в учебновоспитательный процесс профессиональной школы, на наш взгляд, должна идти в следующих направлениях: -историко-культурном; -этнографическом (образцы материальной, социальной, духовной культуры нации); -философско-мировоззренческом; -художественном (литературном, музыкальном, театральном, хореографическом, общеэстетическом, изобразительном, художественных промыслов, ремесел и др.); -этноэкологическом; -национальных традиций физической культуры; -родовых, фамильных и семейных традиций; -профессиональных трудовых традиций.
Данные направления должны осуществляться через изучение языков, фольклора, декоративно – прикладного искусства, национальной музыки, литературы, поэзии, видов спорта, обычаев, народной философии, мировоззрения, через практическое освоения промыслов и ремесел.
Ориентируясь именно на подготовку будущего педагога, воспитателя, мы разработали этнокультурные системы, вошедшие в следующие блоки: -языково-литературоведческий (в учебных курсах «Русский язык и литература», «Карачаевский язык и литература», «Балкарский язык и литература», «Черкесский язык и литература» и т.д., в иностранных языках – английском и немецком); -культурологический (в факультативах «Эстетика», «Мировая художественная литература», «Горский этикет», «Национальная культура: сервисный аспект», «Умение вести дом», «Гостеприимство», «Национальная кухня народов Карачаево-Черкесии», «Грация», «Танцы народов Карачаево-Черкесии», «Физическая культура»).
Любая национальная культура содержательна, многогранна, поэтому для преподавателя важны ориентиры отбора информации для ее интеграции в содержание образования. Важно, чтобы они согласовывались с целями и задачами учебно-воспитательного процесса. В нашем случае считаем важными историческую достоверность, этнонациональное, ценностное содержание в учебных курсах «История России», «История Кавказа», «История Карачаево-Черкесии», «Обществознание», «Психология», на факультативе «Учимся договариваться (Я – ТЫ – МЫ)», «Учимся принимать решения», «Межэтническая толерантность»; -профессиональный (в специальных дисциплинах, профессиональной подготовке, практической деятельности, профессиональной внеурочной деятельности); -творческий (этнокультурный компонент воспитательной работы в вузе).
Для усвоения знаний предлагается ввести в лекционные и семинарские занятия по общеобразовательным и специальным дисциплинам этнический компонент. Подготовка профессионала со знанием культурных национальных ценностей, формирование системы профессиональных практических умений осуществляется через моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.
Важное значение имеют контекстное обучение, погружение в профессиональную деятельность, деловые игры, работа на учебно-производственных участках. Необходимо формирование активности студентов в процессе обучения с тем, чтобы они были способны строить и корректировать свою учебнопознавательную и профессиональную деятельность.
Для изучения методики использования этнических компонентов в учебновоспитательном процессе разработаны специальные курсы «Познай себя», «Учимся договариваться (Я – ТЫ – МЫ)», «Учимся принимать решения», «Горский этикет», «Межэтническая толерантность», «Мировая художественная культура».
Практическая деятельность по национальному образованию и воспитанию молодого поколения показала, что при формировании этнокультурного потенциала личности важны принципы непрерывности, систематичности и преемственности, поскольку мозаичность, эпизодичность снижает успех такой работы.
Реализацию этих принципов мы представляем через ознакомления учащихся, студентов с культурой, традициями, обычаями, фольклором, литературой, поэзией этносов. Уместно использование различных методов и форм деятельности для приобщения молодежи в разном качестве (от зрителей до организаторов и участников).
Чем больше и глубже рассматривается нами проблема, тем четче вырисовывается необходимость проведения мероприятий, которые способны в определенной степени нейтрализовать влияние на молодежь, в частности на студентов, негативных и опасных явлений сегодняшней жизни. Для этого необходимо находить новые формы, методы в учебной, производственной и воспитательной деятельности.
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII – XIX вв. Нальчик, 1974. С.688.
2. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в профессиональной школе. Казань, 1997. С.24.
3. Габдуллина Л. Б. Основа духовности личности в ее национальных корнях. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII Международной научно – практической конференции. Казань, 2000. С. 86.
4. Габдуллина Л.Б. Национальные культурные ценности в образовательной системе многонационального города: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2002. С.160.
5. Гуртуева М. Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1997. С.67.
6. Дробижева Л.М. Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990. С.16.
7. Данилевский И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992. С.28.
8. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников //Фольклорнолитературные и языковые связи как фактор развития культур Северного Кавказа. Материалы международной научнопрактической конференции. Черкесск, 1994. С. 9.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования.2002. No6. С. 40.
10. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974. С.224, 78.
11. Караева А. О. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. Черкесск, 1961. С.120.
12. Каракетов М. Д. Из традиционно-обрядовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. С.345.
13. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С.182.
14. Смирнова Я.С. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С. 224.
15. Сборник сведений о кавказских горцах. Народные сказания кавказских горцев. Вып. VI. Тифлис, 1876. С. 33-40.
16. Словарь педагогических терминов / Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. С.51.
17. Закон РФ “Об образовании”. М., 1992.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru