Реферат выполнила студентка 382 группы Разумная Н.С.
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет психологии
Москва, 2005
«..Передонов помолчал немного и вдруг сказал: «Поляки – безмозглые». Марта покраснела. «Всякие бывают и русские, и поляки», - сказала она. «Нет, уж это так, это верно, - настаивал Передонов. – Поляки глупые. Только форсу задают. Вот жиды, - те умные…»
Ф. Сологуб «Мелкий бес»
По-видимому, прежде чем приступать к вопросу о рассмотрении проявления или демонстрации социальных стереотипов, следует рассмотреть то, насколько актуальна данная проблема в современном обществе.
Дело в том, что в современном мире, к сожалению, достаточно много проявлений так называемой «нетерпимости» или «интолерантности». Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем «предрассудками». Конечно, эта связь не носит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, вполне очевидно, что определенная взаимосвязь имеется. То есть такие явления, как расизм, сексизм, эйджизм – это, по сути дела, просто внешние проявления таких более глубоких факторов, как социальные стереотипы и предрассудки.
Таким образом, по-видимому, не будет ошибкой сказать, что, изучая предрассудки, мы изучаем корень такого зла, как расизм, сексизм, эйджизм. Дело в том, что по сути дела, социальные стереотипы и предрассудки вольно или невольно руководят действиями людей. Социальные стереотипы и предрассудки – это то, что лежит в основе, так называемого «дискриминирующего поведения, к которому и относится все вышеперечисленное.
Несомненно, что в обществе, наполненном разными интересами, конкурирующими группами и проч. просто необходимо каким-то образом сохранять мир и по возможности устанавливать гармонию. Изучение социальных стереотипов в ракурсе их взаимосвязи с дескриминирующим поведением (то есть по сути дела изучение внешнего проявления социальных стереотипов или демонстрации социальных стереотипов) есть задача чрезвычайно важная.
Для начала рассмотрим что же такое представляют из себя социальные предрассудки и стереотипы в общем и целом (определим понятия), а затем рассмотрим такие проявления предрассудков и стереотипов, как дискриминирующее поведение, а именно: расизм, сексизм, эйджизм.
Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальные стереотипы и предрассудки. Это важно сделать, так как такие термины, как стереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многом пересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминов предполагает некую негативную оценку какой-либо группы или индивида – в этом состоит некоторое сходство этих терминов и соответственно явлений. Однако немаловажно заметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за ними явления имеют ряд специфических отличий, нюансов, в которых следует получше разобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.
Итак, «Социальный стереотип – (от греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде.» (9, с.524)
В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» (2, с.215).
«Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.» (7, с.748)
То есть из данных выше определений можно видеть, что стереотип – это нечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит во многом обобщать. Кроме того, важно заметить, что стреотип – это понятие более широкое, чем, скажем, предрассудок.
Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).
Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).
Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами) (5, с.189).
Главные выводы исследований в области социального стереотипа были суммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:
1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.
3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5)Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта (5, с.192).
От понятия «стереотип» достаточно просто перейти к понятию «предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило спецификой таких социальных стереотип считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической, гендерной и др.) Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидность негативных аттитьюдов. Синоним предрассудка – предубеждение». (7, с.406).
Вообще, по-видимому, следует заметить, что суть предрассудка состоит именно в неоправданно негативной установке по отношению к группе и/или ее отдельным членам. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с определенной группой. Предрассудок – это установка, то есть это готовность действовать определенным образом на основании определенного сочетания чувств, убеждений. Таким образом, предрассудок можно определить также, как некое сочетание установок, объединяющих аффект – наши чувства, тенденцию поведения – склонность действовать определенным образом и наши знания, убеждения.
Более узкое определение предрассудка – «Предрассудок: неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам». (7, с.407)
Итак, немного разобравшись с тем, что же такое стереотипы и предрассудки, , логично перейти к определению дискриминации.
Дело в том, что стереотипы и предрассудки помимо некоего эмоционального, когнитивного аспектов содержат в себе также, что немаловажно, поведенческий аспект. То есть, если мы чувствуем, мыслим определенным образом, то и действуем мы в таком случае совершенно определенным, предсказуемым на основании наших мыслей и чувств, образом. То есть, если стереотип и предрассудок – это негативные чувства и мысли, то последний, третий аспект этих явлений – поведение – является ни чем иным, как дискриминацией. Если использовать определение Д.Майерса, «Дискриминация: неоправданно негативное поведение по отношению к группе и ее отдельным членам». (7, с.408)
Дискриминация многолика и может принимать различные обличья, в зависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы и предрассудки, а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать по отношению к определенным группам или их членам в связи с расой, половой принадлежностью или, например, в связи с принадлежностью к определенной возрастной группе. По крайней мере, дискриминация по этим признакам является, пожалуй, наиболее распространенной. Именно поэтому следует остановиться на данных видах дискриминирующего поведения поподробней.
В самом общем виде расизм можно определить следующим образом.
«Расизм, совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.» (3, с.578)
«Расизм:
Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы;
Институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.» (7, с.408)
То есть, как видно из представленных определений, основанием расизма является расовая принадлежность, то есть, по сути дела некое внешнее несходство, определенные различия в стиле жизни и проч.
Следует отметить, однако, что расовые предрассудки, будучи достаточно часто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе несколько вытиснились из сознания. То есть внешне как-то неприлично в нашем обществе активно показывать свои расовые предрассудки и открыто дискриминировать представителей другой расы. Более того, если спросить испытуемых об их расовых предубеждениях, большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки у них существуют. Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению к представителям другой расы могут быть несколько иными. «Предрассудки все еще обнаруживаются в ответах на вопросы, касающиеся интимных контактов между представителями различных рас. Высказывание «Вероятно, я буду неуютно себя чувствовать, если придется танцевать с чернокожим партнером в общественном месте» выражает более сильное расовое чувство, чем «Вероятно, я буду чувствовать себя неуютно, если буду ехать в одном автобусе с афроамериканцем»(7, с.410)
То есть по сути дела жесткие формы расового неприятия, жесткие формы расовой дискриминации (апартеид и проч.) с течением времени слабеют, однако не исчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается, но не исчезает насовсем и может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимных сфер жизни личности.
Сексизм - это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. В настоящее время все известные общества в мире - патриархальные, следовательно, сексистские.
Сексизм - это вид дискриминации, соответствующий всем известным фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, а при сексизме - по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие от расизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой, вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне. Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилование жены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Часто на сексизм не обращают внимание, или его значением пренебрегают.
Не только некоторые личные отношения, но и структура нашего общества весьма патриархальна: руководством, высокооплачиваемой и высоко оцениваемой работой занимаются в основном мужчины; за ту же работу, что и мужчина, женщина получает меньше; домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, и т. д. Хотя это положение очевидно несправедливое, многие к нему так привыкли, что не хотят ничего менять.
Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашем сознании, что его часто просто не замечают. Нас всех воспитывают в духе сексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающая среда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек - в куклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки обязаны следить за фигурой, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины - следить за порядком в доме.
В языке стойко сохраняются и воспроизводятся культурные стереотипы о «женских» и «мужских» видах деятельности. Ярко выражена гендерная предвзятость слов, обозначающих различные виды профессиональной деятельности. Это довольно четко проявляется в объявлениях о найме на работу (требуется столяр, управляющий, менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном, публицистическом и научном языковых стилях доминируют «мужские» названия, в то время как «женские» названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если и есть, то «статус» их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка, няня, продавщица, крановщица по статусу крайне низки в сравнении со статусом «мужских» профессий и должностей: президент, министр, директор, завуч, управляющий, главный врач, летчик, ректор, депутат. То есть сами названия как бы предполагают задействованность лиц мужского рода. Слова депутатша, президентша и др. стоят в ряду разговорной или же стилистически сниженной лексики.
Как отмечает Алла Денисова в своей работе «Язык вражды в российских СМИ: гендерное измерение», есть другой распространенный прием сексизма - когда через указание на женственность происходит приписывание инфантилизма, а вместе с ним - несамостоятельности, потребности в опеке, некоей несамодостаточности: обращение "милые, дорогие наши женщины", "любимые наши женщины", даже на женских конференциях - "милые дамы", непременное указание на то, что "в зале столько красивых женщин". Остается ожидать гоголевское: "дамы, приятные во всех отношениях". Обратим особое внимание на слово наши - оно вносит оттенок интимности, притягивает весь контекст снова к частной сфере. Не случайны на женских конференциях обязательные рассказы политиков и чиновников о своей жене и о разделении ролей в их семьях.
Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины – либо наоборот. Традиционные доводы – такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения (Нет пользы от кобылы скакуна и женщины оратора. Собака умнее бабы), творчества, или ссылки на пресловутую женскую логику (У бабы волос долог, да ум короток. Курица не птица, баба не человек) или же психологическую неустойчивость продолжают жить в общественном сознании.
Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартов поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная информация и объективная оценка. Иногда они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к новому. На сегодняшний день все феминистки сходятся во мнении, что с сексизмом необходимо бороться – назрели глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях.(6)
В самом обощем виде, в первом приближении эйджизм можно определить, как дескиминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе.
Термин "эйджизм" означает дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста.
«Эйджизм (от лат ageism) – негативный стереотип в отношении людей какой-либо возрастной категории, но чаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста». ( 9, с.614)
Следует отметить, что, как правило, когда мы говорим об эйджизме, мы, в первую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людям пожилого возраста. Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения или, что практически то же самое, из убеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества. По крайней мере, если говорить, о развитых странах Европы, тамошнее дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано именно этой идеей, убеждением, предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальные пособия, по сути дела являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.
Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться. Все это и еще множество похожих на вышеперечисленные причин, создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что «старики ни на что не годятся», и «пожилой человек – обуза для семьи» и, в конечном итоге, для общества в целом. (8).
С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по возрастному признаку – то есть, просто-напросто, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье – скажем, более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.
Пожалуй, как ни прискорбно, но вполне оправданной является сентенция В.Д. Шадрикова о том, что «Наши старики – это забытые дети общества». По сути дела, имеется ввиду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать и отстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли, при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше общество стремительно стареет.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что то как мы мыслим в конечном итоге влияет на то как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции, убеждения и в конечном итоге поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующее поведение во многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение. Основная опасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что, то негативное отношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, в конечном итоге может и не основываться на реальных фактах. Более того, такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты может оказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигается совпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощного источника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены на конкретных людей и группы интересов, создается канал для «выпускания пара», куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявить сильные эмоции. Типичный пример – современный российский антисемитизм, который не имеет пока серьезных проявлений в виде погромов, но постепенно нагнетается с использованием весьма солидных средств. По-видимому, он может быть использован в случае крупных провалов правительства или при необходимости серьезных социальных потрясений для передела власти.
Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы, предрассудки и демонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным в современном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и не удастся, но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулирования вполне реально.
1) Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990
2) Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999
3) Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
4) Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
5) Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999
6) Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999.
7) Майерс Д. Социальная психология. Питер, 2003.
8)Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998
9) Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003.
10) Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966
11) Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
12) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998
13) Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/