Курсовая работа по военной топографии. Вариант №21
Выполнил студент: Конев М.С.
«МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
Военная кафедра
Москва - 2005
Военная топография - это наука о способах изучения местности, ориентирования, целеуказания, производство измерений на местности. Военная топография изучает топографические карты и приемы работы с ними. Карта - это уменьшенное, точное, подробное изображение земной поверхности на плоскости.
Топографические карты содержат подробное изображение местности. Они служат основным источником информации об устройстве земной поверхности, географическом размещении и взаимных связях различных природных и общественных явлений.
Картографическое изображение местности удобно обозримо, нарядно и измеримо. Даже беглый обзор карты позволяет составить ясное представление об общем характере территории, важных географических объектах, их форме, размерах.
С помощью несложных измерений по картам можно получить координаты изображенных предметов, расстояния между ними, размеры их, ориентировку в пространстве и ряд других величин, измерение которых в натуре представляет подчас сложную и трудоемкую задачу.
Карты содержат важнейшие качественные и количественные характеристики многих географических объектов, необходимые для решения научных и практических задач.
Основными требованиями к изображению дорожной сети на топографических картах являются: наглядное отображение ее густоты, состава и размещения с четким показом класса, начертания и состояния каждой дороги; подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническое оснащение дорог и являющихся ориентирами; тщательная передача характерных особенностей участков дорог и местности на подходах к мостам, переправам, перевалам и в других местах, где объезд затруднителен или невозможен (в теснинах, на болотах и т. п.).
Данные, особенно о классе автомобильных дорог, ширине, устройстве их проезжей части (полотна) и техническом оборудовании, позволяют изучать и оценивать по карте эксплуатационные возможности дорог (их пропускную способность, грузоподъемность, возможные сезонные изменения условий передвижения) и производить необходимые расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним.
Железные дороги изображаются на картах с подразделением:
по ширине колеи — ширококолейные (1435 мм. и более, в СССР—1524 мм) и узкоколейные; по числу путей — однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги — электрифицированные и с паровой или дизельной тягой; по состоянию — действующие, строящиеся и разобранные.
Особыми условными знаками изображаются трамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги.
На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а также рабочие казармы и блокпосты. Их изображения сопровождаются сокращенными подписями, указывающими род объекта (ст., раз., пл., ост. п., к а з., б л.-п. и т. п.).
Железнодорожные станции всех классов, не выражающиеся в масштабе карты, показываются однотипно: черный прямоугольник условного знака станции (разъезда, платформы), помещается с той стороны знака дороги, с какой она расположена в действительности.
На картах масштаба 1:100000 и крупнее на железных дорогах соответствующими условными знаками изображаются по возможности все водонапорные башни, отдельные семафоры и светофоры, имеющие значение ориентиров, а также насыпи и выемки с указанием их высоты или глубины в метрах. Обязательно показываются туннели и, как правило, все железнодорожные мосты и трубы для стока воды. Мосты изображаются различными условными знаками в зависимости от их размера, конструкции и материала, из которого они построены.
На станционных территориях, выражающихся в масштабе карты, указываются депо, погрузочно-разгрузочные площадки, переходные мостики и другие сооружения.
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются в зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по признакам, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Класс дорог | Характеристика дорог |
Автострады | Капитальные дороги с прочным покрытием из асфальто- или цементобетона на твердом основании. Ширина покрытой части не менее 14 м, что допускает интенсивное скоростное движение автотранспорта любого тоннажа в четыре ряда и более. Уклоны не более 4°. Пересечения с другими дорогами на разных уровнях |
Усовершенствованные шоссе | Дороги с твердым основанием и покрытием из асфальта, бетона, брусчатки, клинкера или щебня (гравия), пропитанного вяжущим веществом. Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает двустороннее движение. Уклоны не более 5°. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение всего года |
Шоссе | Дороги с основанием из камня, песка или твердого грунта, покрытые гравием, щебнем или шлаком, уплотненными укаткой, иногда пропитанными вяжущим веществом, а также дороги, вымощенные булыжником или колотым камнем (мостовые). К этому же классу относятся дороги с основанием и покрытием усовершенствованных шоссе при ширине покрытия менее 6 м. Допускают движение автотранспорта в течение всего года |
Улучшенные грунтовые дороги | Профилированные, но не имеющие прочного основания и покрытия, регулярно ремонтируемые дороги. Грунт проезжей части бывает улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущим веществом. Проезд автотранспорта среднего тоннажа возможен в течение большей части года |
Грунтовые (проселочные) дороги | Непрофилированные дороги без покрытия. Проходимость зависит от грунта и сезонно-климатических условий |
Полевые и лесные дороги | Грунтовые дороги местного узкохозяйственного значения, по которым движение автогужевого транспорта производится эпизодически, главным образом в период полевых работ или лесоразработок |
Караванные пути и вьючные тропы | Основные пути в пустынных, полупустынных и горных районах, используемые для вьючного транспорта. Некоторые караванные пути могут быть пригодны для автогужевого транспорта |
Пешеходные тропы | Пути в труднодоступной местности (горы, тайга, болота), пригодные только для пешего движения |
Зимние дороги Дороги с деревянным покрытием Фашинные участки дорог (фашинники) |
Временные пути для проезда зимой через замерзшие болота, озера, реки, проливы и заливы Дороги, проложенные через труднопроходимые, обычно заболоченные места. Устраиваются в виде настила из досок, бревен или деревянных пластин, уложенных на прогоны из бревен Участки дорог через болотистые места, выстланные связками хвороста (фашинами), уложенными на продольные лежни и прижатыми по бокам жердями. Сверху засыпаны слоем земли или песка. Гать — сплошной настил из бревен, уложенный иногда по хворосту. Гребля — участок дороги через болото, проложенный по насыпи из земли, камней, песка и других материалов |
Эти признаки надо отчетливо представлять себе при изучении по карте характера и эксплуатационных возможностей дорог. При этом необходимо также учитывать особенности различных участков дорог в зависимости от рельефа, почвенно-грунтовых и других условий местности.
Объекты дорожной сети изображаются на картах с соблюдением следующих основных правил.
Автострады, шоссейные и улучшенные грунтовые дороги на картах масштаба 1:100000 и крупнее показываются все, независимо от густоты дорожной сети. Дороги же более низких классов изображаются полностью лишь в лесных массивах и в других районах со слаборазвитой дорожной сетью (горных, пустынных, таежных, тундровых). В районах с густой дорожной сетью они наносятся с отбором: преимущественно те, которые соединяют населенные пункты по кратчайшим расстояниям и более удобны для движения. На картах малообжитых, пустынных и труднопроходимых районов показываются все караванные пути, вьючные и пешеходные тропы.
Рис. 1 (практическая часть)
№ | Графическое изображение | Содержание условного знака |
1 2 3 |
|
1. Трёхпутные железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги 2. Двухпутные железные дороги и станции всех классов 3. Однопутные железные дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты на ширококолейных железных дорогах |
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
|
4. Расположение главного здания станции: а) сбоку путей; б) между путями; в) расположение неизвестно 5. Электрифицированные железные дороги: а) трёхпутные; б) двухпутные; в) однопутные; г) блок посты 6. Путевые посты, погрузочно-разгрузочные площадки, тупики и подъездные пути 7. а) Насыпи; б) выемки (2-высота или глубина в метрах); в) участки с большими уклонами – более 0,020 (только в горных районах) 8. а) Трубы; б) туннели (в числителе – высота и ширина, в знаменателе – длина в метрах) в) эстакады 9. Автострады (8 – ширина одной полосы в метрах, 2 – количество полос, Ц – материал покрытия); насыпи (4 – высота насыпи в метрах) 10. Шоссе (6 – ширина покрытой части; 10 – ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Б – материал покрытия) 11. Улучшенные грунтовые дороги (8 – ширина проезжей части дороги в метрах) и труднопроезжие участки дорог 12. Грунтовые (просёлочные) дороги и труднопроезжие участки дорог 13. Полевые и лесные дороги 14. Зимние дороги (через замёрзшие болота, озёра, реки) 15. Дороги с деревянным покрытием 16. Фашинные участки дорог, гати и гребли |
Пункты управления - это специально оборудованные и оснащенные места, с которых осуществляется руководство войсками при подготовке и в ходе боя. В состав каждого пункта управления включаются в необходимом соотношении органы и средства управления, а также подразделения обеспечения и обслуживания. Наименование, количество и состав пунктов управления зависят от масштаба воинского формирования.
Состав пунктов управления обычно непостоянен, они создаются по возможности немногочисленными. Однако каждый из них должен иметь в своем составе необходимый минимум офицеров и средств управления, обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющий при необходимости временно принять на себя выполнение функций вышестоящей или нижестоящей инстанции управления.
В подразделении создается командно-наблюдательный пункт. С него обеспечивается не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В состав этого пункта управления входят командир, его заместитель, офицеры штаба, командир приданного (поддерживающего) подразделения, связисты и охрана. Все они размещаются в нескольких или одной бронированной машине, оснащенной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем боя и непрерывное управление подразделением.
Командно-наблюдательный пункт наносится на карту таким образом, чтобы вертикальная прямая линия, являющаяся продолжением одной из сторон геометрической фигуры, своим нижним концом упиралась в точку местности, где расположен пункт управления.
Командный пункт предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считается основным пунктом управления, так как на нем находится большая часть аппарата управления во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важнейшие задачи, связанные с руководством войсками. Из его состава может выделяться наблюдательный пункт для наблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и для руководства войсками, действующими на важном направлении или в тыле от главных сил.
При нанесении на карту командного пункта не следует забывать, что при наступлении или движении в западном направлении, или при обороне фронтом на запад фигура знака будет расположена вправо от вертикальной линии, указывающей место его расположения и, наоборот, при наступлении и обороне фронтом на восток фигура знака должна быть развернута влево.
Средства связи позволяют своевременно передавать данные о противнике и других условиях обстановки, точно и скрытно доводить приказы и распоряжения командиров до подчиненных, получать донесения о ходе боя, обмениваться информацией между взаимодействующими подразделениями и частями. Средства связи обеспечивают командирам и штабам непрерывное руководство подчиненными подразделениями и частями в любых условиях подготовки и ведения современного боя.
Средства связи должны использоваться в процессе управления войсками комплексно, чтобы обеспечить надежность связи (безотказную, устойчивую работу в течение необходимого времени), ее своевременность (передачу и доставку сообщений или ведение переговоров в заданное время), достоверность (прием переданных сообщений с заданной точностью) и скрытность самого факта связи и содержания передаваемых приказов, распоряжений и различной информации в любых условиях обстановки.
Не менее важное значение для успешного овладения искусством ведения рабочей карты имеет точное соблюдение правил принятых условных сокращений, обозначений и надписей. Они применяются для ускорения нанесения обстановки на карту и разработки боевых документов.
Нужно придерживаться еще одного правила, позволяющего сократить надпись наименований батальонов и дивизионов, входящих в состав какой-либо части.
Рис. 2 (практическая часть)
№ | Графическое изображение | Содержание условного знака |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
|
1. Пункт управления полка на месте. Надпись КП обозначает - командный пункт, ТПУ - тыловой пункт управления. Надпись внутри флажка -номер полка. 2. Пункт управления батальона. Надпись 1/10 мсп означает 1 батальон 10 мотострелкового полка. 3. То же в движении. 4. 1- Командно-наблюдательный пункт командира роты на месте. 2- БМП командира роты (соответственно обозначается БТР, танк командира роты. Ставится такт. знак данного типа техники и две черточки. У командира взвода одна черточка. 5. Наблюдательный пункт 10 мотострелкового полка. Если внутри знака буква, то это означатет что НП специализированный (А-артилерийский, И-инженерный, Х-химический, В-воздушного наблюдения, Т- технический). В артиллерии, спец.войсках знак черный. 6. Пост регулирования движения (Р-регулировщик, КПП-контрольно-пропускной пункт, КТП-контрольно-технический пункт. 7. Узел связи. 1- полевой подвижный. 2- стационарный. 8. Радиоприемник. 305- марка приемника. 9. Радиостанция. 1-подвижная, 2- носимая. 3- танковая. 10. Подвижная радиорелейная станция. 11. Радиолокационная станция разведки. 1- воздушных целей. 2-наземных целей. 12. Радиосеть носимых станций. 13. Радионаправление подвижных станций. |
Военную топографию следует рассматривать как один из важнейших элементов тактической подготовки бойца и командира, т.к. умение быстро изучить, правильно оценить местность и хорошо примениться к ней равносильно по своему значению умению вести разведку противника и владеть оружием. Умение офицеров правильно работать с картой имеет большое значение для управления подразделениями.
Карта офицера, подготовленная к работе, с правильно и четко нанесенными сведениями о боевой обстановке позволит офицерам всех степеней своевременно, полно и верно оценить обстановку, принять решение, доложить свое решение старшему командиру (начальнику), поставить подчиненным командирам боевые задачи и информировать командиров соседних подразделений об обстановке. Чем лучше будут усвоены приемы ведения рабочей карты, тем меньше времени командиры будут затрачивать для решения задач по руководству подчиненными подразделениями в бою. Умение правильно готовить и вести рабочую карту – признак высокой штабной культуры каждого офицера.
Бубнов И.А. «Военная топография». Учебник. Воениздат. 1977г.
Говорухин. «Справочник по военной топографии». Воениздат. 1989г.
Помбрик И.Д., Шевченко Н.А. «Карта офицера». Учебное пособие. Воениздат. 1989г.