В.В. Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут
Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека [1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].
Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе.
Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.
Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):
1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].
2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].
3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].
4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике.
Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин.
Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.
СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:
1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами.
2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди.
3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.
Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.
Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.
Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)
Груп- па |
Пол |
Ко- ли- чес- тво |
По- ка- за- те- ли |
Бег на месте |
Частота постукиваний |
Бег 10 м со старта |
Челночный бег 10x5 м |
||||
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
до экс- перимен- та |
после экс- перимен- та |
||||
ЭГ |
м |
17 |
М |
29,24 |
35,12** |
13,78 |
12,27** |
2,78 |
2,54* |
22,03 |
21,00** |
m |
0,67 |
0,59 |
0,26 |
0,24 |
0,05 |
0,04 |
0,28 |
0,27 |
|||
д |
32 |
М |
30,38 |
36,91" |
13,67 |
12,23* |
2,81 |
2,62* |
22,70 |
21,47* |
|
m |
0,77 |
0,67 |
0,27 |
0,23 |
0,03 |
0,03 |
0,22 |
0,23 |
|||
общ. |
49 |
М |
29,98 |
36,29" |
13,71 |
12,24* |
2,80 |
2,59* |
22,46 |
21,31 * |
|
m |
0,55 |
0,49 |
0,20 |
0,17 |
0,03 |
0,02 |
0,18 |
0,17 |
|||
КГ |
м |
20 |
М |
29,15 |
32,1 |
13,66 |
12,92 |
2,79 |
2,68 |
22,00 |
21,56 |
m |
0,57 |
0,67 |
0,21 |
0,24 |
0,04 |
0,03 |
0,24 |
0,22 |
|||
д |
26 |
М |
30,04 |
33,46 |
13,59 |
12,94 |
2,81 |
2,74 |
22,86 |
22,21 |
|
m |
1,25 |
1,07 |
0,34 |
0,29 |
0,03 |
0,02 |
0,28 |
0,29 |
|||
общ. |
46 |
М |
29,65 |
32,87 |
13,62 |
12,93 |
2,8 |
2,72 |
22,49 |
21,93 |
|
m |
0,75 |
0,67 |
0,21 |
0,19 |
0,02 |
0,02 |
0,20 |
0,19 |
Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р