В. Дзержинский
Бядуля З., Ясакар (1886—) — псевдонимы (первый в художественной прозе, второй в стихах) известного современного белорусского писателя Самуила Плавника. Р. в селении Посадец, б. Виленской губ., в бедной еврейской семье (дед его — ремесленник-котельщик, отец — мелкий лесопромышленник). Детство и отрочество Б. прошло в мертвящей атмосфере хедера и ешибота, откуда он 15 лет бежал и вскоре поступил на лесоразработки. Здесь, на лоне природы, в почти одинаковых социально-экономических условиях с белорусскими крестьянами-лесорубами, он провел всю свою юность. Близко знакомясь с трудовым бытом и психологией белорусских крестьян, он глубоко проникся их интересами. Б. начал писать уже на 13 году своей жизни на древнееврейском языке, преимущественно на библейские мотивы. Под влиянием окружавшей его белорусской народной стихии и произведений белорусской литературы он обращается в своем дальнейшем творчестве почти исключительно к белор-ому яз., резко меняя тематику и стиль. В 1910 в газ. «Наша нива» было напечатано первое произведение Б. («Пяюць начлежнікі»), и с тех пор художественная проза Бядули З., в форме преимущественно рассказов и новелл, и стихотворные произведения Ясакара появляются почти во всех современных ему белорусских периодических и не-периодических изданиях, а также отдельными сборниками («Абразкі», «Пад родным небам», «На зачарованных гонях», «Апавяданьні», «Буралом», «Танзілія», «Поэмы» и др.). Все эти произведения выдвинули Б. в первые ряды современных художников белор-ого слова (многие его произведения переведены на русский, украинский, польский, литовский, еврейский, немецкий, итальянский и др. языки). Кроме того с 1912 Б. беспрерывно работает в белор-ой журналистике как даровитый публицист-профессионал. В настоящее время Б. редактирует журнал «Наш край», орган Центр. бюро краеведения при Институте белор-ой культуры, и ведет научную работу в последнем.
Художественное творчество Б. в общем основано на той социально-экономической базе и проникнуто той общественной идеологией, которые характерны для большинства писателей-нашенивцев (см. «Белорусская литература»); для него, как и для них, главным источником творчества является быт и психология белор-ой деревни до и после Октябрьской революции. Но особенность его творческой организации, сложившейся под влиянием двух национальных культур (еврейской и белорусской), накладывает отпечаток на все его произведения, резко выделяя их на фоне белорусской литературы. Большая художественная сила и выразительность, свойственные его поэзии, достигаются, по мнению белорусской критики, именно благодаря тому, что в его произведениях белорусские национальные элементы (природа, крестьянский быт, широко использованный поэтом белор-ий фольклор) тесно переплетаются с еврейской эмоциональностью, насквозь пронизывающей и своеобразно организующей эти элементы. Характерным для Б. является тонкое сочетание им элементов реализма и неоромантики, выраженное не только в литературных приемах и стиле, но и в психо-идеологической основе его творчества. Острый наблюдатель и большой знаток белор-ого крестьянского быта, Б. отразил этот быт в ряде реалистических произведений (рассказы в «Зачарованы край», «Апавяданьні, «Танзілія» и др.). Но этот быт для Б. служит только канвой, на которой писатель дает углубленный психологический показ и притом не только в типических чертах, но и в формах резко-индивидуальных, всегда и неизменно подчеркивая классовые противоречия между трудящимися и их эксплоататорами. Однако творчество Б. не исчерпывается этим общественно-реалистическим направлением. Свойства субъективного порядка, как то: большая эмоциональность, чрезвычайная впечатлительность, богатая фантазия и сила воображения, не находя себе полного художественного соответствия в материале трагически тяжелой дореволюционной жизни основной массы трудящихся слоев Белоруссии, толкали поэта, потрясенного этой неприглядной действительностью, на путь отрыва от общественности, на путь романтики, мечтаний, эстетизма, нашедших свое выражение преимущественно в его лирике («Абразкі», «Пад родным небам» и др.). Но эта струя в творчестве Б. со времени Октябрьской революции резко пошла на убыль, уступая место общественно-революционной романтике, в которой поэт воспевает борьбу рабочих и крестьян за завоевания Октября, а также выражает пафос современного социалистического строительства (поэмы: «З сказау буры і віхорау», «Беларусь», «Рэволюцыйны календар», «У ясных крушнях», цикл новелл — «Дзесяць», революционная лирика в сборнике «Буралом» и др.).
Живая народная речь, яркий свежий образ, меткий эпитет, четкая метафора, смелое сравнение придают его произведениям большую поэтическую силу и убедительность, а искусное сочетание поэтом элементов пластической образности и музыкальности, и притом не только в стихах, но и в прозе, делает произведения Б. чрезвычайно художественно-насыщенными (особенно характерно это для его богатой природоописательной лирики). Из отдельных произведений Бядули, кроме вышеуказанных, следует отметить: две большие мифологические поэмы, — «Зачарованы край» и «Ярыла», — в которых поэт собрал и художественно обработал целые циклы белорусского народного эпоса; реалистически описательную поэму «На хутары», в которой поэт дает психо-бытовую панораму из жизни белор-ого крестьянства; поэму «Чырвона-чорная жалоба», написанную в 1924 под свежим впечатлением смерти Ленина; историческую повесть «Салавей» (1927) из эпохи крепостного быта в Белор-ии. Перу Б. принадлежит также ряд литературно-критических статей, исследований по истории белорусского театра, этнографии и фольклору.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/