Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Общие требования о необходимости внутреннего контроля в кредитной организации определены федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг». Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.
Внутренний контроль — постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, который должен осуществляться в банке советом директоров, старшими должностными лицами, руководящими должностными работниками и сотрудниками всех уровней управления. Внутрибанковский контроль позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий.
Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:
соблюдения действующего законодательства;
соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития;
достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
рациональности проводимых мероприятий по поддержанию ликвидности, рентабельности и устойчивости банка.
Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга на всех участках работы банка, который заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.
Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценив банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.
Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита. Остановимся более подробно на характеристике каждого из видов.
Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля 1 состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных | правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущего контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений банка, В процессе осуществления текущего внутрибанковского контроля они руководствуются действующими нормативными документами и правилами проведения тех или иных банковских операций.
Ответственные исполнители при приеме от клиентов денежно-расчетных документов осуществляют контроль правильности заполнения всех необходимых реквизитов, проверяют наличие средств на расчетном счете организации. Представленные к оплате документы проверяются и с точки зрения законности совершаемой операции. По существу, на этом этапе работник банка определяет целевое назначение использования средств клиента. Большая ответственность ложится на бухгалтерского работника при осуществлении различных форм безналичных расчетов, выбор которых клиент делает самостоятельно вместе со своим контрагентом. Задача ответственного исполнителя и контролера банка состоит в проверке соблюдения принципов организации безналичных расчетов. Например, при использовании в расчетах платежных требований работник банка проверяет наличие товарно-транспортных документов, подтверждающих отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. При отказе клиента от акцепта того же платежного требования необходимо удостовериться в его правомерности, правильности оформления и соблюдении срока, установленного для этой процедуры. Такой же тщательной проверке подвергаются и другие формы расчетов, которые применяет клиент в своем платежном обороте. Особого внимания требует проверка соблюдения всех требований при аккредитивной, чековой и вексельной формах расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете клиента на работника банка ложится ответственность за своевременное оприходование расчетных документов в картотеку № 2 и их оплату по мере поступления средств в соответствии с установленной законодательством очередностью платежей.
При зачислении денежных средств, поступающих в адрес клиента, ответственный исполнитель должен убедиться в наличии на копии поступившего от плательщика документа подписи работника банка-плательщика, т.е. проверить подлинность документа. Особому контролю подвергаются операции, связанные с безналичными перечислениями средств физических лиц во вклады. Это необходимо во избежание ошибок в зачислении средств владельцам счетов. При открытии и ведении ссудного счета клиента проверяется правильность составления срочных обязательств на погашение кредита и осуществляется повседневный контроль за своевременностью его погашения.
Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка] и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции.
Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное месте здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае проведение контроля возлагается на трех работников кредитной организации, участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.
При получении клиентом наличных денег по именному денежному чеку контролирующий работник должен удостовериться в наличия на чеке отметки о предъявлении получателем средств паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, Л чеке или расходном ордере должна быть его расписка в получения средств. При поступлении денежного чека происходит сличение подписи лиц, правомочных подписывать его, оттиска печати клиенте с имеющимися у ответственного исполнителя и контролера образцами, указанными в соответствующей карточке. Контролер и кассир сопоставляют также подпись ответственного исполнителя с имеющимся образцом. Тщательному контролю подвергаются все расходные кассовые документы и со стороны кассового работника.
За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день.
В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:
проверка постановки учета и документооборота;
подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей
проверка законности и правильности оформления выполненных операций.
В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Примером может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех или иных ответственных исполнителей. Обычно планы последующих проверок составляются таким образом, чтобы в течение квартала в последующем порядке были проконтролированы все участки учетно-операционной работы.
В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с копиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.
В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение последующих трех месяцев разрешено не проверять.
Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Как правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка.
Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и контроля в коммерческом банке несет президент банка. В его обязанности включается проверка своевременности составления ежедневного банковского баланса, который представляется ему на подпись.
Помимо текущего и последующего контроля в каждом коммерческом банке согласно действующим нормативным документам Баня России должна быть создана и эффективно функционировать система внутреннего аудита. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.
В условиях развития рыночных отношений, становления двухуровневой банковской системы, расширения сети коммерческих 6анков начинает проявляться конкуренция между ними за привлечение клиентов, депозитов, межбанковского кредита и других кредитных ресурсов. Успех ведения банковского дела, стабильность банка, степень делового доверия к нему со стороны учредителей, акционеров и клиентов во многом зависят от правильной организации управления его деятельностью и квалификации кадров. Коммерческими интересами банка определяется необходимость иметь достоверную информацию о состоянии дел на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка, соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников, корректировки депозитно-ссудной политики, обеспечения сохранности денег, ценностей и имущества. Такую информацию можно почерпнуть из различных источников, однако она должна быть тщательно проверена. Кроме того, у коммерческих банков, особенно имеющих разветвленную сеть филиалов, возникает потребность в организации внутренней предварительной проверки собственной деятельности с целью предупреждения возможных негативных фактов, которые могут быть установлены проверками органов, осуществляющих надзор за коммерческими банками (центральный банк, налоговая инспекция, правоохранительные органы).
Наличие законодательной базы, практика повседневной работы по осуществлению контроля за рисками банковской деятельности привели российские банки в процессе их становления и развития к осознанию необходимости создания (в той или иной форме) систем внутреннего аудита, Однако, банки не имели четких формализованных ориентиров при формировании таких систем, а инспекторы Центрального банка РФ, проверяя тот или иной банк, не располагали нормативно закрепленными критериями для оценки эффективности внутрибанковского контроля. Это послужило основанием для принятия Центральным банком РФ 28 августа 1997 г. Положения об организации внутреннего контроля в банках № 509. В развитие этого документа 7 июля 1999 г. вышли Указания Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» № 603-У и «О порядке аттестации комплаенс-контролеров кредитных организаций» № 604-У. В соответствии с этим Положением определялись цели и задачи внутреннего аудита, функции, права и обязанности соответствующей службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, подходы к оценке Банком России состояния внутреннего контроля в банках.
Основной целью внутреннего банковского аудита является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путем контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности и устойчивости банка. Отсюда вытекают и основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:
проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
проверку сохранности активов банка;
проверку правильности отражения операций банка в учете;
контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.
Таким образом, основной задачей внутреннего банковского аудита является минимизация рисков банковской деятельности. Внутренний аудит организационно может быть представлен как структурное подразделение банка. Эта служба имеет особый статус. Она действует на основании устава банка и положения о службе внутреннего аудита. Для успешного решения поставленных перед ней задач служба внутреннего аудита должна обладать достаточно широкими полномочиями. Она должна иметь право:
доступа к работе со всеми документами банка;
давать оценку соответствия действий и операций, осуществляемых его сотрудниками, действующим нормативно-правовым и внутрибанковским требованиям;
привлечения к работе сотрудников структурных подразделений банка и т.д.
Одновременно на службу внутреннего аудита возлагаются определенные обязанности:
1) осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности;
2) разработка рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений и осуществление контроля за их исполнением;
3) своевременное информирование руководства банка о превышения допустимых норм риска, о фактических и возможных нарушениях и др.
Служба внутреннего может быть подчинена непосредственно руководителю банка или его учредителю. Ее работа должна строиться по специально утвержденным правлением банка планам, в которых обязательно предусматривается проведение проверок филиалов, отделений и подразделений коммерческого банка. Планы проверок должны содержать конкретный перечень подлежащих проверке банковских операций. Основными разделами программ проверок, проводимых службой внутреннего аудита, могут быть следующие:
законность образования банка;
своевременность и правильность формирования уставного капитала, резервного и других фондов банка, законность их формирования;
подтверждение достоверности и правильности отражения в учете и отчетности денежных средств, счетов и депозитов в банках и других кредитных учреждениях, депозитов клиентов;
законность проведения и достоверность отражения в учете и отчетности расчетных операций;
законность и достоверность отражения в учете и отчетности операций по кредитованию;
правильность осуществления и законность кассовых операций;
правомерность и правильность осуществления внешнеэкономической деятельности коммерческого банка;
достоверность, правильность оформления и отражения по счетам бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;
проверка правильности проведения и отражения в учете и отчетности основных средств банка и других материальных и нематериальных активов;
проверка полноты, правильности и достоверности отражения в учете доходов и расходов банка.
Один раз в год банки в составе годового отчета обязаны представлять отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России, который вправе осуществлять при необходимости проверки состояния внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках.
Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска, что предполагает необходимость осуществления самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций.
Внутрибанковский контроль - совокупность приемов и методов, применяемых банком для проводимых им операций.
Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита.
Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата.
Целью последующего контроля является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций.
Внутренний аудит — это система мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка,
Система внутреннего контроля
Элементы системы внутреннего контроля
Текущий контроль
Последующий контроль
Направления текущего контроля
Организация последующего контроля
Внутренний аудит
Цели и задачи внутреннего аудита
1. Чем вызвана необходимость проведения в банках внутреннего контроля?
2. Каковы задачи его организации?
3. Какие существуют виды внутреннего контроля?
4. Охарактеризуйте особенности проведения текущего контроля.
5. Что такое последующий контроль?
6. На кого в банке возлагается ответственность за организацию последующего контроля?
7. Что собой представляет внутренний аудит?
8. Охарактеризуйте цели, задачи и основные направления проведения внутреннего аудита.