«Юшков-дом» - один из лучших памятников московского классицизма. Это одно из немногих сохранившихся зданий великого зодчего В.И.Баженова. Заказчиком был генерал-поручик И.И.Юшков. Есть предположение, что генерал заказал проект именно Баженову оттого, что оба они являлись членами масонской ложи, и Юшков хотел помочь талантливому, но стесненному в средствах архитектору, после отставки его Екатериной II в 1780-х годах от государственной службы.
Строительство дома велось около двух десятилетий и закончилось в 1805 году. В течение почти 200 лет своего существования дом не раз менял владельцев и подвергался многочисленным переделкам. Несмотря на это, воплощение замысла автора все-таки дошло до наших дней.
Постройку отличали изящество и колоннады конического ордера. Существует предположение, что именно полуротонда дома Юшкова была первой в своем роде и стала образцом для многочисленных московских угловых классицистических полуротонд.
С 1844 года в доме Юшковых размещались классы Училища живописи и ваяния (а с 1856 года - и зодчества). Здесь учились и преподавали православные русские живописцы - А.Саврасов, В.Петров, И.Левитан, И.Шишкин, В.Серов, А.Архипов и другие. В 1918 году училище было преобразовано в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), стедентами которого были В.Маяковский, Назым Хикмет, Кукрыныксы. Впоследствии ВХУТЕМАС был преобразован в Московский Художественный Институт им.В.И.Сурикова.
Церковь святого архангела Гавриила построена в 1701-1707 гг. на месте старой трехшатровой церкви с одноименным названием. Заказчиком выступил А.Д.Меншиков - любимец Петра I. Меншикова башня - яркое воплощение в московской архитектуре принципов заподноевропейского барокко. Постройку отличает обилие нехарактерных для русской архитектуры форм, появление западной сюжетной скульптуры и лепнины. Огромная высота и необычность выделяли меншиковский храм среди прочей застройки, что безусловно, соответствовало желанию заказчика. Александр Данилович хотел, чтобы церковь его усадьбы была выше не только Сухаревской башни, но и самого Ивана Великого в Кремле. Она скорее напоминала башню Петропаловской крепости новой столицы, за что и получила в народе прозвище Меншиковой башни.
Авторство этого замечательного памятника, в котором непременно нужно побывать, приписывают И.П.Зарудному - управляющему усадьбой А.Д.Меньшикова. В сооружении храма принимал участие Д.Фонтана.
Очень красив западный фасад, где расположен портик входа, обрамленный нарядными витыми корифскими колоннами, поддерживающими огражденный балюстрадой балкон.
В целом Меньшикову башню можно отнести к одному из самых ярких произведений искусства своего времени.
Церковь Николы Чудотворца в Блинниках имеет еще и другое определение - в Клениках. Первое название объясняется тем, что прежде вдоль Маросейки стояли лавки, где торговали блинники. Второе напоминает о том, что храм окружали клены.
Первоначальная церковь разработана в 1657 году. На ее подклете в конце XVII века возведена новая, главный престол которой был освящен во имя иконы Казанской Божьей Матери. Храм представлял собой высокий бесстолпный четвертик с двухчастной апсидой. С севера к нему примыкали Никольский придел и трапезная.
Декор колокольни, возведенной почти на полстолетие позже храма, отличается красивыми резными гирляндами на капителях пилястр в ярусе звона, характерными для стиля барокко.
В 1990-х гг. была проведена раставрация памятника архитектуры. В результате декор храма, созданный в середине XVIII вв., восстановлен.
Палаты относятся к рубежу XVII-XVIII веков. В XVII веке владельцами территории были Милославские. Палаты стали главным домом небольшой усадьбы, которая в начале XVIII века принадлежала стольнику Протопопову. Они представляют собой асимметричную композицию с ризалитом на западном фасаде. Нижний этаж (подклет) традиционно использовался под хозяйственные нужды: кладовые, кухни, погреба, жилье слуг. Парадная анфилада покоев расположена на втором этаже, куда вели два крыльца. Вероятно, существовал и третий, деревянный этаж, о чем свидетельствует каменная внутристенная лестница, которая ведет сейчас на чердак.
Декоративное оформление фасада отличается простотой и скромностью. Весь декор выполнен из тесаного кирпича, в стилистике барокко.
Палаты выстроены в XVII веке как главный дом усадьбы богатых купцов и промышленников Сверчковых, которая была центром бывшей Покровской котельной слободы. Рядом с усадьбой стояла церковь Успения на Покровке. В конце XVII века именно Сверчковы пожертвовали деньги для возведения нового храма, который построил крепостной зодчий П.Потапов. К сожалению, изумительной красоты церковь, выполненная в стиле нарышкинского бврокко была разрушена. Сохранились лишь имена заказчика и архитектора, увековеченные в названиях близлежащих переулков. Владельцы усадьбы с начала XVIII века часто менялись, пока в 1778 году она не перешла в ведение Каменного приказа. Здание было перестроено. В нем размещались различные учреждения. В том числе - Оружейная палата. С 1813 года - Комиссия для строений в Москве. С 1836 года усадьба вновь становится частным владением.
Нарядность зданию придает декоративное оформление окон: в первом этаже использованы скромные наличники с треугольными завершениями, во втором, традиционно парадном этаже - пышные колончатые наличники, завершенные килевидными кокошниками.
Недавно здание отреставрировано. Часть декоративных эелементов архитектуры XVII века воссоздана.
Усадьба является одним из лучших образцов городских усадебных домов московского классицизма. Этот уникальный памятник архитектуры построен в 1790-х годах предположительно архитектором Ф.Кампорези для вельможи екатерининского окружения графа Панина.
В основе постройки - палаты XVIII века. В центре трехчастной фасдной композиции вместо традиционного портика архитектор поместил глубокую арочную нишу с огромным полукруглым окном мезонина в верхней части, опирающуюся на попарно сгруппированные коринфские колонны и пилястры.
Дом слегка отступает от красной линии улицы, демонстрируя, однако, себя во всей красе через низкую чугунную ограду с двумя воротами по сторонам.
Задний фасад дома искажен пристройками. Это объясняется тем, что в середине XIX века в здании усадьбы находился завод. Одновременно с этим часть постройки заняла открывшаяся здесь в 1825 году, частная «школа рисования в отношении к искуссвам и ремеслам», основанная известным ценителем искусства графом С.Г.Строгановым.
С 1860 года школа была преобразована в Строгановском училище технического рисования (ныне Московский художественно-промышленный институт). его окончили многие выдающиеся русские художники, в том числе С.Иванов, М.Врубель, К.Коровин, С.Герасимов и другие.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.msk.hop.ru