Дэвид А. Уэттен (David A. Whetten), профессор Калифорнийского государственного университета (California State University).
Мы постоянно сталкиваемся с огромными объемами информации и уделяем внимание лишь малой ее части. В данный момент в ваш мозг поступает информация о функционировании вашего физического тела, о помещении, в котором вы находитесь, вы воспринимаете слова, находящиеся на этой странице, некие идеи и воспоминания, вызываемые к жизни при чтении, а также иные образы и сигналы. Если бы вся эта информация поступала непосредственно в ваше сознание, ваш мозг вряд ли справился бы с ней, вследствие чего вы, скорее всего, что называется, сошли бы с ума. Каждый из нас, так или иначе, выделяет одни и игнорирует другие виды информации. Подобные стратегии информационного выделения и игнорирования становятся для человека чем-то привычным, образуя характерный для вас стиль восприятия и обработки информации, или стиль познания.
Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Существует множество средств оценки различных измерений когнитивного стиля и специфики обучения. Однако мы остановимся здесь лишь на главнейших элементах познания. Использовать же мы будем одно из самых распространенных средств оценки стиля познания. Этот инструмент, использовавшийся более чем в тысяче исследований поведения менеджеров и лидеров, зарекомендовал себя прекрасным средством оценки стиля познания и обработки информации.
Если человек хочет добиться успеха, он должен постоянно учиться. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, не говоря уже об успехах в сфере управления.
Вы можете определить свой индивидуальный стиль познаний с помощью специального теста LSI.
Тест «Определение стиля познания» (The Learning Style Inventory — LSI)
Для прохождения этого весьма полезного теста вам надлежит осмыслить ситуации, так или иначе сопряженные с личным опытом познания. Это может иметь место дома, на работе, в учебном заведении или в других обстоятельствах. Обдумайте в течение нескольких минут эти ситуации и запишите свои ответы на следующие вопросы: Где вы получаете знания? Чему вы научились за прошедший год? Как вы относитесь к перспективе получения новых знаний?
Вам предлагается закончить 12 описывающих процесс познания предложений. Вы можете выбрать одну из четырех предлагаемых концовок. Для того чтобы ответить на вопрос, рекомендуется припомнить какую-либо недавнюю учебную ситуацию (скажем ту, которая только что была описана вами). Вы должны расположить предлагаемые вам варианты в определенном порядке. Четверка (4) соответствует наилучшей ситуации, в которой вы получаете познания, единица (1), соответственно, наихудшей ситуации. Вы должны оценить таким образом все наборы вариантов.
Например: Когда я учусь:
a. _2_ я счастлив;
b. _4_ я внимателен;
c. _1_ я легкомысленен;
d. _3_ я логичен.
Вы можете распечатать текст этого текста и выполнить его письменно или записать свои ответы отдельно.
1. Когда я учусь:
a. ______ я предпочитаю сообразовываться со своими чувствами
b. ______ я предпочитаю осмысливать идеи
с. ______ я предпочитаю что-то делать
d. ______ я предпочитаю сосредоточить внимание и слушать
2. Лучше всего я учусь тогда, когда:
a. ______ я внимательно слушаю
b. ______ я опираюсь на логическое мышление
с. ______ я доверяю своим интуиции и чувствам
d. ______ я упорно работаю, чтобы довести дело до конца
3. В момент обучения:
а. ______ я пытаюсь выявить причины
b. ______ я веду себя крайне ответственно
с. ______ я расслаблен и спокоен
d. ______ мной овладевают сильные чувства
4. Я учусь:
а. ______ чувствуя
b. ______ делая
с. ______ наблюдая
d. ______ обдумывая
5. Когда я учусь:
а. ______ я открыт для всего нового
b. ______ я рассматриваю изучаемую проблему со всех сторон
с. ______ я прибегаю к анализу, разлагая исследуемый предмет на составляющие
d. ______ я стараюсь проверять теорию опытом
6. В момент обучения:
а. ______ я внимателен
b. ______ я активен
с. ______ я стараюсь полагаться на свою интуицию
d. ______ я логичен
7. Лучшие результаты в обучении обеспечиваются, благодаря:
a. ______ наблюдениям
b. ______ межличностным отношениям
c. ______ рациональным теориям
d. ______ возможности попрактиковаться
8. Когда я учусь:
а. ______ я хочу видеть, как обучение влияет на результативность моей работы
b. ______ я предпочитаю познать идеи и теории
с. ______ я сначала думаю, потом действую
d. ______ я чувствую личную причастность к изучаемому предмету
9. Лучше всего я обучаюсь тогда, когда:
а. ______ я полагаюсь на свои наблюдения
b. ______ я полагаюсь на свои чувства
с. ______ я могу попытаться применить это к себе
d. ______ я полагаюсь на свои идеи
10. Во время обучения:
а. ______ я сдержан
b. ______ я восприимчив
с. ______ я ответственен
d. ______ я рационален
11. Когда я учусь:
а. _____ я вовлечен
b. _____ я предпочитаю наблюдать
с. _____ я даю оценку всему
d. _____ я стараюсь вести себя активно
12. Лучше всего я учусь тогда, когда:
а. _____ я подвергаю анализу идеи
b. _____ я восприимчив и раскован
с. _____ я осторожен
d. _____ я практичен
Copyright 1999 by David A. Kolb, Experience Based Learning Systems, Inc. All rights reserved
Чтобы вы смогли должным образом интерпретировать показанные вами результаты и убедиться в их надежности, вам надлежит ознакомиться с теорией стиля познания и циклов обучения. Эта теория была разработана и развита Дэвидом Колбом (David Kolb) и его коллегами из Case Western Reserve University. Она исходит из того, что при получении индивидом информации он обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному. На рис.1 представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).
Рассмотрим для начала измерение, связанное со сбором информации. Некоторые люди предпочитают получать информацию посредством прямого, реального опыта. Они обучаются посредством получения ощутимого и конкретного соприкосновения с изучаемым предметом. Они стараются оказаться в таких ситуациях, из которых они могли бы вынести определенный опыт. Эти лица тяготеют к конкретике. Оптимальным условием для их обучения является их непосредственное участие в опыте.
Некоторые люди лучше усваивают абстрактную, символическую или теоретическую информацию. Наилучшим условием для их обучения является представление им как самих идей и теорий, так и возможности для их логического анализа и осмысления. Им нужна такая информация, которую они могли бы обдумать. Они лучше усваивают такую информацию, которая поддается разумному исследованию или интеллектуальному эксперименту. Такие индивиды склонны к абстрактной концептуализации. Лица, склонные к конкретике, предпочитают для получения информации взаимодействовать с людьми, абстрактные же концептуалисты предпочитают получать информацию из книг.
Второе измерение данной модели познания имеет отношение к стратегиям интерпретации и оценки информации, а также реакции на нее. Различия в этом измерении являются следствием отличия конкретных моделей, методов решения проблем. К примеру, некоторые люди, получая какую-то информацию, начинают рассматривать ее с различных сторон, размышлять о ней и анализировать все ее возможные значения. Они склонны наблюдать и тщательно исследовать информацию, то есть они занимаются рефлексивным наблюдением. Для них характерно избегание быстрых решений, стремление взвешивать и только после этого реагировать на информацию.
С другой стороны, существуют и другие люди, склонные реагировать на информацию едва ли не мгновенно. Они занимают принципиально активную позицию, они апробируют новую информацию, пытаясь использовать ее на практике в конкретных ситуациях и для разрешения конкретных проблем. Они оценивают информацию опытным путем. Активно используя информацию, они могут формулировать альтернативные гипотезы относительно направлений применения. Эти люди склонны к активному экспериментированию.
Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).
Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).
На рис.2 представлена рейтинговая диаграмма, по которой вы сможете оценить результаты, показанные вами при прохождении теста LSI. На вертикальной оси КО отложите значение, соответствующее вашему результату по этому измерению. Аналогично, отложите значение полученных вами результатов на других осях (РН, АК, АЭ). При соединении этих точек вы получите профиль, отдаленно напоминающий воздушного змея. Этот профиль позволит вам осознать присущий вам стиль познания. (Рекомендуем распечатать этот же рисунок в высоком разрешении и отметить результаты тестирования на бумаге.— Ред.)
Данная диаграмма использовалась для тестирования полутора тысяч практикующих менеджеров и студентов старших курсов школ бизнеса. Если ваш результат по оси КО будет превышать 31 балл, значит, вы показали более высокий результат, чем 80% этих менеджеров и студентов. Если вы набрали менее 19 баллов, значит, вы находитесь в последней, двадцатипроцентной зоне. Используя данную диаграмму, вы можете определиться с собственными предпочтениями и склонностями. Найдя квадрант рис.2 в котором будет находиться самая обширная часть вашего «воздушного змея», вы, тем самым, определитесь и со своим стилем познания. Исследования, проводившиеся в течение 30 последних лет, показали, что всех студентов в зависимости от свойственного им стиля познания можно разделить на четыре основные группы: с дивергентным, ассимилирующим, конвергентным и аккомодационным стилем познания.
Дивергентный стиль. Для дивергентного стиля познания характерны доминирующие значения в области конкретного опыта (КО) и рефлексивного наблюдения (РН). Лица с подобным стилем познания лучше всего подходят для визуализации конкретных ситуаций, точки зрения на которые многочисленны. Данный стиль назван дивергентным постольку, поскольку такие индивиды уверенно чувствуют себя в ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных перспектив. Им нравится творческая активность, связанная со всесторонним рассмотрением проблем. Лицам с таким стилем познания нравится поиск всевозможной информации и проведение «мозговых штурмов». Они, как правило, используют методы индукции и отличаются необычайной широтой интересов. Согласно данным исследований, для этих людей характерно развитое воображение, эмоциональность, тяга к искусству и стремление к работе в группах, участники которых могут придерживаться самых разных мнений. Представители этого стиля предпочитают заниматься искусством, историей, политическим науками, языком и психологией. Они могут сделать карьеру в сфере социального обслуживания (психология, уход за больными, государственная политика и так далее), в искусстве и в сфере коммуникаций (театр, литература, журналистика). Более всего они ценят работу, связанную с живым общением.
Ассимилирующий стиль. Для ассимилирующего стиля характерны рефлексивное наблюдение (РН) и абстрактная концептуализация (АК). Люди с таким стилем познания лучше всего подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точной, компактной и логичной форме. Они не склонны к получению информации при взаимодействии с другими людьми, предпочитая работать с абстрактными идеями и концепциями. Они широко используют методы индукции и стремятся к осмыслению всей наличной информации. Логическую безукоризненность теории они ставят выше ее практической, или прикладной, ценности. Исследования показывают, что «ассимиляторы» любят работать в сфере науки и информатики; им нравятся лекции, чтение, работа с аналитическими моделями и когда у них достаточно времени на размышления. Они обычно учатся на экономических, математических, социологических и химических факультетах. Скорее всего они делают карьеру в информатике и в исследовательских организациях (педагогические исследования, законотворчество, теология) и предпочитают заниматься работами, основным элементом которых является получение информации (поиск и анализ).
Конвергентный стиль. Для конвергентного стиля характерны абстрактная концептуализация (АК) и активное экспериментирование (АЭ). Лица, которым присущ такой стиль, умело используют на практике разного рода идеи и теории. При решении проблем и принятии решений они предпочитают иметь дело скорее с техническими задачами и сформулированными проблемами, чем с вопросами социальных и межличностных отношений. Они умеют воплощать идеи на практике и разрешать понятные им проблемы. Исследования говорят о том, что такие индивиды обычно склоняются к карьере в инженерной и технологической сферах. При формальном обучении они предпочитают заниматься моделями, лабораторными работами и практическими приложениями результатов исследований. Они, как правило, работают в технологической области (инженерное дело, вычислительная техника, медицинское оборудование), в экономике и в экологии, предпочитая заниматься чисто техническими вопросами.
Аккомодационный стиль. Основными особенностями аккомодационного стиля являются активное экспериментирование и конкретный опыт. Оптимальная сфера для этих людей — сфера практического жизненного опыта. Они четко планируют свою деятельность и любят экспериментировать с чем-то новым и содержащим вызов. Они больше полагаются не на логический анализ, а на интуицию и имеют склонность при разрешении проблем прибегать не столько к систематизированной критике, сколько к взаимодействию с другими людьми. Они выделяются в видах деятельности, где требуется риск и адаптивность, таких, как предпринимательство. Исследователями было установлено, что «аккомодаторы» часто делают хорошую карьеру в сфере маркетинга, продаж и менеджмента. В ситуации формального обучения они предпочитают заниматься распределением заданий, постановкой целей и участием в реальных проектах, а также опытной проверкой различных подходов к решению проблемы. «Аккомодаторы» обычно занимаются изучением бизнеса и менеджмента. Они, как правило, работают в бизнесе (менеджмент, финансы, маркетинг) и разного рода административных органах (правительство, государственные службы, руководство образовательными учреждениями) и предпочитают работу, содержащую компоненты лидерства и руководства.
Ваш профиль познания может помочь вам при выборе оптимального для вас характера обучения, при котором вы не будете испытывать особых трудностей при усвоении и использовании информации. Этот тест, помимо прочего, поможет вам подобрать нужных людей и создать эффективную учебную команду.
Другим важным аспектом модели познания Колба является объяснение того, каким образом мы можем использовать каждое из четырех названных измерений для повышения эффективности обучения. Четыре типа обучения представляют собой учебный цикл. Исследования подтвердили, что при следовании представленному здесь учебному процессу повышается эффективность обучения, лучше запоминается материал и развиваются более действенные управленческие навыки. Ниже представлена последовательность стадий учебного цикла.
1. Конкретный опыт (КО): обучение путем экспериментирования
Обучение путем постановки конкретного эксперимента
Какое отношение это имеет к людям
Восприимчивость к чувствам и людям
2. Рефлексивное наблюдение (РН): обучение путем рассмотрения
Принятию решения предшествует тщательное наблюдение
Рассмотрение ситуации с разных сторон
Рассмотрение смысла вещей
3. Абстрактная концептуализация (АК): обучение путем осмысления
Логический анализ идей
Системное планирование
Нахождение теорий и раскрытие взаимосвязей
4. Активное экспериментирование (АЭ): практическое обучение
Демонстрация способности осуществления определенных действий
Принятие риска
Влияние на людей и события путем совершения действие
Конкретный опыт (стадия 1, КО) вряд ли сможет научить человека чему-то существенному, если он не будет сопровождаться соответствующим рефлексивным наблюдением (стадия 2, РН). Организация информации и интерпретация ее значения также является важным этапом обучения путем экспериментирования. За этим этапом следует формирование теорий, касающихся полученной информации, соотнесение их с другими аналогичными опытами и принятие выводов об уместности и прагматической ценности данного опыта (стадия 3, АК). Обобщение данного конкретного опыта позволяет использовать его и в иных ситуациях. Окончательная проверка выводов, обобщений и сформулированных прежде теорий производится опытным путем (стадия 4, АЭ).
Возникающая при этом новая учебная ситуация становится новым конкретным опытом (стадия 1) и цикл начинается снова. Индивид может войти в такой цикл с любой его стадии. Следует заметить, что обучение становится наиболее эффективным именно в тех случаях, когда цикл проходится полностью.
В большинстве учебных заведений делается слишком большой упор на РН и АК, которым обычно посвящается едва ли не все время классных занятий. Соответственно, преподаватели склонны отдавать предпочтение тем студентам, которые показывают высокие результаты в этой области (отражением чего являются различные экзамены). Точно так же, построение курса обучения на методе конкретных ситуаций (case study) или на экспериментальных упражнениях, призванных способствовать развитию у студентов эффективных навыков менеджмента и лидерства, оказывается менее эффективным, чем обучение, при котором проходятся все четыре стадии представленного здесь цикла обучения. В лучших курсах развития навыков отводится место как для активного обучения и экспериментирования, так и для аудиторных обсуждений, чтения и сдачи экзаменов.