М.-С. М. Магомедов, Дагестанский государственный университет, Махачкала
Динамика макроэкономических показателей свидетельствует, что в целом за годы реформ экономический кризис в Дагестане является более глубоким, чем по России в целом. Начиная с 1991 г. объем валового регионального продукта республики постоянно снижался. Особенно резкое его падение произошло в 1994-1995 гг. (причина - разрыв хозяйственных связей, вызванный транспортной блокадой республики) и после августовского кризиса 1998 г. В результате в 2000 г. по отношению к 1990 г. производство сельскохозяйственной продукции в Дагестане составило 81%, емкость потребительского рынка - 55, объем инвестиций -34%. Произошел обвал промышленного производства, превосходящий падение по России в целом. Объем промышленного производства в 2000 г. по сравнению с 1990 г. по России снизился примерно в 2 раза, а по Дагестану - более чем в 6 раз.
До последнего времени большинство отраслей промышленности находилось на грани разрушения. В 1997 г. в семи из 12 отраслей промышленности производственные мощности использовались менее чем на 10%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 5,5%, в химической - на 2,6, в стекольной - на 1,5, в мукомольно-крупя-ной - на 2,5, в комбикормовой - на 6,1%.
Экологические проблемы в Дагестане в условиях длительного депрессивного состояния экономики республики чреваты серьезными последствиями для ее экономического потенциала в перспективе. Почвенный покров подвергается водной, ветровой, склоновой и пастбищной эрозии, так как из-за дефицита капитальных вложений появилось при ограниченности земельных ресурсов большое количество неосвоенных и бросовых земель. Так, за 1998 г. не были использованы более 113 тыс. га пашни. Из-за отсутствия инвестиций снижается плодородие земель.
Неблагополучная экологическая обстановка сложилась в районе Черных земель и Кизлярских пастбищ, которые занимают 30% территории республики и являются зоной отгонного животноводства. Состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения во многих городах и районах не гарантируют требуемого качества питьевой воды. В результате повторяющихся аварийных сбросов через реки Сунжа, Джалка, Яман-Су, Ярык-Су и Аксай происходит загрязнение реки Терек и приустьевой акватории Каспийского моря нефтепродуктами и токсичными веществами.
Резкими темпами снижается численность биоресурсов моря (осетра, севрюги, белуги). Борьба с создавшимся положением требует огромных средств, которыми республика сегодня не обладает. Во многих других регионах России экологическая обстановка является не менее, а даже более острой. Однако особенности расположения и климата Республики Дагестан, высокая плотность населения и концентрации производства, отраслевая структура промышленности в условиях дотационности бюджета могут стать реальным фактором ухудшения здоровья населения.
Преступность в Дагестане до 1998 г. имела тенденцию к снижению. В 1998 г. в расчете на 10 тыс. населения было зарегистрировано 67,4 преступления, что в 3 раза меньше общероссийского уровня. В 1999 г. в расчете на 10 тыс. человек населения было уже зарегистрировано 68,2 преступления. Число выявленных преступлений в сфере экономики за 1999 г. увеличилось на 18,4%. Из общего числа зарегистрированных преступлений 60% совершено лицами, не имеющими постоянного дохода, что означает постепенное превращение бедности в реальный фактор роста преступности в ближайшей перспективе. Оперативная обстановка в республике в 1999-2000 гг. стала более напряженной, чем в предыдущие годы. Продолжающееся на территории Чеченской Республики сопротивление вооруженных формирований федеральным силам остается основным фактором напряженности в Дагестане, препятствующим привлечению инвестиций в развитие экономики и использованию благоприятных природных условий для превращения Дагестана в общероссийскую здравницу.
В 1999 г. в социально-экономическом положении Дагестана наметились некоторые положительные изменения, получившие свое развитие в 2000 г. В 1999-2000 гг. уровень использования мощностей по выпуску отдельных видов продукции повысился. Увеличился объем производства в электроэнергетике, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, но продолжался спад на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой отрасли. В целом индекс физического объема промышленного производства Дагестана возрос в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 20,2% (по России - на 9,0%), а по сравнению с 1997 г. -на 22,8% (по России - на 11,7%). Выпуск продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в 2000 г. увеличился на 16,5% по сравнению с 1999 г. и на 26,5% по отношению к уровню 1994 г.1
Однако говорить о кардинальных сдвигах в преодолении кризиса еще рано. Состояние экономики Республики Дагестан все еще характеризуется как кризисное.
За годы реформ резко уменьшились реальные денежные доходы населения: в 2000 г. по отношению к 1991 г. они составили в Дагестане 22%, а в Российской Федерации -46%. Реальная заработная плата за 1997-2000 г. снизилась на 13,5%2.
Разрыв между среднемесячной заработной платой по России и Дагестану составлял в 1999 г. 3,2 раза, в 2000 г. -2,6 раза. В структуре денежных доходов дагестанского населения заработная плата снизилась с 28% в 1997 г. до 22% в 2000 г., что свидетельствует об уменьшении численности наемных работников и росте безработицы. В то же время доля доходов от собственности, предпринимательства и другой деятельности выросла с 46 до 56%. Доля социальных трансфертов равнялась соответственно 26 и 22%.
Дагестан исторически занимает последние места в России практически по всем социально-экономическим индикаторам, которые в абсолютном выражении на душу населения в 2-3 раза ниже среднероссийских. В 1999 г. Республика Дагестан занимала в Российской Федерации по среднедушевым денежным доходам и среднедушевым денежным расходам (в месяц) 77-е место3. В период экономического кризиса произошло абсолютное падение уровня жизни и относительное ухудшение основных показателей по сравнению со среднероссийскими (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели уровня жизни населения Республики Дагестан в сравнении со среднероссийскими4
Показатель | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Среднедушевой денежный доход, % к среднероссийскому уровню | 43 | 37 | 44 | 35 | 31 | 36 | 40 | 37 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в экономике, % к среднероссийскому уровню | 43 | 55,7 | 38 | 36,4 | 36 | 38 | 35 | 32 | 39 |
Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума, % | |||||||||
Республика Дагестан | 64 | 74 | 101 | 98 | 96 | 116 | 108 | 96 | 122 |
Российская Федерация | 211 | 219 | 238 | 195 | 206 | 224 | 184 | 236 | 174 |
Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, % | |||||||||
Республика Дагестан | 82,0 | 81,5 | 68,0 | 64,0 | 63,5 | 54,8 | 57,5 | 64,6 | 43,7 |
Российская Федерация | 33 | 31 | 22 | 25 | 22 | 21 | 24 | 29,9 | 26,9 |
Источники таблиц 1—7: Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1998. Махачкала: Госкомстат Дагестана, 1999; Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1999. Махачкала: Госкомстат Дагестана, 2000. С. 214, 215; Дагестан-2000. Ч. I. Махачкала: Госкомстат Республики Дагестан, 2001. С. 235; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001. С. 234, 242, 243.; Регионы России. Т. 2. М: Госкомстат России, 2000. С. 122-123.
Как видно из табл. 1, денежные доходы населения Дагестана в среднем ниже или едва достигают величины прожиточного минимума, тогда как в среднем по России они более чем в 2 раза выше прожиточного минимума.
В 2000 г. уровень бедности в Дагестане был самым низким за последние пять лет. В январе-декабре 1999 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума достигла 1445,9 тыс. человек (на 241,6 тыс. человек больше, чем в январе-декабре 1998 г.) и составила 68,2% от численности всего населения. Одновременно выросла дифференциация доходов населения. В 2000 г. численность малоимущего населения Дагестана достигла 936,2 тыс. человек (43,7% от общей численности населения). Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1997 г. составило 11,6%, в 1999 г. - 7,4 и в 2000 г. - 6,0%5.
Значительные различия наблюдаются в структуре потребительских расходов населения. По материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств за 1999 г., если в среднем в Российской Федерации расходы на покупку продуктов питания составляли 53,7%, то в Дагестане -75,1%, на покупку непродовольственных товаров соответственно - 30,8 и 18,2% и на оплату услуг - 13,0 и 4,9%6.
Имеет место и отставание в объемах потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения, хотя почти 60% населения республики проживают в сельской местности, где земледелие и животноводство являются ведущими видами деятельности (табл. 2).
По потреблению мяса и мясопродуктов Дагестан лишь на 76-м месте среди субъектов Федерации, по потреблению молока и молочных продуктов - на 72-м, яиц и растительного масла - на 75-м месте, сахара - на 18-м месте, а по овощам и продовольственным бахчевым продуктам - на 1-м месте. В целом Дагестан по конечному фактическому потреблению занимает 78-е место среди субъектов Российской Федерации.
Таблица 2
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 1999 г. (в среднем на члена домашнего хозяйства в год), кг
Продукт питания | Республика Дагестан | Российская Федерация |
Хлебные продукты | 181 | 111 |
Картофель | 61 | 94 |
Овощи и бахчевые | 87 | 81 |
Фрукты и ягоды | 22 | 22 |
Мясо и мясопродукты | 27 | 47 |
Молоко и молочные продукты | 195 | 194 |
Яйца (шт.) | 165 | 199 |
Рыба и рыбопродукты | 6 | 13 |
Сахар и кондитерские изделия | 32 | 28 |
Маслорастительные и другие жиры | 7 | 10 |
Структура потребительских расходов, существенно различавшаяся в 1995 г. в группах с различным уровнем дохода, после обвала рубля в 1998 г. обнаружила тенденцию к выравниванию (табл. 3).
Таблица 3
Структура потребительских расходов в Республике Дагестан в 1995-1999 гг., %
Расходы | 10%-ные группы населения | |||||
с наименьшими денежными доходами | с наибольшими денежными доходами | |||||
1995 | 1998 | IV квартал 2000 | 1995 | 1998 | IV квартал 2000 | |
На питание На покупку непродовольственных товаров На оплату услуг На алкогольные напитки |
83,6 11,6 4,5 0,3 |
69,9 18,3 11,5 0,3 |
71,3 18,2 101,0 0,4 |
54,2 34,3 8,4 2,9 |
58,9 31,8 8,1 1,2 |
80,7 12,7 4,2 2,4 |
Финансовый кризис 1998 г. ухудшил структуру расходов населения как в наиболее бедных, так и в наиболее обеспеченных группах населения, сблизив в них долю расходов на питание и покупку непродовольственных товаров. Это - наглядное свидетельство обеднения не только бедных, но и состоятельных слоев населения в результате дефолта.
Уменьшилось потребление основных продуктов питания по сравнению с 1997- 1998 гг., структура потребления продуктов сместилась в сторону яиц, овощей и хлебопродуктов при сокращении потребления мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов.
Эти деструктивные последствия хозяйственной реформы в сфере потребления - одна из причин снижения рождаемости и возникновения факторов, действие которых может в дальнейшем привести к резкому ухудшению качественных показателей трудового потенциала, отрицательно сказываясь на состоянии здоровья рождающихся детей.
Здоровье - важнейшая характеристика состояния общества, а негативные тенденции в области здоровья у подрастающего поколения - бесспорное свидетельство социального неблагополучия. В 2000 г. в Дагестане проживало более 842 тыс. детей, что составляет 39% общей численности населения республики. По ряду параметров положение с состоянием здоровья детей можно оценивать как неблагоприятное. По данным Центра Госсанэпидемнадзора, в Республике Дагестан негативные тенденции в этой области приобретают устойчивый характер:
• при общем снижении младенческой смертности на 24 территориях показатель умерших детей в расчете на 1000 родившихся живыми превышает республиканский уровень и повышается;
• продолжает увеличиваться число детей, родившихся с недостаточной массой тела;
• выявлены и прогрессируют неблагоприятные изменения в состоянии здоровья у различных контингентов детей;
• имеет место стойкая тенденция к повышению заболеваемости детей школьного возраста (за годы учебы в школе, согласно статистике, вдвое возросла частота патологии органов дыхания, пищеварения и нервно-психических расстройств, втрое - органов зрения); с увеличением объемов информации процесс обучения становится фактором «риска» для здоровья учащихся.
К концу обучения доля здоровых детей в школе не превышает 21%, отклонения в здоровье имеют 60% школьников, хронические заболевания - 19%7.
Рост заболеваемости среди детей в значительной степени отражает санитарно-эпидемиологическое неблагополучие условий проживания и учебы, связанное с загрязнением воздуха, дефектами оздоровительной работы (физического воспитания, закаливания, личной гигиены), ухудшение качества потребляемых продуктов семьями, переход на готовую пищу, снижение охвата школьников горячим питанием при 2-3-сменном режиме работы школ.
В этой связи приоритетными задачами органов государственного регулирования Республики Дагестан в области охраны здоровья подрастающего поколения на фоне растущей бедности населения становятся:
• изыскание источников финансирования целевых республиканских программ «Дети Дагестана», «Организация летнего отдыха детей и подростков» и обеспечение контроля за их реализацией;
• создание материальных предпосылок для улучшения организации питания детей, включая строительство детских молочных кухонь (для грудничков), сети предприятий по производству детского питания, введение лицензирования на его производство и продажу, укрепление материально-технической базы пищеблоков дошкольных и образовательных учреждений;
• расширение финансирования нового строительства, реконструкции, текущего ремонта республиканских государственных школ и дошкольных учреждений, приобретение для них удобной учебной мебели, доброкачественной осветительной аппаратуры и спортивного инвентаря;
• оказание материальной помощи бедным многодетным семьям в организации медико-социальных услуг;
• организация лечебно-оздоровительного отдыха, в том числе для детей безработных граждан;
• регулярное осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и сокращению случаев социального сиротства и безнадзорности.
Потенциал здоровья взрослого населения является производным от состояния системы здравоохранения и среды обитания, качества условий труда и возможностей пользования населением услугами рекреационно-оздоровительнои системы, от уровня жизни, определяющего возможности питания и отдыха людей, и морально-психологического климата, выступающих по отношению к здоровью человека факторами разнонаправленного действия.
Следует отметить, что заболеваемость населения (число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 населения) в 1999 г. в Республике Дагестан составляла 562,9, что ниже, чем в среднем по России (710,0)8. В то же время пореформенный период в Дагестане, несмотря на сохранение сравнительно высокой рождаемости и низкого уровня смертности в расчете на 1000 человек населения, характеризуется ростом заболеваемости с тенденцией постепенного сближения некоторых ее показателей со среднероссийским уровнем.
Растет заболеваемость органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, число больных сахарным диабетом, острыми кишечными инфекциями и паразитарными болезнями (дизентерией, инфекционными гепатитами). У каждого четвертого жителя Дагестана выявлена патология зрения. Ухудшается психическое состояние здоровья. Вдвое выросла заболеваемость опорно-двигательного аппарата и на 40% - по всем видам туберкулеза. По некоторым из названных болезней Дагестан опережает среднероссийские показатели в расчете на 1000 человек населения. Остается высоким удельный вес больных злокачественными новообразованиями. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, выросла с 44,5 на 100000 населения в 1992 г. до 64,1 в 2000 г.
Основными факторами ухудшения состояния здоровья населения, негативно сказывающимися на качестве трудового потенциала, являются:
• затяжной кризис, депрессивное состояние экономики, ее дотационность, затрудняющие финансирование здравоохранения, неотложной медицинской помощи, рекреации, поддержание в исправном состоянии водоснабжения и канализации;
• резкое падение уровня жизни основной части населения, инфляция и рост цен на предметы первой необходимости, ухудшение питания, затруднительность ежегодного оздоровительного отдыха;
• отставание количественных параметров и снижение качества медицинского обслуживания;
• экстремальная ситуация, связанная с боевыми действиями в Чечне и Дагестане, спровоцировавшая поток беженцев и дестабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, обострение проблем занятости и безработицы.
Объективное представление о депрессивности той или иной территории позволяет оценить состояние использования трудового потенциала. Тот регион, где занятость снижается, а уровень безработицы намного превышает средний по стране, должен быть отнесен к разряду депрессивных. Положение с занятостью и безработицей в Дагестане полностью соответствует этой оценке. По России в целом динамика изменения численности безработных носила более спокойный характер, а уровень безработицы был намного ниже. В 2000 г. общий уровень безработицы в Российской Федерации составил 9,8% экономически активного населения, в Республике Дагестан - 21,8% (рисунок).
Наблюдается медленное, но последовательное сближение числа занятых и безработных: в 1992 г. их соотношение равнялось 5,9:1, в 1999 г. - 3,6:1. Это свидетельствует о резком снижении коэффициента использования в экономике наличного трудового потенциала республики.
При рассмотрении соотношения показателей безработицы и занятости в разрезе административных районов выявляется крайне тревожная деструктивная картина. При среднем уровне официальной безработицы 5,4% в 1999 г. и относительно благополучной ситуации с обеспечением людей работой в городах (где уровень официальной безработицы колебался от 1,3 до 10,6%), в административных районах разброс ее показателей находился в интервале от 1,2% (в Дербентском) до 28,6% (в Гумбетовском районе). Средний уровень официальной безработицы по группе «районы» составляет 8,7%, по группе «города» - 2,2%. Внутри группы «районы» ситуация с безработицей существенно различается в районах равнинной зоны, предгорий и горной зоны.
Динамика общего уровня безработицы в Российской Федерации и Республике Дагестан, % от численности экономически активного населения
Минимальный уровень безработицы отмечается в районах, расположенных на равнине, где трудятся по найму 42,5% от общей численности работающих из группы «районы». Доля же безработных составляет в равнинной зоне 11,1% от общей численности признанных безработными по этой группе. В предгорной зоне доля занятых по найму и безработных равна соответственно 19,7 и 32,2%, в горной зоне - 37,8 и 56,7% от общей численности названных групп по 42 районам.
Таким образом, на долю горной и предгорной зон, где проживает 57,5% работающего по найму населения, на группу «районы» приходится 88,9% всех зарегистрированных безработных. В городах Дагестана зарегистрированы всего 16,2% от общего числа безработных при их доле в общей численности занятого по найму населения 52,2% (табл. 4).
Таблица 4
Территориальная дифференциация показателей занятости и безработицы в Республике Дагестан в 1999 г.
Регион | Численность работающих | Численность признанных безработными* | Средний уровень безработицы, % |
Границы разброса уровней безработицы, % |
||
тыс. чел. | о/ /о | тыс. чел. | % | |||
Республика Дагестан | 469,4 | 100 | 53,9 | 100 | 5,9 | 1,2-28,6 |
В том числе: | ||||||
города | 245,1 | 52,2 | 8,7 | 16,2 | 2,2 | 1,3-10,6 |
районы | 224,3 | 47,8 | 45,2 | 83,8 | 8,7 | 1,2-28,6 |
Из них: | ||||||
равнинная зона | 95,3 | 42,5 | 5,0 | 11,1 | 2,2 | 1,5-5,1** |
предгорья | 44,2 | 19,7 | 14,6 | 32,2 | 13,5 | 2,9-21,6 |
горная зона | 84,8 | 37,8 | 25,6 | 56,7 | 13,8 | 9,0-28,3 |
* Зарегистрированных службами занятости.
** Без крайних минимальных и максимальных величин.
Весь производственный и агропромышленный потенциал республики сосредоточен в предгорных районах и на равнине. Горная часть не имеет достаточно развитых промышленных и аграрных структур, которые бы обеспечивали ей самостоятельное выживание в условиях рынка. Слаборазвитая инфраструктура - отсутствие дорог, информационных коммуникаций, объектов для приложения труда - обусловливает в горных районах натурализацию хозяйства, затрудняет становление его рыночных форм.
О критическом состоянии с использованием трудового потенциала в Дагестане свидетельствует ярко выраженный «очаговый» характер безработицы. Основные «очаги» безработицы приходятся на горные районы и частично предгорье. В горной местности их доля составляет около половины и в предгорной зоне - более половины от числа безработных, зарегистрированных в каждой из этих зон. В целом по перечисленной группе «критических» районов (в 12 из 42 административных районов) сосредоточено 45,7% всех безработных по группе «районы» и лишь 18,6% работающих по найму. Соотношение занятых и безработных здесь равно 2:1. Это значит, что каждый третий из числа нуждающихся и готовых к работе по найму не имеет заработка как источника средств существования. При расчете по методологии МОТ уровень безработицы в Дагестане существенно выше приведенных величин и достигает в отдельных «очагах» 50% и более.
По сравнению с 1999 г. ситуация на контролируемом рынке труда Дагестана в 2000 г. несколько улучшилась. Это прослеживалось практически по всей территории, за исключением отдельных районов и городов республики (в Кая-кентском, Унцукульском, Цунтинском районах, а также в Махачкале, Каспийске, Южно-Сухокумске), где рост численности безработных продолжился. Наиболее кризисной ситуация по-прежнему остается в сельской местности республики, где по данным за 2000 г. насчитывается 41,7% безработных и на долю которой приходится около 86,5% зарегистрированных безработных, а уровень безработицы в 4 раза превышает средний по Российской Федерации. Высокий удельный вес «сельских» безработных может быть объяснен не столько преобладанием сельского населения над городским, сколько отсутствием каких-либо постоянных рабочих мест в сельской местности, кроме колхозов, совхозов и бюджетных организаций.
Меняется состав безработных по причинам увольнения, образовательному уровню, возрасту и социальному статусу. Это связано как с сокращением рабочих мест на предприятиях и в организациях, так и со сложностью трудоустройства выпускников учебных заведений и уволенных из Вооруженных сил.
Наиболее острой проблема безработицы в Дагестане является для социально уязвимых на рынке труда групп населения - молодежи и женщин (табл. 5).
Высокий удельный вес женщин в общей численности безработных отмечается практически по всей территории Дагестана, а по отдельным районам и городам доля безработных женщин более чем в 2 раза превышает число безработных мужчин, что связано с отсутствием рабочих мест для применения женского труда.
Таблица 5 Уровень безработицы среди молодежи и женщин, %
Безра- | Вс | /о к итогу | 1999 | в%к | 2000 в % к | |||
ботные | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1998 | 1995 | 1999 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 131,1 | 100,7 | 89,3 |
Из них: | ||||||||
женщины | 61,5 | 61,9 | 64,2 | 66,7 | 67,4 | 136,3 | 109,5 | 90,3 |
молодежь | 58,9 | 56,0 | 54,0 | 48,8 | 41,7 | 118,6 | 83,7 | 76,3 |
Высокая доля молодежи в составе безработных связана с отсутствием достаточного количества рабочих мест для граждан, вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований работодателей к качеству рабочей силы.
До 70% молодых людей в возрасте до 30 лет не имеют легальной работы и числятся безработными из-за отсутствия достаточного уровня образования и профессиональной подготовки, что свидетельствует о необходимости улучшения системы профессионального обучения и подготовки кадров. Специальные исследования выявили специфические черты влияния этнического фактора на предпочтения молодежи при выборе профессий. Молодежь из числа народностей Дагестана слабо ориентирована на индустриальный и даже высокотехнологический труд и в большей степени - на экономические и правовые специальности, тогда как у русской молодежи эти сферы ориентации сбалансированы. Все это необходимо учитывать при организации подготовки молодежи к профессиональной деятельности.
Среди безработных доля выпускников общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений, ПТУ составляла в 1997 г. 21,5%, в 1998 г. - 16,3, в 1999 г. - 12,3, в 2000 г. - 10%. В 1999 г. доля граждан, никогда ранее не работавших, составила 30,4% и не имеющих профессии - 39,7%.
Сложившиеся тенденции развития экономики и дефицит инвестиций обусловили усиление дисбаланса между численностью экономически активного населения и наличием рабочих мест (имеющихся и создаваемых) для обеспечения занятости всех желающих и готовых трудиться на условиях найма. На официальном рынке труда в 1997 г. нагрузка на одну заявленную вакансию составляла 67 человек, в 1999 г. она снизилась до 32 человек, а в 2000 г. увеличилась до 36 человек. Согласно методологии МОТ, в Дагестане ищет работу от четверти до трети экономически активного населения. По данным республиканской статистики, в 1996 г. было ликвидировано 7 тыс. рабочих мест, в 1997 г. - 17,4, в 1998 - 4,7, в 1999 г. - 3,1 тыс. рабочих мест, число же вакансий было значительно ниже: в 1996 г. - 0,2 тыс., в 1997 г. - 0,9, в 1998 г. - 4,8 и в 1999 г. - 1,5 тыс.
Сокращение разрыва между показателями интенсивности сокращения и вакантностью рабочих мест в последние годы связано с замедлением процесса высвобождения рабочей силы и ослаблением текучести кадров, обеспечивающей постепенное «рассасывание» избыточной занятости на предприятиях. Численность работников, недоиспользующих свой трудовой потенциал по причине административных отпусков, по расчету автора, составляет около 30% от числа зарегистрированных безработных (по состоянию на 2000 г.), а с учетом потерь от неполного использования рабочего времени - доходит до 40%. Показатели статистики в последние годы свидетельствуют о некотором изменении тенденций развития данного явления, получившего не вполне логичное название «скрытой» безработицы (табл. 6).
Потери и непроизводительное использование трудового потенциала в Дагестане сопряжены не только с высоким уровнем открытой и «скрытой» безработицы, но также с увеличением продолжительности бездействия безработных в период поиска работы. В 2000 г. уменьшился контингент безработных, охваченных застойной (более 4 месяцев) безработицей. Их численность составила к концу 2000 г. 32,7 тыс. чел. (67,9% общего числа официально безработных), в 1999 г. - 41,6 тыс. чел. (77,3%), в 1997 г. -47,3 тыс. чел. (86,5%). Это позволяет говорить о сокращении на рынке труда застойной безработицы. При этом удельный вес безработных с продолжительностью поиска работы более года в 2000 г. составил 29,5% (в 1999 г. - 42%, 1997 г. - 51,1%). В то же время средняя продолжительность безработицы по сравнению с 1999 г. выросла и приблизилась к уровню 1998 г. (табл. 7). Это позволяет говорить об устойчивой тенденции хронической безработицы.
Таблица 6
Применение режима неполной занятости на крупных и средних предприятиях
Показатель | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Численность работавших неполное время по инициативе администрации, на конец года | ||||
тыс. чел. | 9,6 | 7,4 | 8,4 | 9,2 |
% к среднесписочной численности | 2,3 | 1,9 | 2,2 | 2,5 |
Численность работников, отправленных в течение года в отпуск по инициативе администрации | ||||
тыс. чел. | 47,4 | 58,2 | 32,6 | 23,9 |
% к среднесписочной численности | 11,1 | 9,8 | 8,7 | 6,5 |
Продолжительность административных отпусков в расчете на одного работника, который был в отпуске, человеко-дней | 102 | 129 | 136 | 148 |
Средняя продолжительность поиска работы в Дагестане больше, чем в среднем по Российской Федерации. Длительный перерыв в работе имеют около 80% от числа зарегистрированных безработных. При этом в общем числе безработных около 20% ожидающих трудоустройства - лица с высшим и средним специальным образованием и примерно столько же - рабочие с профессиональным образованием.
На социально-экономическом положении и использовании трудового потенциала отрицательно сказываются современные миграционные процессы. Происходит отток населения с высоким уровнем квалификации. Одновременно наблюдается процесс вынужденной миграции в Дагестан из стран СНГ и отдельных регионов Российской Федерации, где сохраняется политическая и социальная напряженность, особенно из Чеченской Республики. Треть вынужденных переселенцев относится к категории малообеспеченных семей. Таким образом, для экономики Республики Дагестан миграционный обмен населения носит деструктивный характер, затрудняющий вывод ее из кризисного состояния и депрессии.
Таблица 7
Доля безработных с различной продолжительностью поиска работы в Республике Дагестан в 1997—1999 гг., % к итогу
Период поиска работы | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
До 4 месяцев | 13,5 | 13,4 | 22,7 | 32,1 |
От 4 месяцев до 1 года | 35,4 | 33,3 | 35,3 | 38,4 |
Более 1 года | 51,1 | 53,3 | 42,0 | 29,5 |
Средняя продолжительность | ||||
безработицы (мес.) | 9,3 | 9,4 | 8,2 | 8,9 |
Сложившаяся кризисная ситуация в производственной сфере и состояние социальной сферы приводят к высокой дотационности бюджета республики, в общей сумме доходов которого средства из федерального бюджета составляют 70-90% (табл. 8).
Таблица 8
Некоторые показатели дотационности бюджета Республики Дагестан, млрд руб.
Показатель | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Доходы | 22,11 | 245,40 | 1301,87 | 1830,18 | 1805,94 |
В том числе: | |||||
собственные средства | 4,87 | 43,25 | 154,56 | 274,75 | 515,97 |
дотации из бюджета | 17,24 | 202,15 | 1147,31 | 1555,43 | 1289,97 |
Доля дотаций, % | 78,0 | 82,4 | 88,1 | 85,0 | 74,1 |
Расходы | 21,45 | 255,76 | 1123,53 | 1899,38 | 2292,16 |
Дефицит (—), профицит (+) | |||||
бюджета | +0,66 | -10,36 | +178,34 | -69,20 | -486,22 |
Показатель | 1997 | 1998 | 1999* | 2000* | |
Доходы | 2611,56 | 3133,96 | 4331,6 | 8788,5 | |
В том числе: | |||||
собственные средства | 637,01 | 619,44 | 967,8 | 1401,6 | |
дотации из бюджета | 1974,55 | 2514,52 | 3363,8 | 7386,9 | |
Доля дотаций, % | 75,6 | 80,2 | 77,6 | 84,0 | |
Расходы | 3098,82 | 2710,16 | 4084,3 | 8481,2 | |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета | -487,26 | +423,8 | +247,3 | +307,3 |
Источник: данные Минфина Республики Дагестан 1992—1998 гг.) и Минэкономики Республики Дагестан (1999—2000 гг.).
Как видно из таблицы, дефицит бюджета республики в 1992-2002 гг. колебался по своим сальдовым показателям. В 1992, 1994, 1998-2000 гг. наблюдалось превышение доходов над расходами; в 1993, 1995, 1996 и 1997 гг. бюджет был дефицитным.
1 Дагестан-2000. Ч. I. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала: Госкомстат Республики Дагестан, 2001. С. 16.
2 Дагестан-2000. Ч. I. С. 223, 242.
3 Регионы России. 2000. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2000. С. 104, 106.
4 Данные, опубликованные Госкомстатом России, расходятся с данными Госкомстата Дагестана. В 1999 г., согласно федеральной статистике, соотношение денежных доходов с величиной прожиточного минимума составило в Дагестане 90%, а в Российской Федерации — 177%. Несколько различаются также показатели удельного веса населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, соответственно — 63,2 и 29,9% (Регионы России. 2000. Т. 2. С. 128-129, 134-135).
5 Дагестан-2000. Ч. I. С. 231, 234.
6 Регионы России. 2000. Т. 2. С. 120, 121.
7 По результатам профилактических осмотров 660 тыс. подростков в 1999 г. (См.: Труды Географического общества Республики Дагестан. Вып. 27. Махачкала, 1999. С.
8 Регионы России. 2000. Т. 2. С. 238-239.