Долгосрочная финансовая аренда имущества с правом его последующего выкупа, чем по существу и является лизинг, - не слишком распространенное явление в российской экономике.
Те преимущества, которые имеют участники лизинговых сделок в переводных изданиях книг и учебников на тему лизинга, не очевидны (и даже сомнительны), как только данная форма договора становится практикой в России, а тем более в России провинциальной. Не будет большим преувеличением сказать, что о лизинге у нас знают немногие. Сфера лизинговых операций весьма закрыта, о деятельности лизинговых компаний и о рынке в целом известно мало.
Тем не менее перемены происходят, появился новый специальный закон, лизинговый рынок становится цивилизованнее, на поставки оборудования по лизингу есть спрос. Проблемой становится его удовлетворить: все, что связано с инвестициями на сколько-нибудь длительный срок, тормозится отсутствием в стране «длинных» денег. И все же развитие идет, поскольку лизинг как экономический инструмент весьма привлекателен. Это начинают понимать.
Это показала и прошедшая в июне 2002 г. в Новосибирске ПЕРВАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ».
По составу ее участников заметно, что тема представляет интерес и для банковских структур, и для руководителей предприятий, и для администраций сибирских регионов.
Чем важен прошедший форум, четко и кратко выражено в словах В. Н. АКСЕНОВА, генерального директора Сибирской межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:
«Прозвучавший на конференции обмен мнениями показал, что лизинг как научная проблема требует серьезной доработки с учетом российской специфики, которая заключается в псевдорыночности нашей экономики, опыта работы лизинговых компаний и других субъектов, так или иначе сталкивающихся с этой формой взаимодействия.
Конференция позвлила точнее сформулировать и существо другой проблемы - взаимодействия хозяйствующих субъектов с администрацией региона.
Итоги данного представительного форума будут доложены на заседании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» с тем, чтобы обозначить существо дела перед губернаторами и руководителями экономических подразделений администраций территории. Четкое понимание региональными чиновниками интересов всех участников лизинговых операций, а также стоящих перед ними проблем, безусловно, послужит разрешению последних и будет шагом к развитию лизинговой деятельности за счет совершенствования ее административного регулирования на уровне субъектов РФ.
В целом итоги конференции позволят донести ее рекомендации на федеральный уровень - представить в Государственную думу, где уже второй год функционирует межфракционное депутатское объединение «Сибирское соглашение» (куда входят 65 депутатов от сибирских регионов)».
Публикуемые ниже доклады и фрагменты выступлений участников конференции отражают, на наш взгляд, важность и перспективность лизинга для развития экономики сибирских территорий.
Как отметил в своем выступлении первый заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе И. И. ПРОСТЯКОВ, только объединив усилия власти и науки во всех 16-ти субъектах РФ, составляющих Сибирский федеральный округ, можно справиться с серьезными проблемами, назревшими в экономике региона.
Емкость мирового рынка тепловыделяющих сборок (ТВС) для ядерных реакторов атомных электростанций (АЭС) составляет около 12 млрд дол. На этом рынке идет жесткая конкурентная борьба. Например, американская фирма «Вестинга-уз» освоила производство ТВС для российских ядерных реакторов и предлагает их для стран Восточной Европы, в которых Россией были построены соответствующие АЭС.
В свою очередь, российская компания ОАО «ТВЭЛ» совместно с фирмой «Сименс» освоила производство ТВС для западных ядерных реакторов и уже продает их в Германию, Швейцарию и ряд других стран.
В этих условиях перед производителями ТВС стоят две важнейшие задачи: удержаться на рынке ТВС и расширить на нем свое присутствие. Чтобы представить себе масштабы потерь, связанных с борьбой за рынки ТВС, достаточно упомянуть, что фирма «Вестингауз» уже получила контракт на поставку ТВС для российского ядерного реактора чешской АЭС «Темелин», и это привело к потере для России не менее 400 млн дол.
Что нужно сделать, чтобы не только удержаться на рынке ТВС, но и расширить на нем свое присутствие? Рецепт известен: снижать цены, повышать качество и предоставлять дополнительные услуги заказчикам. Лизинг ТВС является одним из самых эффективных компонентов этого «рецепта».
Сегодня момент для внедрения лизинга на мировом рынке ТВС подходящий. Перед миром стоит ключевая проблема развития ядерной энергетики - переработки и хранения отработавших ТВС и радиоактивных отходов. Лизинг может снять эту проблему с потребителей ТВС, которые не в состоянии (или не хотят) решать ее самостоятельно. Чтобы обеспечить концентрацию ресурсов на одном предприятии, требуется наличие у него достаточных источников для инвестиций, т. е. фонда накопления. Механизм внутреннего ценообразования в рамках объединения позволяет перераспределить прибыль, которая является одним из источников фонда накопления. Благоприятными условиями для реализации механизма внутреннего ценообразования являются вертикальная интеграция и специфичность производственного процесса.
Перераспределение прав собственности и сопутствующее перераспределение прибыли в головную компанию положительно влияет на бюджет региона, где находится головная компания, через сравнительно большие поступления по налогам на имущество и на прибыль. Вместе с тем это отрицательно сказывается на доходной части бюджетов тех регионов, где расположены другие предприятия. Тем самым, чтобы интересы производственного объединения совпадали с интересами региональных властей, дополнительно требуется значительный положительный эффект от лизинга. Таким положительным эффектом может оказаться снижение коммерческих рисков во взаимоотношениях между партнерами.
Коммерческие риски могут возникнуть из-за опасения приобретать в собственность специфичные ресурсы, которые используются в производстве специфичной продукции. Опасения возникают ввиду того, что потребитель может отказаться от приобретения продукции, несмотря на штрафные санкции по договору, а альтернативное использование ресурсов или их продажа не представляются возможными.
Лизинг позволяет снизить коммерческие риски через приобретение специфичных производственных ресурсов заказчиком специфичной продукции.
Предполагается, что в результате снижения коммерческих рисков объем сделок возрастает, что благоприятно для всех заинтересованных участников рынка, в том числе и региональных властей.
Итак, распределение прав собственности при лизинге позволяет производственному объединению удешевить инвестиционные ресурсы и увеличить объем сделок.
Лизинг позволяет увязать поставки свежих и возврат отработавших ТВС, что даст возможность увеличить оборот на мировом рынке ТВС примерно в 1,5 раза.
Лизинг ТВС создает важные стимулы для вовлечения новых стран в развитие ядерной энергетики. Предусматриваемая лизингом возможность возврата отработавших ТВС их производителю или лизингодателю обеспечивает гарантию того, что ТВС не будут использоваться для несанкционированных целей, и, следовательно, позволяет практически предотвратить угрозу распространения ядерного оружия.
Отметим, что пока только три страны - Франция, Великобритания и Россия - оказывают услуги по переработке отработавших ТВС на индустриальной основе. Так что возможности участия России в развитии мирового рынка ТВС на основе использования лизинговых операций велики именно сейчас.
Есть и еще одно удивительное обстоятельство.
Существует многолетняя практика, при которой Россия (в рамках выполнения своих обязательств как правопреемницы СССР), поставляя ТВС для построенных при ее содействии АЭС, принимает на переработку выгруженные из них отработавшие ТВС.
При этом фактически используется схема, в которой все технологические и организационные операции совпадают с операциями при реализации лизинга ТВС: поставка ТВС на АЭС, использование ТВС для производства тепловой энергии, выдержка отработавших ТВС на АЭС, их транспортировка на радиохимический завод, переработка ТВС для извлечения ценных изотопов и т.д. В этой схеме не используются только преимущества и новые возможности, которые связаны с внедрением лизинга.
Экономический эффект от лизинга ТВС достигается за счет увеличения объёмов поставок, поскольку предоставление более выгодных условий позволит сохранить традиционные и выйти на новые рынки сбыта.
Растут и цены поставок по договору лизинга за счет включения оплаты дополнительных услуг (цена за услуги по обращению и переработке ТВС, которая является составной частью лизингового контракта, близка к цене свежих ТВС).
Увеличение объёмов поставок ТВС по схеме лизинга может обернуться:
увеличением налоговых платежей в бюджет (около 500 млн дол. ежегодно);
увеличением производственных мощностей и загрузки предприятий;
снижением издержек на производство ТВС;
увеличением прибыли от реализации продукции и услуг;
созданием новых рабочих мест и решением социальных проблем ЗАТО.
Оценки объемов ожидаемых поставок ТВС при внедрении лизинга ТВС
Источник |
Объем поставок |
по лизингу |
|
Украинские АЭС (Ровенская, Южноукраинская, |
|
Запорожская, Хмельницкая и др.) |
100 т/год* |
Новые рынки в Европе, восстановление поставок |
|
на АЭС Пакт (Венгрия) и Ловииза (Финляндия) |
100-150 т/год |
Чешские станции на условиях возврата |
|
государственного долга России |
100 т/год |
Новые рынки Юго-Восточной Азии (доля России)** |
100-300 т/год |
Восстановление страхового резерва ТВС |
|
на российских АЭС (всего) |
500 т |
Недогрузка АЭС России из-за нехватки средств |
50 т/год |
Общий объем годовых поступлений |
1-1,3 млрд дол. США |
Примечания.
* В 1999 г. Украиной закупки ТВС составили около 40% от запланированного уровня из-за отсутствия средств.
** Годовое потребление ТВС в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии составляет около 2000 т.
Присоединение России к Международной конвенции по лизингу и принятие Федерального закона «О лизинге» создали предпосылки для организации в России лизинга в такой наукоемкой и сложной сфере деятельности, как ядерная энергетика.
Одними из наиболее продвинутых, высокотехнологичных и наукоемких изделий на мировом рынке ядерной энергетики являются ТВС. Возникает вопрос: может ли ТВС быть предметом лизинга?
В соответствии с Федеральным законом «О лизинге» предметом лизинга может быть любая непотребляемая вещь.
Однако развитие лизинга сдерживается различными толкованиями законодательных актов и, в первую очередь, ошибочным отнесением ТВС к потребляемым вещам. Источником этой ошибки является терминологический казус: ТВС многие понимают как топливо, не учитывая принципиального различия между ядерным «топливом» и химическим топливом. (С тем же успехом можно отнести к «топливу» и электроплитку.) Такие казусы встречаются довольно часто. Самый близкий по теме обсуждения пример - это использование неправильного термина «атомная электростанция» вместо правильного - «ядерная электростанция». В большинстве случаев эти казусы являются предметом научных дискуссий, но в данном случае принятый в обиходе для удобства и образного представления, но неправильный по существу термин может радикальным образом повлиять на экономические возможности огромной отрасли и, в конечном счете, на благосостояние нашего общества в целом.
Учитывая важность этой проблемы, группа экспертов РНЦ «Курчатовский институт» совместно с ОАО «ТВЭЛ», ВНИПИЭТ и Институтом государства и права РАН рассмотрела технологические, экономические и правовые аспекты применения международного лизинга в ядерной энергетике России. Основными целями этой работы были: оценка технической осуществимости и экономической целесообразности использования лизинга в ядерной энергетике России; анализ международных правовых актов, действующего федерального законодательства России и наиболее важных подзаконных актов, а также разработка предложений по изменениям и дополнениям в федеральные законы и подзаконные акты.
Итак, относится ли ТВС к непотребляемым вещам?
Ответ на поставленный вопрос прямо не следует из законодательных актов. С технической и юридической точек зрения ошибочность отнесения ТВС к потребляемым вещам обоснована в Экспертном заключении и в Пояснительной записке, которые были переданы экспертами Курчатовского института в Государственную думу России в марте 2000 г. и в Министерство экономики в апреле 2000 г.
ТВС является машиностроительным изделием со сроком службы (амортизации) 3-5 лет, что сопоставимо со сроком лизинга.
Ядерное топливо, в отличие от химического, не теряет своих натуральных свойств в процессе эксплуатации. Отработавшая в ядерном реакторе ТВС имеет практически те же конструктивные характеристики, что и новая ТВС, и способна длительное время выделять тепло даже вне ядерного реактора.
Процессы, которые происходят при «выгорании» ядерного «топлива» и горении химического топлива, абсолютно разные. Выгорание ядерного «топлива» сопровождается не только выделением большого количества тепла, но и образованием большого количества новых изотопов. Среди этих изотопов есть весьма ценные, не встречающиеся в природе.
Нелишне напомнить, что первые ядерные реакторы были созданы исключительно для получения одного из таких изотопов - плутония-239, который был нужен для изготовления ядерного оружия. При этом тепловыделение, столь необходимое для производства электроэнергии на АЭС, считалось вредным сопутствующим процессом.
Полученный в ТВС плутоний может использоваться не только для производства ядерного оружия, но и новых ТВС для ядерной энергетики. Мы сталкиваемся здесь с парадоксальным фактом, когда вопреки нашему повседневному опыту по мере «выгорания» урановых ТВС в них нарабатывается новое ядерное «топливо». Причем в некоторых типах ядерных реакторов нового топлива может получаться даже больше, чем «выгоревшего».
Уже одно только наличие в ТВС указанных выше ценных продуктов, которые образуются в процессе работы ТВС в ядерных реакторах, создает весьма существенную остаточную стоимость отработавших ТВС, в связи с чем ТВС можно отнести к оборудованию, имеющему определенный и достаточно продолжительный (обычно от 3 до 5 лет) ресурс работы.
Таким образом, с физической и технологической точек зрения совершенно очевидно, что ТВС для ядерных реакторов относятся к непотребляемым вещам и, следовательно, могут являться предметом лизинга.
Каковы правовые основания для отнесения ТВС к непотребляемым вещам
С правовой точки зрения понятие «непотребляемые вещи» означает «вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования» (см. ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации). То есть это вещи, не уничтожаемые полностью при их использовании и в течение длительного времени могущие служить по назначению.
Из всего многообразия натуральных свойств естественно выделить те, которые определяют потребительские свойства вещи. Для ТВС это - способность выделять тепло в реакторе, сохраняя с высокой точностью в течение всего срока эксплуатации все конструктивные характеристики.
Наиболее существенная с этой точки зрения черта лизинга - сохранение собственности на предмет лизинга за лизингодателем. Для того чтобы все положения закона о лизинге были применимы, необходимо сохранение ликвидности предмета лизинга в течение всего срока амортизации.
Так, в ст. 11 закона «О лизинге» содержится положение, что «право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим федеральным законом и договором лизинга».
Об этом же сказано также в п. 1. ст. 13 («Лизингодатель имеет право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в следующих случаях: если условия пользования предметом лизинга лизингополучателем не соответствуют условиям договора лизинга или назначению предмета лизинга...») и в ст. 17 («При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга»).
Предмет лизинга в целях учета, амортизации и последующего списания должен существовать, не теряя основные эксплуатационные свойства и функциональные возможности. Те предметы, которые одномоментно теряют основные свойства в акте использования - расходные материалы (бензин, фотопленка, продукты питания и т. д.) - нельзя вернуть лизингодателю при нарушении условий договора.
Однако все это не имеет отношения к ТВС.
ТВС - замкнутая система, из которой, если не учитывать дефекты и аварии, не выходит никакое вещество (нет «химического горения»), они не теряют формы и функциональных частей. ТВС не теряют своего основного свойства - генерировать тепло - в течение всего срока до амортизации. Их, если в этом возникла бы необходимость, можно вернуть лизингодателю до окончания срока полной амортизации. При этом лизингодатель может, при соблюдении определенных правил и процедур, в случае экономической или иной целесообразности использовать их в целях дальнейшей эксплуатации.
Поэтому ТВС полностью удовлетворяют правовому пониманию термина «непотребляемые вещи», в соответствии с чем ТВС для ядерных реакторов могут и должны быть предметом лизинга. Для дополнительного законодательного закрепления факта отнесения ТВС к категории непотребляемых вещей разработаны дополнения и поправки в Федеральный закон «О лизинге» (ст. 3 п. 1).
Поиск дополнительных источников поступления валютных средств для России чрезвычайно актуален. И при желании найти эти источники можно выработать приемлемые формулировки поправок и дополнений, учитывающие особенности лизинга для изделий, содержащих ядерные и радиоактивные материалы, и удовлетворяющие международным договорам, Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.
Источник: Бюллетень программы «Ядерная и радиационная безопасность». 2000. № 7
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.auditorium.ru