Ж.В. Пузанова, Кафедра социологии, Российский университет дружбы народов
Одиночество в современном мире давно перестало быть проблемой отдельных индивидов, по специфическим причинам не сумевших адаптироваться к обществу, превратившись в серьезную социальную проблему, от решения которой не в последнюю очередь зависит социальное здоровье. Тем не менее, проблема одиночества сегодня – предмет теоретического анализа в философии и эмпирического – в психологии, что явно не достаточно для выработки стратегии общественного влияния на проблему, корректировки сложившегося положения дел.
Отсутствие в современной социологической литературе систематического исследования столь значимой для общества проблемы объясняется необходимостью получать информацию, которая затрагивает глубокие интимные пласты личности. Самораскрытие на интимно-личностном уровне возможно только в процессе доверительного общения [11]. Анкетный опрос не предполагает такого рода общения, поскольку срабатывают механизмы психологической защиты: респондент начинает испытывать чувство тревоги из-за необходимости давать ответы о себе. Один из механизмов психологической защиты - это проекция, которая заключается в «неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами» [20, С.262]. Поэтому и использовался метод неоконченных предложений: в предложенной анкете содержались не прямые вопросы о переживании чувства одиночества респондентами, а неоконченные предложения об абстрактном одиноком человеке.
Так называемый «человеческий фактор» особенно ярко проступает в качественном анализе. Его сильной стороной является то, что аналитические способности исследователя позволяют необходимым образом организовать и структурировать текстовую информацию, полученную, в данном случае, методом неоконченных предложений. Недостатком является то, что социолог классифицирует данные по своему усмотрению, исходя из субъективных представлений о явлении. В ходе проведения исследования с применением качественных методов встает проблема структурирования большого массива данных для выделения желаемого образа, его типа. У качественных методов нет строгих правил анализа, целью работы может быть лишь ясное представление данных, и обнаружение в них некоторых закономерностей. Контент-анализ текстовой информации, полученной методом неоконченных предложений, состоит из нескольких этапов обобщения: типичные высказывания отдельных респондентов, обобщение на уровне здравого смысла исследователя, абстрактно-аналитический уровень обобщений. В результате этого процесса сложная социальная реальность должна как бы свернуться в некоторое приемлемое количество категорий, классов, которыми возможно управлять. Полученная классификационная схема должна в итоге обеспечивать легкий доступ к данным и помогать при многократном обращении к начальной информации.
Существует как минимум две стратегии применения метода неоконченных предложений. Первая стратегия заключается в том, что исследователь изначально имеет какую-то модель того, что он изучает. Социолог может предполагать, что объект состоит из определенного набора характеристик и составлять предложения таким образом, что они будут измерять конкретно эти признаки. В этом случае ответы-реакции на предложения будут анализироваться отдельно. Получится аналитическая типология [17, С.266] данных, когда исследователь ищет в текстовой информации модели, сконструированные им же еще на этапе разработки.
Для создания модели одинокого человека, то надо придумать предложения на каждый конкретный блок вопросов. Т.к. возможно, что одной из основных причин возникновения одиночества является кризис личностного общения, то в модель «одинокий человек» должен быть включен такой компонент как «Общение» (например, предложения «С одиноким человеком…» и «Одиноким слывет тот…»). Но попасть в состояние одиночества можно и из-за таких феноменов как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение… Это уже некие «Психологические характеристики» одиноких людей (предложения: «Одинокий человек – это…», «Одинокий человек всегда…»). С другой стороны, личность в состоянии одиночества трагически переживает свою заброшенность в социум и затерянность в нем. Неполноценность отношений человека с миром других людей может отражать компонент «Социум» («Одинокий человек в компании ведет себя…»). Одиночество может вызывать различную реакцию – от болезненного страдания до активного протеста, поэтому необходим такой блок предложений как «Поведение одинокого человека» (предложения: «Одиноким можно стать, если…», «Одинокий человек никогда…»). Если предположить, что нынешнее состояние одиночества вызвано какими-то событиями в прошлом, то логично добавить компонент «Прошлое» («В прошлом одинокий человек…»).
Воспользуемся имеющимися моделями одинокого человека. Например, У. Садлер предложил четыре измерения одиночества [27, С.24]: космическое, культурное, социальное и межличностное. Космический уровень – это восприятие себя как цельной реальности, причастной либо к Богу, либо к глубинам бытия, как личности, верящей в уникальность своей судьбы («Только одинокий человек…», «Одинокому дано (открыто)…»). Культурное измерение – это разъединение человека со своей культурой, разрыв с традиционными ценностями и нормативами, неприятие общепринятой культуры («Одинокий человек никогда (всегда)…», «Одинокий человек – это…»). Социальный уровень измерения покажет переживание одиночества не в обществе в целом, а в особой группе, с которой идентифицирует себя личность, неприятие группой («Одинокого человека все…», «Общение для одинокого человека…»). Межличностное измерение – это разрыв связей даже в малых группах, одиночество из-за полного отсутствия контактов: «С одиноким человеком…», «Ощущение одиночества…».
Если взять за основу анализа личностные объяснения одиночества [27, С.41], то модель может быть такая: изначальное событие + постоянные причины + предвидимые решения. Причинные объяснения могут быть измерены в свою очередь по трем направлениям: 1) местоположение причинности (внутренняя личностная или внешняя ситуативная); 2) стабильность (постоянная или меняющаяся причинность); 3) контролируемость (способность контролировать свое поведение). Эти три составляющие дают представление о причинах одиночества. Сопоставление компонентов «причины» и «поведение» позволит сделать вывод о том, что некие причины влекут за собой определенные поведенческие реакции – сопротивление одиночеству для улучшения социальной жизни или депрессия и враждебность. Можно добавить также компонент «Самооценка», посмотреть причинно-следственные связи между самооценкой и одиночеством.
Вторая из стратегий применима тогда, когда у исследователя нет априорного представления об изучаемом феномене. В инструментарий набираются предложения, описывающие объект с разных сторон, смысловые поля предложений могут пересекаться. Уже во время анализа текстовой информации социолог группирует ответы так, чтобы они описывали различные аспекты явления. Такое использование метода приведет к естественной типологии [17, С.248] элементарных обоснований. Индуктивный анализ позволит выделить компоненты из данных, а не накладывать на них заданную модель еще до сбора. Исследователь в данном случае стремится понять мысли людей об одиночестве и об одиноком человеке и анализ основывать на них, а не на собственных концепциях; понять, как люди конструируют мир своего опыта, исходя из того, что они говорят об этом. Не все, что было отражено в психике, становится частью личности. Только то, что человек пережил специфическим образом, занимает определенное место в его внутреннем мире. Мысли и переживания, посещая сознание, должны быть освоены, продуманы. В этом случае они принадлежат личности. Значение – это то, что стало достоянием сознания, все дальнейшие феномены жизни видятся через эти усвоенные категории. Значение явления и отношение к нему составляют личностный смысл, который приписывает человек данному событию. «Личностный смысл – это отношение, связывающее предметное содержание сознания с предметом деятельности, как пристрастное отношение процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к его бытию» [15, С.50]. Т.о., если узнать значение одиночества для людей и определить их отношение к нему, можно будет понять смысл этого феномена.
Если воспользоваться вторым способом применения метода неоконченных предложений, то можно как бы «нарисовать» образ одинокого человека. Предоставив респондентам набор предложений и проанализировав элементарные обоснования, можно объединить их сначала в элементы, затем в компоненты и, таким образом, получить составляющие образа «одинокий человек». Возможно, этот путь приведет к выделению типов образа. Метод неоконченных предложений подходит в данном случае потому, что дело касается внутреннего мира человека, здесь неприемлемы жесткие методы и даже однозначные стандартизированные понятия. Необходимо использовать категории, которыми оперируют люди для описания своего жизненного опыта, а метод неоконченных предложений как раз и позволяет собрать такие личностные значения, субъективные восприятия. «В анализе данных (собранных методом неоконченных предложений) нетрудно переходить от достаточно дробных классификаций к более общим типологиям, не теряя при этом связь с эмпирической базой. При переходе от элементарных обоснований к элементам и от элементов к категориям важно не потерять связь между обыденным объяснением мира и его описанием на абстрактном уровне. Метод неоконченных предложений позволяет анализировать данные формализованными методами и дает возможность опираться на категоризации, которые наиболее распространены в массовом сознании. Использование людьми тех или иных атрибуций зависит от того, на какой тип отношений они ориентируются» [13, С.74, 81].
Одним из важных достоинств метода неоконченных предложений является то, что к текстовым данным можно возвращаться не один раз. Возможны иные объяснения при другой группировке элементарных обоснований.
Материал для исследования проблемы был собран в 2002 г., когда был проведен опрос 140 человек. В результате сбора информации по проблеме одиночества методом неоконченных предложений было получено 2550 элементарных обоснований - завершений предложений. Основываясь на собранном материале, необходимо было выделить компоненты образа одинокого человека для их дальнейшего описания, интерпретации и анализа. Этот процесс классификации и категоризации выглядел следующим образом. Сначала, при просмотре всего массива текста, отыскивались повторения в употреблении элементарных обоснований. Они были заметны еще во время занесения данных в базу. Под элементарным обоснованием, в данном случае, имеется в виду одно высказывание, одно завершение предложения. Затем повторяющиеся элементарные обоснования группировались в элементы. «Вес» каждого элемента складывался из весов элементарных обоснований, входящих в него. Вес, в данном случае, - это балл, приписанный одному элементарному обоснованию, единица анализа. Если респонденты приводили несколько высказываний в завершение одного предложения, то каждому высказыванию приписывалась доля балла: 0,5, 0,3 и т.д. единицы. Сведение вместе согласованных ответов привело к тому, что внутри элементов содержатся элементарные обоснования со схожим смыслом, и в то же время сами элементы ясно и четко различаются между собой. Элементы получили названия, употребляемые респондентами.
На первом этапе осуществлялся анализ вербальных категорий. Далее необходимо было сравнить элементы между собой, в результате чего были выделены детерминанты и новые идеи, сконструировались компоненты. Компоненты - это категории, которые, может быть, и не встречались в данных, но составлены при аналитическом пересечении и объединении элементов. Процесс перехода от одного уровня обобщения к другому, упорядочивание массива текстовой информации, систематизация элементарных обоснований схожи с прохождением конститутивного проективного теста, который заключается в структурировании стимульного материала и придании ему смысла.
В процессе отнесения каждого элементарного обоснования в тот или иной элемент или компонент необходимо было избегать манипулирования данными, необоснованного притягивания в какую-либо группу.
Таблица 1 отражает логику обобщения данных в проведенном социологическом исследовании по проблеме одиночества на примере компонента «Общение»:
Таблица 1
Обобщение данных
общение |
отсутствие общения |
ни с кем не общаться |
кто ни с кем не общается |
||
с одиноким трудно общаться |
трудно общаться |
|
сложно общаться |
||
замена общения |
книги |
|
телевизор |
||
общение для одинокого не очень важно |
не является целью |
|
не представляет интереса |
||
не желает общаться |
не стремится к общению |
|
кто не хочет общаться |
||
готовность к общению |
всегда в радость |
|
является отдушиной |
||
одинокому трудно общаться |
ему трудно общаться |
|
тяжкий труд |
||
не умеет общаться |
кто не может контактировать |
|
не умеешь общаться |
||
общение с одиноким возможно |
легко общаться |
|
хорошо дружить |
Следует отметить, что каждый элемент далеко не исчерпывается только двумя элементарными обоснованиями. В данном случае по два элементарных обоснования приведено лишь в качестве примера.
Все эти операции необходимы лишь для описания изучаемого феномена, а не для его объяснения. Это только база для выдвижения гипотез о причинах, следствиях, взаимосвязях. Встречающиеся в элементарных обоснованиях явления и процессы позволяют делать некоторые предположения, обобщения. Например, при сравнении весов десяти компонентов образа одинокого человека видно, что доминируют в нем «Характеристики одинокого человека» (586 единиц), «Общение» (346,25) и «Причины одиночества» (281,8). Следовательно, именно этим компонентам респонденты уделяют наибольшее внимание, когда рассуждают о проблеме одиночества. Эти три компонента составляют ядро образа одинокого человека (табл. 2).
Таблица 2
Компоненты образа одинокого человека
Компонент |
Абсолютный вес |
Доля в % |
Характеристики одинокого человека |
586 |
28,13 |
Общение |
346,25 |
16,52 |
Причины одиночества |
281,8 |
13,53 |
Отношение к одинокому человеку |
243,1 |
11,57 |
Поступки, поведение одинокого |
221,55 |
10,64 |
Ощущение одиночества |
114 |
5,47 |
Один |
104,85 |
5,03 |
Одинокому дано |
87,1 |
4,18 |
Любой может испытывать одиночество |
61,4 |
2,85 |
Нет ответа и непонятные |
25,8 |
1,24 |
Никогда не испытывал одиночества |
17,5 |
0,84 |
Итого |
2083,1 |
100 |
Интерпретируя полученный образ одинокого человека, необходимо помнить, что между изучаемым явлением и его сконструированной абстракцией всегда будет существовать зазор. «Исследователь постоянно должен перемещаться в пространстве между описаниями того, что происходит, и нашей интерпретацией этих описаний, между сложностью реальности и нашим упрощением этой сложности» [17, С.279].
Компонент «Характеристики одинокого человека» дает представление о свойствах и чертах характера, об особенностях поведения и настроении одиноких людей, об их темпераменте. Он состоит из следующих элементов:
обособленный, отстраненный, отчужденный, нелюдимый, замкнутый, погруженный в себя |
101,05 |
грустный, пессимистичный, невеселый |
88,7 |
несчастный, отчаявшийся |
57,4 |
скучный, неинтересный |
41,3 |
неуверенный, скованный |
40,6 |
эгоистичный, высокомерный, тщеславный, гордый |
35,2 |
странный, своеобразный, непредсказуемый, неординарный |
29,3 |
кто он |
28,25 |
ущербный, уязвимый, лишенный, обделенный |
24,8 |
самостоятельный, самодостаточный |
14,75 |
интересный |
14,35 |
скрытный, недоверчивый, мнительный, неискренний |
13,4 |
разный |
11,6 |
развязный, раскрепощенный, раскованный |
9,4 |
озлобленный |
9 |
счастливый |
8,9 |
безынициативный, уставший |
8,45 |
общительный, жизнерадостный, возбужденный |
7,9 |
застенчивый, стеснительный, скромный, незаметный |
6,75 |
молчаливый |
6,3 |
трудный характер |
6 |
закомплексованный |
4,9 |
буйный, агрессивный, жестокий |
4,25 |
уравновешенный, спокойный, терпеливый |
3,3 |
хмурый, унылый, угрюмый |
2,25 |
не злой |
2 |
обиженный |
1,6 |
бескорыстный |
1 |
строгий |
0,3 |
Сумма весов всех элементарных обоснований этого компонента равна 586. Некоторые определения входят в него со своими полярными значениями: интересный - неинтересный; несчастный - счастливый; озлобленный - не злой; общительный, жизнерадостный - хмурый, унылый; развязный, раскованный - стеснительный; спокойный - буйный, агрессивный. Самый «тяжелый» элемент «обособленный, отстраненный, отчужденный, нелюдимый, замкнутый, погруженный в себя» (101,05). Респонденты писали, что замкнутость как черта характера может стать причиной одиночества, что одинокий человек всегда держится обособленно и отстраненно, что он нелюдим и погружен в себя, в компании такой человек ведет себя отчужденно. И прослыть одиноким можно, «если часто уходить в себя», и «только одинокий человек плохо сходится с людьми». Следующим по величине элементом является элемент «грустный, пессимистичный, невеселый» (88,7). Одинокий человек, считают респонденты, всегда грустит, с ним не посмеешься и не повеселишься, он никогда не радуется жизни. Ощущение одиночества наводит грусть и тоску, и чувствуют люди себя одинокими, когда у них по каким-то причинам плохое настроение. Элемент с весом 57,4 - «несчастный, отчаявшийся»: «одинокие всегда несчастливы», потому что «им дана бездна отчаяния». Наименее существенные элементы - «не злой», «обиженный», «бескорыстный» и «строгий».
Относительно компонента «Характеристики одинокого человека» можно сделать два замечания. Во-первых, элементы, его составляющие, распадаются как бы на две группы. Часть элементов - это чисто психологические характеристики, например, «эгоистичный, высокомерный, тщеславный, гордый», «закомплексованный», «уравновешенный, спокойный, терпеливый». Другие элементы говорят о социальных характеристиках одинокого человека - это такие как, например, «скучный, неинтересный», «странный, своеобразный, непредсказуемый, неординарный».
Второе замечание по этому компоненту касается специфики метода неоконченных предложений. Ранее уже говорилось о том, что к данным можно возвращаться неоднократно и, исходя из задач конкретного исследования, их можно группировать по-разному. Часть элементов, которые в данном случае были отнесены к компоненту «Характеристики», могут говорить также о специфике общения. Это такие элементы как «общительный, жизнерадостный, возбужденный», «скучный, неинтересный», «молчаливый», «застенчивый, стеснительный, скромный, незаметный». Возможно также отнесение к компоненту «Причины одиночества», т.к., например, такие черты характера как замкнутость, застенчивость могут выступать и характеризуются респондентами как возможные причины одиночества.
Компонент «Общение» складывается из девяти элементов, каждый из которых каким-либо образом характеризует процесс общения одиноких людей:
готовность к общению |
130,3 |
с одиноким трудно общаться |
67,9 |
одинокому трудно общаться |
49,6 |
отсутствие общения |
45,3 |
не желает общаться |
17,75 |
общение с одиноким возможно |
14,25 |
общение для одинокого не очень важно |
8,5 |
не умеет общаться |
7,25 |
замена общения |
5,4 |
То, что общение - это радость и необходимая отдушина, к которой стремится одинокий, доказывает элемент «готовность к общению». Этот элемент самый весомый в данном компоненте (130,3), что подчеркивает важность и ценность общения для тех, кто чувствует себя одиноким. Часть элементарных обоснований в этом элементе говорит о том, чем является для одинокого человека общение, - это радость, праздник, всегда хорошее настроение, наслаждение, развлечение, счастье… Другая часть высказываний показывает, как высоко ценят одинокие процесс общения: «не откажется от общения», «не хочет оставаться один», «ценит, как важно не быть одному», «ценит хорошее общество», «ценит компанию», «с благодарностью относится к чужому вниманию». Другие респонденты наоборот считают, что общение для одиноких людей не является необходимостью («общение для одинокого не очень важно» (8,5)). В элемент «отсутствие общения» (45,3) вошли элементарные обоснования, говорящие о нехватке общения или его полном отсутствии, о неполноценном общении: одинокий мало общается, общаться не с кем, не с кем поговорить. Два элемента «с одиноким трудно общаться» и «общение с одиноким возможно» отражают процесс коммуникации с одинокими людьми. Большая часть элементарных обоснований (67,9) первого элемента негативно окрашена: общаться трудно, тяжело, с одиноким чувствуешь себя неуютно. Второй из этих двух элементов показывает возможность и легкость общения с одиноким человеком и его положительные стороны (14,25 единиц). Элементы «не желает общаться» (17,75), «не умеет общаться» (7,25) содержат возможные причины отсутствия общения у одиноких людей. Респонденты отмечали, что одиноким можно стать, если не умеешь общаться, и что одиноким слывет тот, кто не стремится к общению. Отношение к общению самих одиноких отражено в четырех компонентах. Элемент «одинокому трудно общаться» (49,6) составляют элементарные обоснования, показывающие, что общение для одинокого человека - это бремя и кара, тяжкая ноша, и дается с трудом. Элементарные обоснования, включенные в элемент «замена общения» (5,4), описываются респондентами следующим образом: «общение с кошками и собаками», чтение книг, газет, просмотр телепрограмм, прогулки. Следовательно, процесс общения представляет собой трудность для обеих контактирующих сторон - и для самого одинокого, и для тех, кто с ним общается. Вклад компонента «Общение» составляет 346,25.
Следующий компонент образа одинокого человека - это «Причины одиночества». Элементы «любимый», «друзья», «близкие», «родственники, члены семьи, супруги» показывают, что причиной одиночества может быть отсутствие, потеря близких людей или разрыв отношений с ними. В этом компоненте учитывались элементарные основания, в которых говорится о разочаровании в друзьях или просто об отсутствии таковых в конкретной ситуации, о смерти близких людей. Обыденное понимание одиночества – социальная изоляция, вызванная разрывом связей с окружающими людьми: чем меньше у человека контактов, тем более он одинок. К одиночеству ведут так же «несчастья, ошибки, обманы в прошлом» (31 единиц) и «другие причины» (47,3), среди которых называли вредные привычки и недостатки, конфликты, болезни и старость, потерю интереса к жизни и невезение... Не очень часто причиной одиночества становятся проблемы на работе (ее отсутствие или, наоборот, перегрузки) (17,05) и неудачи в любви (14,5). Общий вес этого компонента 281,8.
При разработке программы исследования ставилась задача перечисления наиболее часто называемых причин одиночества, и данный компонент позволяет это сделать. Интересно отметить, что полученная информация хорошо укладывается в описанную выше схему причинного объяснения одиночества. Изначальное событие, повлекшее за собой одиночество, характеризуют элементы «родственники, члены семьи, супруги», «близкие», «друзья», «любимый», «несчастья, ошибки, обманы в прошлом», «работа, дела». По такому критерию, как местоположение причин, элемент «другие причины» можно условно разделить на две составляющие. Во-первых, это внешняя ситуативная причинность: «конфликты», «болезни», «был тяжелый период в жизни», «был с глубокого похмелья», «не везет», «жизнь повернулась обратной стороной»… Во-вторых, существуют внутренние личностные объяснения одиночества: «особые недостатки» и «вредные привычки», «потерял себя и интерес к жизни», «не нахожу решения проблемы, ни правильного, ни неправильного», «никто не может помочь, даже советом», «во всем разочаровался»…
Сложившийся в обществе образ одинокого человека влечет за собой соответствующее отношение к нему. Представление людей об одиноком заставляет выбирать определенную тактику поведения с ним. Составляющие компонента «Отношение к одинокому человеку» - это
покинутость, заброшенность, ненужность, избегают, сторонятся |
89,8 |
жалеют, сочувствуют, поддерживают |
64,6 |
не понимают |
46,3 |
беда общества |
25,6 |
знают, замечают, уважают, воспринимают серьезно |
5,1 |
не любят, осуждают |
5 |
обижают |
2,6 |
неравнодушное отношение |
2,3 |
боятся |
1,8 |
Самый весомый элемент этого компонента - «покинутость, заброшенность, ненужность, избегают, сторонятся» (89,8). «Если от тебя все отвернутся», это может стать причиной одиночества, и «человек превращается в ненужного, заброшенного». «Только одинокому человеку дано почувствовать себя забытым», а ощущение одиночества описывается как «покинутость всеми». Респонденты чувствуют себя одинокими, когда осознают, что никому не нужны и всеми брошены. Одиночество наступает, когда все тебя «сторонятся», «избегают» и «стараются не замечать». Хотя в научной литературе существует и другая позиция. Так, например, А. Хараш проводит различие между понятиями «одиночество» и «покинутость». Чувство покинутости человек испытывает, когда не получает надежных доказательств своего существования. Каждому необходимо постоянное подтверждение того, что его слышат, его видят, разговаривают именно с ним, о нем помнят. Одиночество же не является особенностью индивидуальной биографии, личной проблемой. Это «объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, сознается он индивидом или нет» [35, С.11]. Такой же позиции придерживается большинство социологов и философов экзистенциального направления. Однако можно отметить, что в «обыденном сознании» эти два понятия (покинутость и одиночество) не только взаимодополняемы, но и очень близки. Недаром элемент «покинутость» имеет самый большой вес в данном компоненте.
Следующее по распространенности отношение к одиноким людям - это жалость (вес 64,6 единицы). Но, в то же время, одинокому сочувствуют и оказывают поддержку. Одиноким в обществе слывет также тот, кого не понимают (46,3). Элемент весом в 25,6 единиц говорит о том, что одинокий человек - это «беда и потеря для общества», это «наименее полезный индивид» и «антисоциальная единица». О том, что одиноких побаиваются, свидетельствует очень мало элементарных оснований (1,8). Совокупный вес всего компонента «Отношение к одинокому человеку» 243,1.
Компонент «Поступки, поведение одинокого» весит 221,55 и состоит из следующих элементов:
поступки, действия, поведение одинокого |
62,3 |
одинокого все раздражает, тяготит, гнетет, он недоволен, неудовлетворен |
41,25 |
понимает другого одинокого |
28,4 |
много думает |
20,8 |
одиночество по желанию |
15,4 |
способен слушать, понимать, сострадать |
12,5 |
избегает компаний |
11,6 |
способен на самоубийство |
5,5 |
не сознается в своем одиночестве |
5,3 |
не сделает плохого |
5 |
способен на плохой поступок |
5 |
не способен на поступок |
3,5 |
не понимает других |
3 |
способен на поступок |
2 |
В этом компоненте перечислены наиболее характерные действия одиноких людей, наиболее частые их поступки. Три элемента - «способен понимать других», «способен на решительный поступок» и «способен на плохой поступок» - имеют свои антиподы. Причем два элемента: «Не сделает плохого» и «способен на плохой поступок» - входят в компонент с одинаковым весом (5).
способен слушать, понимать, сострадать |
12,5 |
способен на поступок |
2 |
способен на плохой поступок |
5 |
не понимает других |
3 |
не способен на поступок |
3,5 |
не сделает плохого |
5 |
Самый большой (62,3) элемент этого компонента представляет собой перечень поступков, действий, особенностей поведения одиноких людей: «не знает, чего хочет», «любит осень», «плачет», «может по-настоящему любить и ненавидеть», «ворчит», «не думает о себе», «может совершить глупость», «ждет и не жалуется», «не угощает сигаретой», «не нудит», «сам себе готовит пожрать», «не запирается в туалете» и «не торопится домой»… Очень многие люди считают (их суждения составили 28,4 единиц), что «только одинокий поймет другого одинокого» и «только одинокому человеку дано понять, что же такое одиночество на самом деле». И вообще, такие люди «способны выслушать» и «поговорить по душам», «посочувствовать чужому горю» и «посоветовать». Этот элемент весом в 12,5 единиц показывает, что одинокий человек открыт для общения, готов идти на контакт. Часть респондентов (вес элементарных обоснований на эту тему 20,8) указали на то, что одинокие часто и много думают, что им дано размышлять о жизни, о себе и о других. Особенностью поведения некоторых одиноких людей является то, что они скрывают это свое состояние, не сознаются в собственном одиночестве (5,3 единиц), а достаточно многие добровольно идут на это, желают одиночества (15,4). Большое количество высказываний говорит о том, что одинокого все раздражает, гнетет и тяготит. Такие люди часто «не удовлетворены» и «не довольны жизнью», «их все беспокоит и обижает», они «не могут радоваться» и «не живут полной жизнью». Некоторые полагают, что одинокий человек в состоянии совершить такой отчаянный поступок как, например, самоубийство (5,5).
Компонент «Ощущение одиночества» (вес 114) служит для описания переживания этого чувства, что является одной из задач исследования. Он распадается на два больших элемента: «неприятно, страшно, тяжело» и «полезно, необходимо, приятно». Конечно, у большинства респондентов (94,5 единиц) переживание чувства одиночества ассоциируется с чем-то давящим и угнетающим, это ощущение сравнивают с тюрьмой и каторгой, с тяжким крестом. Но некоторые респонденты указывают в своих ответах, что «чувство одиночества испытать необходимо» и «со временем оно может стать даже приятным» (19,5). В анкету, предложенную респондентам, было включено предложение «Ощущение одиночества…», общий вес его 139,6 единиц. Данный компонент почти полностью состоит из завершений этого предложения. Больше всего негативно окрашенных высказываний по поводу ощущения одиночества (таких как: неприятно, мерзко, ужасно, мучительно, скверно) – ( 23,28%). Респонденты указывают также на то, что чувство одиночества «давит на психику», «угнетает», «тяготит» и «приводит в тупик» (12,75%). Среди положительных моментов переживания данного чувства (12,39%) называются следующие: «придает силы», «бодрит», «полезно, т.к. заставляет взглянуть на себя со стороны». Для некоторых ощущение одиночества похоже на чувство страха, тревоги, беспокойства (8,31%); у других оно ассоциируется с тоской, грустью и печалью (7,74%).
Некоторые элементарные обоснования были объединены в компонент «Один». Вес этого компонента равен 104,85. Элементарные обоснования выглядят следующим образом: «один», «одинок», «кто живет в одиночестве», «кто появляется на людях один»… Ряд предложений, говорящих о том, что в прошлом одинокий человек не был одинок, также включен в этот компонент.
Элементы «время, свобода», «многое дано», «возможность все изменить, многого достичь», «дано нечто высшее», «возможность самопознания, самосовершенствования» и «дано одиночество» входят в компонент «Одинокому дано». Под определением «нечто высшее» (25,3) респондентами имелось в виду: «философствовать», «говорить с Богом», «слушать пустоту», «отстраненно смотреть на вещи», «видеть скрытый житейский смысл». Следующий по величине элемент («возможность самопознания, самосовершенствования» - 21,5 единиц) говорит о том, что одинокому человеку открыт его внутренний мир, дана возможность познавать этот мир и самосовершенствоваться. Респонденты также считают, что одинокий человек «располагает своим временем» и «принадлежит сам себе» - «время, свобода» (18,5). Элемент «возможность все изменить, многого достичь» (9,8) показывает, что «выход из одиночества есть» и «человек в силах поменять в своей жизни многое», «добиться поставленной цели». Некоторые респонденты отметили, что ничего, кроме самого одиночества, одинокому не дано (5 единиц). Вклад всех этих элементарных обоснований в образ одинокого человека 87,1. Столь небольшой вес еще раз подтверждает, что одинокий человек не слишком отличается от всех остальных.
Элементарные обоснования компонента «Любой может испытывать одиночество» говорят о том, что одиночество - это «обычное явление», и «каждый нормальный человек когда-либо переживал это чувство», а для некоторых оно уже «привычно». Три элемента этого компонента («одинок каждый», «иногда, когда-то» и «постоянное, привычное состояние») имеют вес 61,4. Лишь небольшая часть людей никогда не испытывают одиночества (17,5).
Одной из задач исследования было определение признаков, по которым респонденты относят человека в категорию одиноких. Предложение «Одиноким слывет тот…» должно было наиболее четко показать критерии, которыми пользуются люди для выделения одиноких в социуме. В ходе исследования было выявлено, что тот, кто слывет одиноким, либо обладает какими-то качествами, либо живет или находится в каких-то условиях, либо ведет себя определенным образом. Общий вес данного предложения составляет 138,5 единиц. По мнению респондентов, одиноким слывет, в первую очередь, тот, у кого отсутствует общение и кто избегает компаний (20,97%). Следующим важным критерием для того, чтобы тебя считали одиноким, является отсутствие друзей (15,34%). Довольно часто (7,65%) встречается утверждение, что одиноким слывет тот, кто одинок. К таковым отвечающие относят тех, «кто всегда один», «постоянно находится в одиночестве», «появляется на людях один» и «кто ходит сам по себе». Примерно одинаковое количество единиц (6,5 и 6,4) набрали такие критерии как «тщеславен, высокомерен» и «у кого нет семьи».
В анкете данного исследования содержались два закрытых вопроса, касающихся личных переживаний каждого респондента. Вопросы были направлены на выяснение того, испытывают ли респонденты чувство одиночества сейчас, и знакомо ли оно им по прошлому опыту. Первый вопрос «Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период времени?» имеет варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить. Второй вопрос - «Если Вы не испытываете одиночества сейчас, то знакомо ли Вам это чувство по прошлому опыту?» - имеет те же закрытия. Ответы респондентов на первый вопрос распределились следующим образом:
Подавляющее большинство респондентов – 71,86% от всех ответивших на вопросы анкеты – это люди, которые либо в прошлом испытывали чувство одиночества, либо переживают его сейчас. Среди всех респондентов, ответивших на оба вопроса, наибольший процент тех, кто в данное время не ощущает себя одиноким, но это чувство знакомо им по прошлому опыту. Таких респондентов 46,67%. 14,81% людей считают себя одинокими и в прошлом, и сейчас. Для 2,96% респондентов это чувство ново, они с ним не сталкивались раньше.
Среди тех, кто ощущает себя одиноким в настоящий момент, 80% респондентов знали, что это такое и раньше, 16% - не испытывали этого чувства в прошлом, и 4% респондентов затруднились ответить. Среди тех, кто не испытывает чувство одиночества сейчас, 63% респондентов ощущали его ранее, 32% неодиноких и в прошлом были такими же, затрудняются вспомнить свое прошлое 5% людей, которые сейчас не испытывают чувства одиночества.
Среди людей, испытавших одиночество в прошлом, 68,48% сейчас не испытывают этого чувства, 21,74% - чувствуют себя одинокими и в настоящее время и почти 10% затруднились ответить. Большинство не изведавших этого чувства остаются таковыми и сейчас (86,49%), но 10,81% из них - ощущают одиночество в данный период жизни и 2,70% неодиноких в прошлом людей не могут определить свое нынешнее состояние.
Для выделения эмоциональной стороны значения понятия «одиночество», аффективных компонентов социальной установки применялась психосемантическая методика. Соотнесение интенсивности внутреннего ощущения по поводу одиночества с заданной шкалой позволило выявить оценочную составляющую отношения к явлению одиночества. У отобранных в данную анкету шкал есть более или менее ярко выраженные положительные и отрицательные полюса. При анализе данных шкалы не объединялись в обозначенные Ч. Осгудом факторы: сила, активность, отношение. Все восемь шкал лишь показывали силу эмоционального (положительного либо отрицательного) отношения к одиночеству.
В инструментарий были отобраны шкалы с полярными значениями от -3 до 3. Респондентам предлагалось расположить на каждой из них понятие «одиночество». Применяя метод семантического дифференциала в нашем случае, можно узнать, как воспринимают одиночество, каково отношение к нему в сознании людей. Причем, полюса всех шкал достаточно четко и однозначно говорят либо о положительном, либо о негативном восприятии этого ощущения.
Т.к. было сделано предположение о том, что одиночество можно изучать как социальную установку, то необходимо было выделить эмоциональную сторону восприятия одиночества, определить аффективные компоненты установки, оценочную составляющую отношения к данному явлению. Предложенные семантические шкалы помогли при описании переживания чувства одиночества.
Общее распределение по индексам на шкалах отражено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение по индексам семантических шкал
Пол |
Индекс |
|||||||
[-3;-2) |
[-2;-1) |
[-1;0) |
0 |
(0;1] |
(1;2] |
(2;3] |
итого |
|
М |
7% |
25% |
51% |
1% |
9% |
4% |
3% |
100% |
Ж |
10% |
27% |
32% |
6% |
23% |
3% |
0% |
100% |
В % от всех ответивших |
9% |
26% |
41% |
4% |
16% |
4% |
1% |
100% |
Для четырех процентов респондентов одиночество никак «не окрашено» - на всех шкалах они поместили это понятие в ячейку со значением «0». Наиболее распространенный индекс расположен в интервале от -1 до 0 (41%). Тех, кто относится к одиночеству резко отрицательно, 9%. Только один процент ответивших считают чувство одиночества абсолютно положительным переживанием (индекс от 2 до 3).
Выделение эмоциональной стороны понятия «одиночество» было одной из задач данного исследования. Данные показывают, что по шкале оценок от -3 до +3 феномен одиночество чаще всего получает баллы в интервале [-1;0) - не нейтральное, не положительное, но и не резко отрицательное. Самую высокую положительную оценку (от 2 до 3) дает очень небольшое число респондентов. Эти тенденции примерно сохраняются, с небольшими отклонениями, при делении опрошенных по возрастному и по половому признаку, при делении на ощущающих себя одинокими и не считающих себя таковыми.
Данные, собранные методом неоконченных предложений, являются слабоструктурированными. Полученный текстовый массив может стать основой для проведения типологического анализа. Можно изучать типы социального – феномены социальной реальности такие как, например, одиночество. В каждом отдельно взятом исследовании задается конкретное понимание типа социального явления, и социолог ищет подтверждения существования типа в определенном им смысле. В данном исследовании предполагалось, что в социальной действительности существует такой феномен, как одиночество. Это некий тип социального, и для того, чтобы его описать и объяснить, необходимо было задать изначально понимание этого явления. Т.к. одиночество не поддается наблюдению, плохо вербализируемое понятие и недоступно измерению, представлялось удобным получить информацию об одиноком человеке, а не об одиночестве. В данном случае составление образа типичного одинокого человека было необходимо для изучения одиночества как внешнего фактора.
Существует несколько значений понятия «тип». Описывая одинокого человека, можно говорить о типологическом образе. Это общее восприятие одинокого в данном обществе, в данное время. В конструкте оказываются компоненты, объединяющие респондентов в понимании феномена одиноких людей. Мы используем типологизацию как методологическую процедуру для изучения того, как люди типизируют (спонтанно классифицируют) социум.
Объектами типологии в данном исследовании являлись респонденты как носители различных представлений об одиноком человеке, люди как выразители одного и того же явления. В этом случае понятие «тип» используется в значении «типовой». Ведется поиск наиболее часто встречающихся, распространенных типов респондентов.
Задача состоит в выделении социальных типов респондентов как носителей похожих представлений об одиноком человеке. Имея образ одинокого человека, можно выделить несколько оснований типологии. Основанием типологии является совокупность суждений о схожести респондентов. В данном исследовании выдвигалось предположение, что респонденты похожи, если уделяют одинаковое внимание одному и тому же компоненту. Например, если вес компонента «Характеристики одинокого человека» у части отвечавших примерно одинаков, то можно считать, что это некоторая тенденция, эти люди представляют собой типологический синдром. Возможен тип людей, считающих, что только проблемы в общении или его специфика являются отличительной чертой одинокого человека. Другой тип – это люди, придающие большее значение причинам одиночества.
Если за основание типологии взять компонент «Характеристики одинокого человека», то типообразующими признаками можно считать следующие: обособленный, замкнутый, погруженный в себя, грустный, пессимистичный, отчаявшийся, неинтересный, неуверенный, эгоистичный, странный, ущербный, уязвимый, лишенный, обделенный, самодостаточный, безынициативный, молчаливый, закомплексованный, уравновешенный, хмурый… Другим основанием типологии может быть компонент «Общение». Типообразующие признаки в данном случае - стремление к общению, с одиноким трудно общаться, одинокому трудно общаться, отсутствие общения, не желает общаться, не умеет общаться, замена общения. Еще одним компонентом ядра являются «Причины одиночества». Если этот компонент станет основанием типологии, то типообразующие признаки будут: родственники, члены семьи, супруги, близкие, друзья, несчастья, ошибки, обманы в прошлом, работа, дела, любимый…
В данном исследовании можно было предварительным разбиением типологизировать объект на такие качественно различные группы как, например, одинокие и неодинокие в данный период времени, мужчины и женщины, имеющие и не имеющие семью, люди различных возрастных групп.
Можно предположить, что для мужчин и женщин отдельные компоненты образа одинокого человека имеют разное значение. Из таблицы 4 видно, что мужчины в два раза чаще утверждают, что никогда не испытывают одиночества. По всем остальным компонентам цифры различаются не на много. В общем женщины почти всегда многословнее, за исключением компонента «Характеристики одинокого человека», которому мужчины уделили большее внимание. В данном случае на самораскрытие респондентов влиял такой социально-демографический фактор как половая принадлежность. Тот факт, что женщины раскрываются больше, чем мужчины, был установлен психологами и потом неоднократно подтверждался [11, С.64].
Таблица 4
Распределение компонентов образа одинокого человека в зависимости от пола
пол |
любой может испытывать одиночество |
никогда не испытывал одиночества |
одинокому дано |
общение |
ощущение одиночества |
поступки, поведение одинокого |
причины одиночества |
характеристики одинокого человека |
отношение к одинокому человеку |
один |
м |
41,89 |
66,67 |
50,49 |
48,32 |
47,37 |
48,28 |
46,93 |
52,82 |
47,65 |
51,35 |
ж |
58,11 |
33,33 |
49,51 |
51,68 |
52,63 |
51,72 |
53,07 |
47,18 |
52,35 |
48,65 |
итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В зависимости от возраста респонденты тоже придают компонентам разное значение. На черты характера одинокого человека чаще обращают внимание люди в возрасте от 40 до 50-ти лет (22,97% от всех элементарных обоснований этого компонента), компонент «Общение» также выделяют они (21,63%). О поведении одинокого больше всего говорят респонденты старше 60-ти лет (23,37%), они же называют большее число причин ощущения одиночества (22,93%).
Выше уже говорилось о том, что ведущими компонентами образа одинокого человека были определены «Характеристики одинокого человека» (28,13%), «Общение» (16,62%) и «Причины одиночества» (13,53%). Распределение ответивших по возрастам почти не отличается от общей картины. Только у респондентов 20-30-ти лет на второе место выходят причины (15,01%). А у людей в возрасте от 50-ти до 60-ти лет на третьем месте кроме причин находится еще и компонент «Отношение к одинокому человеку» (по 14,20%).
Полученные данные (табл. 5) позволяют также сравнить структуру ядра образа у одиноких и неодиноких в настоящее время людей с общим распределением. Респонденты, положительно ответившие на вопрос «Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период жизни?», уделяют большее внимание компоненту «Характеристики одинокого человека» (28,03%), на втором месте у них стоит компонент «Общение» (17,30%), как и в общем распределении, но третьим ведущим компонентом является не «Причины одиночества», а «Отношение к одинокому человеку» (14,01%). У респондентов, которые не чувствуют себя в данный период одинокими, структура ядра совпадает с общей, но компоненту «Причины одиночества» они уделяют большее внимание (16,05% в отличие от 13, 53% в общем распределении).
Таблица 5
Распределение компонентов образа одинокого человека у различных групп респондентов, в %
Чувствуете ли Вы себя одиноким в данный период жизни? |
любой может испытывать одиночество |
никогда не испытывал одиночества |
одинокому дано |
общение |
ощущение одиночества |
поступки, поведение одинокого |
причины одиночества |
характеристики одинокого человека |
отношение к одинокому человеку |
один |
Итого |
Да |
3,29 |
0,00 |
3,81 |
17,30 |
5,19 |
10,03 |
12,46 |
28,03 |
14,01 |
5,88 |
100,00 |
Нет |
2,62 |
1,02 |
3,81 |
16,51 |
5,35 |
10,93 |
16,05 |
28,80 |
10,98 |
3,93 |
100,00 |
Затрудняюсь ответить |
4,97 |
0,00 |
7,73 |
14,36 |
4,97 |
6,08 |
11,60 |
32,60 |
13,26 |
4,42 |
100,00 |
Респонденты, которым чувство одиночества не знакомо даже по прошлому опыту, чаще всего перечисляют характеристики одинокого человека, этот компонент у них «тяжелее», чем в общем распределении - 29,17%, а компоненту «Общение» эти респонденты уделяют гораздо меньшее значение - 14,90% в отличие от 16,62% в общем распределении. Компонент «Причины одиночества» выделяют 16,99% респондентов, которые не испытывали чувства одиночества никогда. У респондентов, которым одиночество знакомо по прошлому опыту, распределение почти совпадает с общим (табл. 6)
Таблица 6
Распределение компонентов образа одинокого человека у групп респондентов с различным опытом переживания одиночества, в %
Знакомо ли Вам чувство одиночества по прошлому опыту? |
любой может испытывать одиночество |
никогда не испытывал одиночества |
одинокому дано |
общение |
ощущение одиночества |
поступки, поведение одинокого |
причины одиночества |
характеристики одинокого человека |
отношение к одинокому человеку |
один |
Итого |
Да |
3,24 |
0,18 |
4,18 |
17,02 |
5,30 |
10,95 |
14,37 |
28,74 |
12,01 |
4,00 |
100,00 |
Нет |
2,24 |
2,24 |
4,49 |
14,90 |
4,81 |
9,13 |
16,99 |
29,17 |
11,54 |
4,49 |
100,00 |
Затрудняюсь ответить |
3,64 |
0,91 |
1,82 |
14,55 |
7,27 |
9,09 |
18,18 |
29,09 |
8,18 |
7,27 |
100,00 |
Проведенное исследование подтвердило познавательные возможности метода неоконченных предложений. Эта методика позволила определить субъективные смыслы понятий, которыми оперируют люди, говоря о проблеме одиночества и значения понятий «одиночество» и «одинокий человек» для респондентов.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991.
Анастази А. Психологическое тестирование – М.: Педагогика, 1982. – Т.2.
Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 2.
Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Бурлов А.В. Метод неоконченных предложений в социологии: стратегии использования и логика анализа данных. Дис.канд. социол. наук - М.: 2001.
Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа «культурный человек» // Социология: 4М. – 1997. – №9.
Данилова Е.Н., Ядов В.А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.
Демин А.Н. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле // Социология: 4М, 1999. - №11.
Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Семейная самоидентификация в кризисном обществе (Опыт использования техники семантического дифференциала) // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Прикладная психология. 1998. - №5.
Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Климова С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Климова С.Г. Динамика социальной структуры города: ценностные основания // Социологические исследования. 1993. - №11.
Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4М. 1995. - №№5-6.
Климова С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 1.
Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1999.
Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1993.
Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я?» // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова – М.: ИС РАН, 1994. Книга 1.
Краткий психологический словарь - М.: Политиздат, 1985.
Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Текстыю – М.: Издательство Московского университета, 1984.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации – Петрозаводск: Издательство «Петроком», 1992.
Назарчук Е.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В.А. Ядова –М.: ИС РАН, 1994. Книга 2.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М.: Издательство Московского университета, 1987.
Ольшанский В.Б. Становление метода неоконченных предложений в Советском Союзе 70-х годов // Социология: 4М. 1997. - №9.
Психология личности. – Т. 2 – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1999.
Пузанова Ж.В. Одиночество (опыт философско-социологического анализа) – М.: Издательство «Уникум-Центр», 1998.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) – М., 1999.
Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социология: 4М. 1999. - №11.
Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. – М.: Научный мир, 2000.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Толстова Ю.Н. Роль моделирования в работе социолога: логический аспект // Социология: 4М. 1996. - №7.
Философский энциклопедический словарь – М., 1989.
Хараш А. Психология одиночества // Педология, 2000. - №4.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова – М.: Издательство Московского университета, 1994.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – М.: Добросвет, 1998.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru