Политика сдерживания инфляции в регионах осуществляется за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также повышения насыщенности продукцией товарных рынков региона.
Важным рычагом финансового регулирования является ценообразование. Ценообразование заключается в установлении цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги подведомственных предприятий и организаций, а также в участии в принятии федеральных решений на ограниченный круг товаров (работ), реализуемых на территории регионов.
Субъекты федерации своими нормативными актами устанавливают тарифы на продукцию (работы, услуги), производимую региональными государственными предприятиями и организациями. В частности, региональными нормативными актами утверждаются тарифы на услуги автомобильного транспорта, тарифы на перевозки пассажиров в пригородном сообщении, пределы цен на отдельные виды товаров и услуг.
Порядок и принципы ценообразования могут регулироваться специальным региональным законом.
Например, Закон Республики Башкортостан “О ценообразовании” от 9 июля 1997г. определяет государственные органы, осуществляющие регулирование цен, к которым относятся Государственное Собрание, Глава Республики и Кабинет Министров Республики. В законе указываются основные принципы ценовой политики и регулирования цен:
— обеспечение экономической обоснованности затрат, уровня рентабельности производства товаров;
— учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам года работы — за период действия ранее утвержденных цен;
— учет качества потребительских свойств и социальной значимости товаров;
— учет рыночной конъюнктуры;
— влияние цен на объемы и эффективность производства.
Законом определены те виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование цен:
— социально значимые товары (перечень утверждается Кабинетом Министров Республики);
— продукция естественных монополий,
— отдельные товары, производимые хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара более 35%.
Регулируемая цена может быть ниже экономически обоснованной, если существует решение о возмещении разницы субъектам ценообразования из бюджета соответствующего уровня.
В Законе определен механизм государственного регулирования цен.
Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных предельных цен или предельных коэффициентов повышения цен, предельных уровней рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, декларирования изменения цен (тарифов).
Косвенное регулирование включает льготное налоговое обложение, кредитование, предоставление субсидий, дотаций, компенсаций из бюджетов соответствующего уровня.
Если предусмотренный Законом порядок установления регулируемых цен не обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам экономически обоснованный уровень цены, им предоставляются дотации за счет средств бюджета соответствующего уровня. Расходы на дотации в связи с введением прямого регулирования цен учитываются в этих бюджетах отдельной строкой.
При введении фиксированных цен хозяйствующие субъекты обязаны реализовывать товары по этим ценам. При установлении тарифов предельный коэффициент повышения цен не должен быть выше установленной предельной величины.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан основаниями для принятия решений о применении конкретных методов ценового регулирования могут являться результаты анализа деятельности хозяйствующих субъектов, сложившейся конъюнктуры рынка с учетом стимулирующей роли конкретных методов повышения качества товаров и удовлетворение спроса на них.
В процессе анализа оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
— издержки (заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи и др.);
— прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам,
— государственные дотации и другие меры государственной поддержки;
— уровень использования производственных мощностей хозяйствующих субъектов;
— сохранение достигнутого уровня объемов их производства.
Закон Республики Башкортостан “О ценообразовании” разграничивает полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование цен.
Государственное Собрание Республики: принимает законы по вопросам регулирования ценообразования и осуществляет контроль за их исполнением. Глава Республики утверждает концепцию регулирования ценообразования с учетов уровня экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики, а также делает поручения органам исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Кабинет Министров Республики утверждает концепцию ценовой политики и проводит ее, устанавливает регулируемые цены, коэффициенты скидки и надбавки на товары, определяет порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен.
Органы местной власти могут регулировать цены на товары в пределах предоставленных им полномочий, привлекать к административной ответственности виновных в нарушении государственной дисциплины цен, а также обеспечивают проведение на своей территории единой политики цен, организацию контроля за правильностью установления тарифов, наценок и скидок.
Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели обладают правом:
— самостоятельно формировать цены на товары, за исключением случаев применения регулируемых цен;
— получать в органах государственного регулирования цен информацию о нормативных актах по вопросам ценообразования;
— обжаловать в установленном порядке действия этих органов.
Хозяйствующие субъекты обязаны:
— соблюдать государственную дисциплину цен;
— обеспечивать беспрепятственный доступ работников государственных органов, осуществляющих регулирование цен, к документам, необходимым для выполнения их полномочий;
— предоставлять достоверные сведений компетентным органам и выполнять их решения, принятые в пределах установленных законодательством полномочий.
Предприятия, находящиеся в региональной собственности, могут использоваться органами власти субъекта Федерации в качестве эффективных инструментов региональной экономической и социальной политики. В некоторых случаях монополия под контролем органов власти региона позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития.
При этом необходимо учитывать, что большое число предприятий в собственности региона при недостаточном уровне оплаты услуг или при резком увеличении производственных издержек, например, из-за повышения цен на электричество или транспортные перевозки, может привести к возникновению задолженности регионального бюджета.
Органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые предприятиями, принадлежащими субъекту Федерации. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости оказания, при этом для отдельных видов услуг в цену закладывается определенная норма прибыли. В целях увеличения доходов регионального бюджета или для ограничения потребления в цену услуг может закладываться повышенная норма прибыли.
Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы органы власти могли оперативно путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической политики тарифы могут быть дифференцированы по группам потребителей: промышленность, организации социальной сферы, население с различным уровнем дохода.
По отношению к отдельным группам потребителей в целях стимулирования определенных видов экономической деятельности или в целях социальной поддержки могут вводиться пониженные тарифы. Оказание услуг по льготным тарифам может финансироваться либо за счет средств регионального бюджета, либо за счет повышенных тарифов для определенных категорий плательщиков.
Для эффективного ведения хозяйства региона вся существующая и приобретаемая собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр собственности региона.
Ведение реестра региональной собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении имущества должны регулярно обновляться путем направления соответствующих учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Реестр региональной собственности должен ежегодно предоставляться представительному органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.
Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду региональной собственности состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (обеспечение рыночной продажной цены, арендной платы).
Важным инструментом экономического развития региона являются государственные региональные предприятия и иная собственность, принадлежащая субъекту Федерации. Размер государственной собственности региона должен быть необходимым и достаточным для осуществления органами власти функций и полномочий, закрепленных действующим законодательством.
В соответствии с законом Орловской области “О государственной собственности Орловской области” от 28 апреля 1997 г. государственная собственность области и находящиеся на ее территории федеральная или иная собственность (переданная Орловской области во владение, пользование и распоряжение), земля и другие природные ресурсы составляют экономическую основу деятельности органов государственной власти области.
К государственной собственности Орловской области отнесено:
— имущество, переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти и т.п.;
— имущественные и личные неимущественные права, информация, интеллектуальная собственность, принадлежащие области;
— денежные средства, ценные бумаги, финансовые активы и иное имущество.
Средства регионального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют областную казну.
Например, в Орловской области закреплены соответствующие организационно-правовые формы использования региональной собственности:
— областное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения;
— некоммерческое учреждение на праве оперативного управления;
— предприятие со смешанной формой собственности;
— совместное предприятие.
Данным законом регламентируется изъятие для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли, когда такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на недвижимость, а также приобретение в собственность региона имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам (национализация), с возмещением его стоимости и других убытков в порядке, установленном федеральным законодательством.
В отдельных субъектах Федерации приняты нормативные правовые акты, содержащие характеристику региональных унитарных предприятий, порядок создания, государственной регистрации и лицензирования деятельности.
Так, в законе Свердловской области “О статусе областям государственного унитарного предприятия” (в ред. от 19 ноября 1998 г.) региональное (областное государственное) унитарное предприятие определяется как самостоятельная коммерческая организация, образованная для производства и реализации продукции, работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.
Предметом деятельности регионального унитарного предприятия является производство продукции, выполнение работ и оказанные услуг в соответствии с уставом. Помимо основной деятельности, предусмотренной уставом, унитарное предприятие ведет хозяйственную деятельность в социальной сфере. В установленном законодательством порядке оно вправе осуществлять совместную деятельность с другими предприятиями.
По своим обязательствам региональное унитарное предприятие несет ответственность всем находящимся у него на праве хозяйственного ведения имуществом. Субъект Федерации не несет ответственности по обязательствам предприятия. Унитарное предприятие самостоятельно отвечает за нарушение законодательства.
Иной статус имеют бюджетные организации.
Региональное бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти субъекта Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из регионального бюджета или бюджета государственного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Региональные бюджетные учреждения наделяются государственным имуществом на праве оперативного управления и не имеют статуса федерального казенного предприятия. Данные учреждения не могут получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов и случаев неполного финансирования (менее 75% от установленного объема) или задержки финансирования более чем на два месяца.
В указанных случаях неполного финансирования или задержки финансирования учреждение может самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджета и уточнять смету доходов и расходов с уведомлением распорядителя бюджетных средств и органа, исполняющего бюджет.
Законодательством субъектов Федерации часто регламентируется статус конкретных региональных государственных организаций. Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа “О региональной государственной страховой компании” от 3 ноября 1997 г. закрепляет принципы и условия создания региональной страховой компании (РСК), на которую возлагаются обязанности по страхованию всех видов обязательного страхования, определяемых законодательством автономного округа.
К числу основных задач региональной страховой компании относятся:
— уменьшение бюджетных потерь по компенсации убытков, образующихся в случае неплатежей субъектов предпринимательской деятельности в бюджет автономного округа и невозвратов полученных кредитов, за счет целевых страховых резервов при страховании инвестиционных кредитов;
— создание дополнительных финансовых гарантий стабильной инвестиционной деятельности для предпринимателей и иных лиц на территории автономного округа;
— накопление финансовых средств в страховых резервах с целью укрепления материальной основы инвестиционной деятельности на территории автономного округа и его социально-экономического развития;
— создание необходимых финансовых гарантий возвратности, предоставленных органами государственной власти автономного округа субъектам предпринимательской деятельности инвестиционных и иных кредитов.
Одним из видов деятельности РСК является обеспечение обязательств страхования отдельных видов рисков с целью защиты государственных интересов и инвестиционных прав субъектов инвестиционной деятельности, в том числе в сфере недропользования. РСК осуществляет страхование рисков загрязнения окружающей среды и производственных аварий через систему защиты, рисков нарушения систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов автономного округа.
Важным инструментом управления социально-экономической сферой региона являются банки. С точки зрения экономической целесообразности обслуживание в одном или нескольких коммерческих банков на правах клиента для субъекта Федерации невыгодно. Бюджетные средства региона, концентрируясь на счетах коммерческого банка, будут способствовать только получению дополнительных доходов собственниками банка.
Оптимальным для региона можно считать владение контрольным пакетом крупного регионального банка. В таком случае субъект Федерации сможет сконцентрировать на счетах банка значительный объем денежных средств. Данные средства можно будет использовать так, как это будет являться целесообразным с точки зрения социально-экономической политики (получение дополнительной прибыли, кредитование стратегически важных инвестиционных проектов в регионе и т.п.). Средства региона, находящиеся в таком банке, будут находиться под контролем соответствующих органов власти, что снижает риск неплатежа. В качестве положительного примера использования таких банков можно привести опыт Банка Москвы и Башкредитбанка, осуществляющего функции регионального банка для Республики Башкортостан.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/