Василий Валевич
То, что здесь написано - напоминает научную статью. Если бы кто-то попытался описать научным языком картины Рембрандта или фуги Баха, то получилось бы бог знает что. Но научный язык позволяет оформить мысль и передать её на расстояние. Бизнес - это искусство. А всякое искусство выше науки, поскольку использует науку для своих практических целей. Научный текст не может передать живой дух бизнеса. Невозможно описать технологию предложениями типа "здесь мы ставим чёрточку" или "здесь надо усомниться". Такие нюансы невозможно полностью описать, но их можно легко объяснить "на пальцах". В жизни всё гораздо проще. Наши технологии действуют очень легко. Они применяются на частных фирмах и имеют хорошие рыночные перспективы.
Крупнейший специалист в области математической логики Стефен Клини [1] пишет, что для настоящего понимания духа предмета необходимо овладение определениями. Кроме того, используя традиционное деление языка на “язык-объект” и “метаязык”, он называет последний языком исследователя [2].
В качестве метаязыка (т.е. языка исследователя) удобно использовать естественный язык, учитывая его богатые возможности. В качестве языка-объекта могут выступать иностранные языки (английский, немецкий, французский), языки программирования (Basic, Pascal, C++), язык бизнеса (бухучет) и т.д.
Семантика – это значение слов. А слово – это расстояние между двумя пробелами [3]. Семантику языка-объекта удобно истолковывать через семантику метаязыка. Для выяснения семантики метаязыка (т.е. естественного языка) мы, в основном, используем толковые словари (для русского языка это словарь Ожегова [4], для английского – словарь Вебстера [5]). Хотя, часто в специальных словарях мысль формулируется более точно.
В наших формулах мы оперируем двумя основными понятиями – понятием “метод” и понятием “результат” (формулы 1 и 2):
Более подробно можно прочитать об этих формулах у Ю.В.Ивлева [6] или у В.И. Кириллова и А.А. Старченко [7]. “Метод” определяется как “…путь, способ достижения определенных результатов…” [8]. Чтобы лучше понять, что подразумевается под методом, можно воспользоваться классификацией В.Д. Паронджанова [9], который делит все знания на декларативные и технологические. В декларативных знаниях могут неявно содержаться технологические, и наоборот. Технологическое знание – есть метод достижения результата.
Кроме того, необходимо разделять разрабатывание метода и применение метода. Это две разные операции, которые входят в формулу под общим названием “М” (метод). Следовательно, все, что создало результат, есть метод.
Формулы 1 и 2 являются формулами логики. В первой формуле применены зачеркнутые буквы М и Р. Черта является знаком отрицания, что читается соответственно “не-P” и “не-M”. Выражение “M P” на естественном языке читается “метод даёт результат” и показывает причинную связь, где М – причина, а Р – следствие.
В привычной школьной математике длинная черта, что разделяет каждую из формул, указывает на дробь. Однако в логике и, соответственно, в наших формулах она является знаком следования и на естественном языке читается “следовательно”, либо заменяется языковой конструкцией “если…., то…”.
Таким образом, на естественном языке наши формулы можно читать так:
“Если существует причинная связь, где метод даёт результат, и при этом нет нужного результата, то метод его получения не годится. Необходимо изменить метод”. Это формула 1.
“Если существует причинная связь, где метод даёт результат, и при этом найден правильный метод, то результат будет”. Это формула 2.
Приведенные формулы имеют широкое применение. Они применимы для достижения экономических, политических, научных, творческих и любых других результатов. Они применимы везде, где нужны результаты. Если говорить о бизнесе, то эти формулы являются формулами первоначального накопления капитала. Они действуют до того, как начнет работать всеобщий закон капиталистического накопления [10].
Любой закон природы может “играть” за нас или против нас. Если считать действие всеобщего закона капиталистического накопления, играющего “за нас” результатом, то наши формулы говорят о том, что в природе существуют методы первоначального накопления. Такие методы, которые годятся для данного конкретного индивида с его конкретными ограниченными ресурсами.
Именно по такой схеме российские олигархи создали свое состояние. И именно по такой схеме действовали американские миллионеры в первом поколении. Мы исключаем разбогатевших за счет получения наследства как случайность, поскольку нас интересует закономерность.
Для практического применения наших формул необходимо заглянуть в собственный бумажник.
Если денег нет, то метод зарабатывания не годится (формула 1). И наоборот, если найден правильный метод, то деньги будут (формула 2).
Для самоорганизации удобно использовать блокнот-ежедневник (табл. 1). Операция занимает считанные секунды. Выполняется операция при помощи простого карандаша и ластика тогда, когда в течение рабочего дня есть эти несколько секунд.
Таблица 1. Пример записей в блокнот-ежедневник
Метод |
Результат (факт / план) |
||
8:00 | Начало | $5/… | |
... | ... | …/… | |
+ | 14:00 | Реализовать продукцию | …/… |
- | 14:30 | Купить оборудование | …/… |
+ | 15:00 | Придумать новый способ зарабатывания | …/… |
+ | 15:30 | Придумать новый способ придумывания способов | …/… |
16:00 | Применить “мозговой штурм” | …/… | |
… | ... | ... | …/… |
22:00 | Конец | …/ $100 млрд |
Такая “мгновенная оценка бизнеса” взятая в динамике фокусирует внимание на ключевом экономическом противоречии, что приводит к мгновенной смутной догадке о том, как исправить ситуацию. Повторение операции уточняет мысль. Мысль становится более ясной, конкретной, реалистичной. В тот момент, когда вероятность осуществления мысли достигает значения “единица”, происходит маленькая реорганизация доступных ресурсов (факторов), влияющих на результат. В течение месяца накапливается много таких микрореоганизаций. В какой-то момент количество переходит в качество и система выполняет качественный скачок.
Применение указанных формул есть способ ведения конкурентной борьбы. Любое решение в бизнесе влияет на конкурентоспособность, однако исход конкуренции зависит от скорости применения формул. Скорость применения определяется скоростью решения множества как общих, так и частных задач, большинство из которых не допускают решения в автоматическом режиме и требуют изобретательности.
По мнению В.В. Мартынова [11], всякая изобретательская задача является семантической задачей. Семантика, как мы уже говорили, это значение слов. На заседании научного клуба В.В. Мартынов делал доклад о семантике. Мной был задан вопрос автору доклада “как соотносятся изобретательские задачи и задачи организации и управления?”.
Виктор Владимирович ответил, что любую задачу можно рассматривать как изобретательскую, в том числе и организационную или управленческую. И тогда внезапно появилась мысль о том, что было бы здорово расширить содержание ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и “изобретающей машины” экономическими, юридическими, финансовыми и другими подобными эффектами. Получится экспертная система, пользователями которой являются директора частных фирм, банкиры, частные инвесторы – люди, которые кровно заинтересованы в достижении финансовых результатов.
Поскольку на любом предприятии основные резервы конкурентоспособности находятся в области улучшения организации и управления, то такой продукт качественно повышает конкурентоспособность фирмы. И чем острее будет конкуренция, тем выше будет спрос на такой продукт, поскольку обостряется потребность в новых способах ведения конкурентной борьбы.
Скорость достижения финансовых результатов и исход конкурентной борьбы зависят от скорости самоорганизации и самореорганизации. Такая экспертная система повысит скорость решения организационных задач.
Корпоративную Америку сейчас сотрясают финансовые скандалы. Доверие инвесторов к финансовой системе США пошатнулось. Почему бы ни предложить лидерам бизнеса гибкий инструмент для изобретения стратегии.
Существуют банкиры, директора фирм, которые обеспокоены сценариями развития своего бизнеса. Тема слишком обширна. Из этого следует, что указанный продукт способен повлиять на характер мировой конкуренции.
Уже Платон знал, что мышление диалогично. Для выработки новых методов и для оживления существующих книжных методов, необходимо общение. Много общения. Общения по поводу технологических знаний, схем финансирования, исходных кодов, технологий продаж, технологий управления, природных эффектов. Такое общение желательно резюмировать простым и ясным планом действий, состоящим из нескольких пунктов. Если план срабатывает, то мы, получив результат, берем его на вооружение. Если план не срабатывает, то мы просто меняем план, поскольку он сам себя опровергает. Все очень просто. Через общение вероятность нахождения правильного метода повышается и стремится к единице. Именно общение оживляет все это.
Клини С. Математическая логика. Пер.с англ. – М.: Мир, 1973. – с. 9
Клини С. Математическая логика. Пер.с англ. – М.: Мир, 1973. – с. 12
Мартынов В.В. Основы семантического кодирования – Мн.: ЕГУ, 2001. – 140 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., - М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Webster’s Third New International Dictionary. G. & C. Merriam Co. Springfield, Massachusetts, USA, 1971.
Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Логос, 1997. – с. 75
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – Изд. 5-е. – М.: Юристъ, 1998. – с.146
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.:Наука, 1975. - с.348
Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001. – 360 с.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.I. Кн. I. Процесс производства капитала. – М.: Политиздат, 1988. – с. 626
Мартынов В.В. Основы семантического кодирования – Мн.: ЕГУ, 2001. – 140 с.