Давно отцами стали дети,
но за всеобщего отца
мы оказались все в ответе, и не видать еще конца.
Твардовский
В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также ряда других проблем.
В печати появлялись и продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему по- прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому, что проблемы того времени мы во многом ощущаем как проблемы, имеющие самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню.
Несколько лет назад большой интерес вызывал роман Рыбакова "Дети Арбата". Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. "Дети Арбата" - это роман о столичной молодежи тридцатых годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, каждое слово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании.
Сегодня нам легко судить тридцатые годы, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин был в то время больше, чем икона. Сталин - страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам лично он знал очень малую часть, но вся вина его заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него - только материал для достижения цели.
В романе "Дети Арбата" Рыбаков пытается раскрыть психологию этого человека. Сталин считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Это людоедская теория лишь прикрывает главное - желание беспредельной власти. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского "Преступление и наказание" о "сильных мира сего" и "тварях дрожащих". В России возникает целая плеяда палачей, где главной фигурой становится следователь.
В "Детях Арбата" следователь Дьяков верил "не в действительную виновность, а в общую версию виновности". Он запутывает Сашу Панкратова, то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. Ведь "хорош" тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставит подписать признание несуществующих преступлений. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.
Другим произведением, посвященным теме сталинизма, является роман Замятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман написан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, по специальности инженер- кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество - это не просто "винтики" в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человечеством.
В романе "Мы" в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, где показывается мечта "сильных мира сего" о людях-роботах. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье", а это "счастье" - в отказе от своего "Я" и растворении в безличном "Мы". Интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая согласно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - это предупреждение об огромной опасности, грозящей человечеству: власти машин и власти государства. Замятин как бы заранее предсказал события истории нашей страны. Писатель показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой, и разгул преступности, которая продолжается сейчас.
Произведения, подобные роману Рыбакова "Дети Арбата" и роману Замятина "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Это произведения - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое общество хотят превратить в "винтики". Такие книги несут свет в нашу жизнь.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru