Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Бобылева, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Проблема полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури и т.д., влияют на адаптивную перестройку организма ребенка, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу [4, 12]. В своих исследованиях академик В.П. Казначеев [4] показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 6-12 лет являются "переселенцами первой-второй волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.
Особое значение эта проблема имеет для детей с задержкой психического развития (ЗПР) [11, 5].
Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия [9]. В клинике ЗПР проявляется в снижении критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости [2, 3, 6 - 8]. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
Для того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с детьми ЗПР церебрально-органического генеза (ЦОГ), необходимо знать истинную картину причин отставания психического и физического развития имеющегося контингента.
В работе использовались метод теоретического анализа, педагогического исследования, оценки физического развития и психических функций, экспериментальные методы, методы математической статистики. В исследованиях отражен сравнительный анализ физического развития, двигательной подготовленности и координационных возможностей детей с ЗПР ЦОГ и их сверстников, проживающих в Средней полосе России и в районах Крайнего Севера.
В обследовании принимали участие дети с нормальным развитием, и дети с ЗПР 5-6-х классов средней школы № 4 и общеобразовательной средней школы № 1 п. Коротчаево Новоуренгойского района Тюменской области. Всего - 164 ребенка.
При рассмотрении данных табл. 1 обращает на себя внимание тот факт, что практически все показатели физического развития детей, имеющих ЗПР и проживающих на Крайнем Севере, значительно ниже, чем у их сверстников, не говоря уже о детях, проживающих в Средней полосе России.
При обследовании этих же детей на предмет биологической зрелости оказалось, что 82% школьников этого возраста относились к группе с замедленным темпом прорезывания постоянных зубов (11 - 12 постоянных зубов, вместо 14 - 21 зуба).
Необходимо отметить, что и 12-летние дети с ЗПР существенно отстают от своих сверстников. Следовательно, переходный процесс адаптации у детей с ЗПР, проживающих на Крайнем Севере, растянут во времени, а, соответственно, для их полноценного развития к ним требуется особый подход.
При этом следует отметить, что общая заболеваемость у детей с ЗПР почти на 50% выше, чем у нормально развивающихся сверстников.
Анализ данных двигательной подготовленности (табл. 2) показывает, что ЗПР негативно сказывается и на этих показателях.
Так, если у нормально развивающихся детей Крайнего Севера все исследуемые характеристики, кроме качества быстроты (бег 30 м) и общей выносливости (6-минутный бег), не отличаются от таковых у детей Средней полосы России, то у школьников с ЗПР все эти показатели значительно хуже. При этом у детей с ЗПР снижение общей выносливости обусловлено ухудшением аэробных функций, в результате чего максимальное потребление кислорода (МПК) при выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре (функциональной пробы PWC170) снижено более чем на 28%. Это может быть обусловлено тем, что в период полярной ночи содержание гемоглобина у детей достоверно снизилось с 121±6 до 106±7 г/л (р