Данилюк Евгения Филипповна, Данилюк Анатолий Иванович
Победная поступь научно-технического прогресса решила очень много проблем во всех отраслях человеческой жизни, но создала и немало новых и обострила целый ряд старых. Среди последних выплыла на первый план проблема неотложного усиления гуманитаризации образования, которая еще какие-то полстолетия назад большинством педагогов считалась совсем даже не проблемой, а только одним из рядовых вопросов далеко не первой очереди.
Педагоги всех развитых стран мира тогда получили срочный социальный заказ – ускорить распространение научно-технических знаний. Страна, опережающая соседей в научно-техническом образовании, неизбежно опережала их и во всем другом. Это был один из итогов последней мировой войны. Поэтому не зря после запуска первого искусственного спутника Земли президент Соединенных Штатов Америки немедленно вызвал к себе министра образования (а не министра обороны) и именно его (а не министра обороны) спросил, почему первый запуск осуществлен не в Соединенных Штатах и что необходимо, чтобы исправить положение. Газетчики смаковали это событие на все лады, но президент, в отличие от них, не был дилетантом. Он точно знал, кого и о чем спрашивать.
А радостно возбужденные толпы во всем мире рукоплескали чудесам. Они, как и тысячи лет тому в древнем Риме, жаждали хлеба и зрелищ, и они их получали, восторженными криками заглушая одинокие вопли ужаса и боли. Так уже устроен наш мир, что прогресс не бывает без жертв. Эта бесспорная испоконвечная констатирующая истина продолжала использоваться не только для констатации фактов, но и для оправдания виновных. Победителей же не судят. Это тоже истина, полное понимание которой начало приходить к нам только после опустошительных войн с многомиллионными жертвами, после адских все испепеляющих ядерных взрывов и десятилетий сумасшедшей гонки вооружений. Действительно, не судят, потому что чаще всего – некому. И кто знает, не перекрыла ли последняя гонка вооружений все последние войны по отрицательным последствиям и количеству потраченных зря человеческих жизней?
И все только потому, что из многих возможных комбинаций элементов физического мира только некоторые являются удачными и полезными для нас. Поэтому, к сожалению, для разрушения любых объектов всегда необходимо несравненно меньше сил и знаний, чем для их создания. В этом – основная объективная причина всех людских бед и несчастий. Прогресс науки и техники дает возможность конкретному отдельно взятому человеку привлекать к своей деятельности силы и ресурсы других людей и природы, резко увеличивая результативность. Собственно, эта возможность и есть целью научно-технического прогресса, одним из критериев и инструментов развития человеческого общества и необходимым условием и гарантией его дальнейшего существования. Но эта возможность, как и большинство других человеческих инструментов, не имеет встроенных внутренних ограничений-предохранителей в отношении отрицательных результатов применения.
Без обычного ножа трудно представить наш повседневный быт. Топор накормил и защитил от непогоды многочисленные поколения людей и помог создать прекрасные образцы архитектурного творчества. А без огня и колеса просто не было б современной человеческой цивилизации. Перечень можно было бы продолжать без конца, и поэтому невозможно перечислить все то добро, которое принесли людям эти и другие такие простые и такие неоценимо важные изобретения. Но только сумасшедшие и малоумные родители разрешают своим недорослым детям играть ними. И не потому, что дети плохие, а потому, что маленькие милые создания имеют достаточно сил и ума, чтобы воспользоваться такими игрушками, но еще не имеют сил и знаний, чтобы упредить отрицательные последствия своей игры. И если нож, колесо или топор представляют обычно сравнительно небольшую опасность сами по себе, то самонарастающая неуправляемая химическая реакция окисления, начатая обычной маленькой спичкой, способна принести страшную неисправимую беду как самому ребенку, так и большому количеству других людей.
Пример с детьми и спичками прекрасно иллюстрирует коренную сущность проблемы, создаваемой техническим прогрессом. С одной стороны, существует объективная необходимость повышения эффективности деятельности человека, как необходимое условие его выживания при отрицательных воздействиях среды, и, с другой стороны, существует опасность ухудшения положения человека вследствие собственных действий при неумелом использовании слишком эффективных средств. Понимание этой опасности привело к созданию целой системы предохранительных мер и устройств в разных отраслях человеческой деятельности. К ним можно отнести правила гигиены и санитарии в медицине, правила техники безопасности в промышленности, экологию и охрану природы, юриспруденцию, мораль и этику, всяческие должностные инструкции, серьезные и даже шуточные наставления детям и молодым людям в устном народном творчестве и т.п.
Таким образом, было б ошибкой утверждать, что человечество полностью игнорирует проблему и закрывает на нее глаза. Однако огромное количество катастроф техногенного характера, войн и преступлений с использованием технических средств, просто несчастных случаев и т.п. однозначно свидетельствуют о явной недостаточности принятых мер для ее решения. Они явно отстают от научно-технического прогресса в создании общественного иммунитета против подобных отрицательных явлений, и появление высокоэффективных технических новинок создает неотложную потребность немедленного сокращения этого отставания.
Это отставание обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. К объективным принадлежит естественное запаздывание во времени между созданием любого образца новой техники или технологии и получением достаточного количества информации о его положительных и отрицательных свойствах, а также необходимыми затратами времени на разработку и развертывание средств противодействия их отрицательной части. Следует отметить, что отрицательные свойства, как правило (когда речь не идет, естественно, об оружии), имеет не образец сам по себе, а только его взаимодействие с другими элементами окружающего мира. Это вызвано тем, что отрицательные свойства творец (конструктор) закладывает только в образцы оружия. Поэтому сущность проблемы сводится к тому, чтобы каким-то образом не допускать такого внепланового и нежелательного взаимодействия научно-технических новинок с другими элементами мира, а не к исключению любого взаимодействия, что нежелательно и невозможно в принципе.
Уменьшение объективного временного запаздывания предохранительных мер возможно несколькими путями.
Первый заключается в сознательном плановом ускорении разработки и развертывания предохранительных мер параллельно с разработкой и постановкой на производство нового образца техники или технологии. Этот путь наиболее рациональный и эффективный. Однако он не всегда реален в обществе, где наивысшим критерием деятельности есть прибыль. Материальную заинтересованность производителя в уклонении от исследований и разработки предохранительных мер можно преодолеть только одним способом – вмешательством общества, государства, что требует наличия соответствующих структур в социальном устройстве. Это вмешательство может быть активным, силовым с помощью силовых структур государства, чтобы заставить самого производителя финансировать разработку предохранительных мер, или пассивным полусиловым-полуэкономическим с помощью специальных инвестиционно-страховых структур общества. Лучшим вариантом представляется комбинация обоих способов.
Другим путем уменьшения риска запаздывания предохранительных мер есть сознательное торможение разработки и массового употребления новинок, которое хоть и несколько напоминает известное утверждение о гильотине как лучшем средстве от головной боли, но в некоторых случаях при подтверждении подозрения на повышенную опасность новинки, может оказаться достаточно эффективным. Так, во всем мире под жестким контролем находится не только изготовление оружия, но и авиакосмическая и атомная, химическая и биохимическая, электронная и станкостроительная промышленность и т.п. Для них необходимы специальные лицензии и сертификация производства, гарантии качества и обязательства. Некоторые новинки достаточно защищены от неконтролируемого распространения и применения присущей им науко-, трудо- и материалоемкостью. Решения о торможении новинок принимаются разными людьми с разным социальным статусом, но общим для всех людей и решений является обоснование – соответствующая морально-этическая оценка, что в условиях общества с противоречивыми мотивациями действий не может давать достаточную гарантию от ошибок. И чем на более низком уровне принимаются решения, тем вероятность ошибок больше. Именно поэтому среди крупнейших ученых и изобретателей мира распространился в стихийной форме добровольный отказ от публикации собственных научно-технических достижений, своего рода табу, при отрицательной собственной оценке на данный момент их возможных последствий. Вследствие этого много чрезвычайно эффективных изобретений в области ядерной физики и физики вакуума, химии и биологии, генной и цитоинженерии, электроники и робототехники сегодня еще ждут своего времени, если только не утеряны. Однако очевидно, что способ торможения – это только следствие бессилия, и он может стать опасным и завести в безвыходность, если его применять последовательно ко всем новинкам, как этого, например, требуют противники научно-технического прогресса.
Основным субъективным фактором отставания предохранительных мер от потребностей времени можно считать нежелание значительной части людей учитывать отдаленные последствия своей деятельности и интересы других людей. Именно такое нежелание, эгоизм лежит в основе всего зла на земле. Вред от непонимания последствий действий при прочих равных условиях преимущественно меньше вреда по злой воле. Кроме того, простое непонимание всегда связано с недостаточным умственным или образовательным уровнем и поэтому сравнительно легко выявляется. Его отрицательное влияние на события достаточно существенно и сравнительно легко ограничивается предохранительными системами профессиональных и других допусков к работам и документам, существующими в явном или неявном виде в любых организациях, учреждениях, заведениях и на производствах.
Еще одним эффективным путем упреждения отрицательных последствий научно-технического прогресса можно считать общую профилактику, создание своего рода коллективного иммунитета в обществе против бездумного или преступного использования его результатов. Опасная насыщенность современного общества легкодоступной высокоэффективной техникой требует немедленного принятия предохранительных мер по защите общества от негативных последствий действий его членов. С учетом важности проблемы работа должна вестись на всех возможных направлениях путем обновления и усиления всех существующих предохранительных систем и создания новых, проведения комплекса научно-исследовательских работ и подготовки специалистов, и самое главное – создания благоприятного общественного фона для противодействия отрицательным последствиям научно-технического прогресса на всех уровнях и этапах. На сегодня это можно считать основной общей задачей педагогики и образования. Они должны давать людям не только знания о мире, но и обучать их правилам безопасного поведения в нем, что издавна было их задачей, но что стало особенно актуальным сегодня. На техническом языке это звучит примерно так: образование и воспитание должны давать и массив данных, и алгоритм обработки массива. Эту задачу можно еще сформулировать как задачу ускорения гуманитаризации образования.
Очевидно, что под гуманитаризацией следует понимать не увеличение в вузах и школах количества часов или уроков по так называемых гуманитарным дисциплинам во вред естественнонаучным, не изучение в дошкольных заведениях дополнительных стишков и сказок, которые часто тоже бывают и негуманными, и антиобщественными, не говоря уже о современной литературе, кино, телевидении, которые явно пропагандируют насилие и разврат. Не следует, конечно, впадать и в крайнее пуританство, людям необходим сбалансированный комплекс знаний – это необходимое условие ускоренного развития общества. Однако нельзя допускать, чтобы в юные неподготовленные души с детства закладывался антиобщественный стереотип поведения, чтобы их отравляли, по существу, психологическим ядом. Нельзя допускать неконтролируемого распространения опасных технологий, информации и знаний о возможности, а тем более о допустимости их неконтролируемого использования, как это делают сейчас средства массовой информации с наркотиками и оружием, понижая уровень доступности до уровня умственной недоразвитости.
Содержание гуманитаризации образования и педагогики заключается в том, чтобы знания о недопустимости антиобщественного поведения, об опасности преждевременного владения не только некоторыми предметами, но и определенными знаниями закладывались системой образования, педагогикой раньше, чем молодой человек овладевал ими из других источников информации. Безусловно, что и сами источники такой другой информации должны быть полностью под контролем общества, предметом жесткой “педагогической” цензуры. Фактически, объективную задачу гуманитаризации образования и через нее общества в целом следует понимать как задачу обновления баланса между безопасностью общества и стремительным развитием науки и техники, возможными “несчастными” случаями. Только то государство и общество, которые смогут сбалансировать соотношение научно-технического и гуманитарного образования, смогут рассчитывать на ускоренное бескризисное развитие. Поэтому гуманность должна быть первоочередной задачей всего воспитательного процесса.
Выход видится только в одном. В усиленном распространении знаний о знаниях с целью их гуманитаризации, создания определенных образцов и стереотипов, программ и учебных курсов. Задачу следует решать комплексно.
Известным методом частичного решения этой проблемы является отдаление подрастающего поколения в процессе обучения от старших поколений, носителей старых знаний. Фактически он заложен в основу деятельности всех систем образования, которые отличаются только степенью отдаления детей от взрослых и уровнем квалификации учителей. К сожалению, сегодня средства массовой информации имеют больше времени для отрицательного влияния на подрастающее поколение, чем самые лучшие педагоги, поэтому для быстрой и эффективной гуманитаризации образования необходимо изменить знак их влияния с отрицательного на положительный. Это же касается и гуманитаризации образования взрослых. Хотя отделить взрослых самих от себя в принципе невозможно, однако информация об отрицательных явлениях имеет у них значительно более высокий весовой коэффициент и поэтому легче усваивается ними, чем детьми, которым разница в важности информации еще не так ощутима. Поэтому взрослым остается только правильно подавать информацию, и она будет дальше распространяться сама, создавая тот желаемый фон общественного мнения, который создавал бы существенные препятствия отрицательным последствиям технического прогресса, не мешая положительным.
Законы познания едины для всех и всего, поэтому есть много общего для взрослых и детей в овладевании знаниями, стимулировании, поведении, педагогике, между получением технических и гуманитарных знаний. И то, и другое есть процесс получения информации, создания программы жизнедеятельности человека. Простая игра ребенка – очень показательный пример: сперва – желание видеть, держать, владеть игрушкой, далее – детальное изучение устройства, далее – познание взаимодействия частей и функций как дальнейшее углубление и пополнение (расширение) массива информации о предмете. Очевидно, что все учебные планы должны учитывать цель и психологические особенности обучения как детей, так и взрослых. И на каждом этапе обучения в них должны включаться знания о негативных свойствах рассматриваемого предмета, причем правильное дозирование этих знаний может не только создавать объективное представление о предмете, но и ускорять процесс обучения, вызывая дополнительную заинтересованность.
Подытоживая изложенное, можно считать бесспорным утверждение о назревшей необходимости усиления гуманитаризации образования, педагогики и общества в целом, как противовеса неизбежному нарастанию негативных последствий современного технического прогресса.
Дружинин В.В. и Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). С предисловием акад. Глушкова В.М., “Сов. радио”, 1976.
Миронов В.Б. Техника и человек: Историко-культурный аспект. – М.: Мол. гвардия, 1988.
Вопросы истории естествознания и техники. /Журнал института истории естествознания и техники АН СССР. – М.: Наука. 1980-1991.
Гуманітарна освіта: фактор світової інтеграції /Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. –Частина ІІІ. – Чернівці: “Рута”-“Митець”, 1998.
Науковий вісник Чернівецького університету: Збірник наукових праць. Вип.127. Педагогіка та психологія. – Чернівці: Рута, 2001.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru