Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Представления о строении и развитии личности в психологии сознания

Представления о строении и развитии личности в психологии сознания.

Джемс. Блочная стратегия к строению личности.

Автор первого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие “поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма.

Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.

Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом.

Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки – резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я.

а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.

б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.

Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе – тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).

Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.

Представления о строении и развитии личности в психоанализе.

Фрейд. Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.

Сверх-Я: система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами.

Основные функции Сверх-Я:

Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.

Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.

Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.

Происхождение. Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.

Оно: примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является

Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).

Эго: часть личности, которая обращена к внешнему миру инаходится в прямом и непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека: познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам) и регуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип, которым руководствуется Эго – принцип реальности. Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.

1) Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия – источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная проблема, связанная с психическими переживаниями.

2) Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка к отцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдипов комплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можно попытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями и отношением к своим родителям.

3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально.

Б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Не принимает понятия самости. Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник личностного развития – в прошлом.

Характеристикой личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную.

Адлер. Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности – главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – средства, необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности – целостная система, направленная на достижение цели.

Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте… Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

Врожденное чувство общности. Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления – дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальное существо. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувство общности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой и условием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическое здоровье.

Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

1) Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с тела.

2) Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В них начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля – несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению в социальных контактах.

3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект различает по социальной значимости на:

Лично-ориентированный – самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности;

Разум – реализация чувства общности.

б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Самость – собственно личность. Источник собственно личностного развития – в будущем, это жизненные цели.

Объективный конфликт: стремление к достижению превосходства и чувство общности. Чем более ярко выражено стремление к достижению превосходства конфликт

Э.Эриксон. Двухфакторный подход:

Генетический фактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденной генетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены (эпигенетический принцип).

Социальный фактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этого необходимы надлежащие соответствующие социальные условия.

Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.

По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь.

Стадии:

Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);

Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости ,стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);

Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);

Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);

Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);

Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);

Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);

Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Похожие работы:

  1. • Представления о строении и развитии личности в ...
  2. • Программа курса "Психология личности"
  3. • Представление о личности в общей и дифференциальной ...
  4. • Развитие представлений о смысловых образованиях личности ...
  5. • Развитие личности
  6. • История развития психологии как науки
  7. • Основные историко-эволюционные ориентации в психологии ...
  8. • Развитие личности подростка под влиянием СМИ и ...
  9. • Движущие силы и условия развития личности
  10. • Методика экологического воспитания
  11. • История возникновения представлений о психике
  12. • Понятие личности в социологии и психологии
  13. • Этапы и закономерности развития личности
  14. • Одиночество как психический феномен и ресурс развития ...
  15. • Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая ...
  16. • Становление психологии как науки
  17. • Понятие личности в психологии
  18. • Принцип развития
  19. • Астрономия. Что такое астрономия?
Рефетека ру refoteka@gmail.com