Изучается в школе Курта Левина. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому, по мнению Левина психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов. Первоначально он понимает источник мотивации не внутри субъекта, но и не вовне, а во взаимодействии субъекта с объектом.
Теория поля. Всеобщая мотивационная значимость отражаемых явлений. Он отходит от детерминизма «стимул-реакция». Гештальтпсихологическое объяснение механизмов поведения. В нем должны учитываться вся совокупность факторов, которые отражаются субъектом, представлены ему.
Человек находится (в каждый момент времени) под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, которые вследствие своего взаимодействия составляют мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и способы их достижения.
Формально поведение человека определяется двумя факторами:
V(поведение) = ¦ (Р,U)
P – личностные факторы – мотивационные факторы, инстинные потребности и квазипотребности
U - факторы окружающей среды.
Мотивационные переменные личности делятся на истинные и квазипотребности, которые возникают в ситуации, т.е. при выполнении задания. Потребность - это результат взаимодействия внешнего с внутренним. Истинные потребности - устойчивые, длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении, возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Как только человек оказывается в какой-то ситуации, то у него возникает квазипотребность (ситуативная мотивация) - это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). Квазипотребность – напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) - эксперименты по прерыванию действия – потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник по незавершенным действиям). Закономерности протекания истинных и квазипотребностей одни и те же.
Ситуация - целостное представление субъекта о том окружении, в котором он находится в настоящий момент. Поведение субъекта происходит не в объективной ситуации, а в той, какой он ее имеет в своем воображении – наше знание об объекте – субъективное…
Предметы в окружающем мире имеют валентность - побудительная сила предмета (притягательность, отталкиваемость, требовательный характер объекта - в сказке об Алисе пирожок кричит: «Съешь меня!», пузырек кричит: «Выпей меня!»). Валентность объектов возникает в момент появления у субъекта квазипотребности. От субъекта к объекту начинают исходить силы (притяжения или отталкивания). Валентность - характеристика величины силы притяжения или отталкивания.
Притяжение: 1) Объекты, имеющие статус цели; 2) Способствующие достижению цели.
Отталкивание: объекты, препятствующие достижению цели. Поведение строится исходя из всех динамических соотношений данной ситуации. При этом ситуация может ослабить побуждающую силу предмета.
Валентность зависит от потребностей (напряжений личности). Но некоторые предметы имеют самостоятельную валентность (не зависят от напряжений личности – не имеют потребностного смысла). Валентность порождает силы. Сила – векторная величина, и поэтому характеризуется – направлением, величиной и точкой приложения. Сила не прямое следствие валентности (зависит от внешних условий). Силы находятся во взаимодействии. Совокупность сил образует силовое поле – которое реально определяет поведение субъекта (полевое взаимодействие сил).
Основные характеристики силового поля (в теории Левина):
1) Поведение человека рассматривается в целостной ситуации; человек действует в силовом поле.
2) Поле является феноменальной, а не объективной ситуацией (человек действует из своего понимания ситуации).
3) Движущей силой поведения являются динамические силы, которые возникают в связи с принятием субъектом намерения действовать.
4) Поведение определяется ситуативными факторами, которые действуют здесь и сейчас, актуальное поле.
5) Теория становится универсальной, с помощью нее можно объяснить частные конкретные ситуации.
6) Теория позволяет применять для описания поведения язык математики.
Признак наличия и сохранения квазипотребности - это намерение и сохранение целевой структуру выполняемого действия. Квазипотребность создает эту структуру, которая сохраняется до удовлетворения потребности.
Эффект Зейгарник: демонстрация влияния квазипотребности на эффективность запоминания. В течение получаса испытуемому предлагались разного вида задания – практические – что-то нарисовать, слепить из пластилина, переложить спички на плоскости. Задания несложные, и за полчаса можно выполнить 15-20 заданий (общее количество выходит за пределы рабочей памяти). Прием – некоторые задания она нарочно прерывает – на самом интересном месте. Через полчаса – какие-то действия прерваны, какие-то доведены до конца.
Теперь испытуемого мимоходом спрашивали, какие задания он может вспомнить. Так как первоначально не была дана инструкция к запоминанию, то запоминание здесь непроизвольное. И если он вспоминает какие-то задания, то прежде всего он вспоминает прерванные задания. НЗ/ЗЗ=1.9 (незавершенные действия запоминаются почти в 2 раза лучше). Это связано с тем, что квазипотребность не разряжалась, а сохранялась в виде тенденций к завершению незаконченных действий. Прерванные действия (содержание прерванных действий) непроизвольно запоминаются лучше, чем содержание законченных. Причем даже если испытуемый сразу согласился, то он начинает перечислять содержание прерванных действий, и только потом содержание законченных. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем выраженнее эффект Зейгарник. Со временем неудовлетворенная квазипотребность разряжается (границы напряженной системы проницаемы). Эффект Зейгарник ослабляется при утомлении, аффективном возбуждении (повышается «текучесть» границ областей).
Эксперимент Овсянкиной. Модифицировала эксперимент Зейгарник - вместо проверки запоминания действий – спонтанное возобновление отдельных заданий. Для этого материал заданий оставлялся разложенным перед испытуемым, экспериментатор покидал помещение. В этом случае незавершенные квазипотребности проявляются непосредственно.
Эксперимент по формированию уровня притязаний Хоппе.
Конструктивная причинность – причина в данной ситуации. Мотивационное поле проявляется тогда, когда субъект уже начал действовать. На этот процесс могут повлиять любые дополнительные факторы. Все окружающие предметы обладают валентностью, но она потенциальна. Будет ли она побуждать – определится в ходе действия. Это актуальная мотивация – имеет настоящий, актуальный характер.
Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи.
Испытуемый учится попадать в мишень. Мы застаем его в процессе формирования данного практического навыка.
Предшествующее достижение - испытуемый получает некий результат. Совершил бросок и получил определенный результат - мы обратили внимание на его результат.
Постановка цели, установление уровня притязаний – решение о цели следующего действия. Мы просим нашего испытуемого поставить себе цель. Внутреннее несоответствие (т.е. относящееся к данной ситуации) - расстояние между предшествующим достижением и идеальной целью. Далее Левин рассуждает – вряд ли мы найдем испытуемого, чтобы он после шестерки сразу стал попадать в центр мишени. Испытуемый поставит себе более близкую цель. Скажем, скажет, что в следующий раз хотел бы попасть в восьмерку. И тогда Левин введет еще одно понятие - целевое несоответствие - расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью.
Очередное достижение. Испытуемый получил определенный результат – величину достижения, новую оценку. Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет «несоответствием достижения». Оно будет положительным если результат выше уровня притязаний и отрицательным – если ниже. Положительное несоответствие можно интерпретировать как успех, отрицательное – как неудачу.
Реакция на успех или неудачу (мы просим испытуемого снова поставить цель). И это событие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию. Первая тенденция – основная – выражается в том, что наш испытуемый адекватно реагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки (после 6 на 8). Вторая – избегание неудачи. Адекватное реагирование (уровень притязаний) – успех повышает уровень цели, неудача – понижает. Неадекватное реагирование (уровень притязаний) – тенденция избегания неудач.
Хоппе считал, что тенденций может быть несколько, по крайней мере, не одна или две. Я-уровень - представление субъекта о себе как решающим данную задачу, занимающимся данной деятельностью. В ходе выполнения задания формируется представление о своих способностях. Я-уровень - стремление повышать свои способности и поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, достижения в которых считаются обязательными и могут либо удаваться, либо нет. Я-уровень стремится к стабильности.
Тенденции – стремление к успеху и избегание неудач. Избрал уровень, представил свои возможности, и во всяком случае не хотелось его менять, по крайней мере, тендировать на повышение. Т.о., стремление к успеху и избегание неудачи – два способа сохранить Я-уровень, два способа его поддержать. Это – две тенденции.
Мотивация достижения – достаточно устойчивая мотивационная диспозиция, мотивационное установление, побуждение, что-то внеситуативное, стабильное, устойчивое. Мак-Клелланд с помощью проективных тестов (аналог ТАТ, касается соревновательной ситуации – выявляет переходные между базовыми и ситуативными мотивациями), выделяет два вида мотивации – мотивация достижения и мотивация избегания неудач. Операционально они есть способ принятия ситуации.
Мотивация достижения – стремление к успеху, мотивация избегания неудач – стремление уйти из ситуации.
Выделяются уже мотивационные диспозиции (а не просто мотивационные тенденции). Позитивная направленность – антипод, негативная целевая установка. Это способ принятия ситуации (испытуемый, который принял позицию ученика, говорит все ОК, и он ориентирован на более успешное, позитивное выполнение задания; позитивная цель, позитивная направленность). В мотивации достижения испытуемый проявляет инструментальную активность – как, какими способами он добьется успеха, при избегании неудачи – такой инструментальной активности не наблюдается. Как отдельный фактор Мак-Клелланд выделяет в первом случае – ожидание успеха, во втором – неуверенность в нем. Избегание неудачи став особым мотивом начинает обрастать новыми особенностями - страх успеха, боязнь (опасением даже успешного результата, опасением появления новизны). В первом случае – ориентация на похвалу, во 2-м – на критику.
Мак-Клелланд описал их как феномен, не пытаясь объяснить. Объяснительная модель объединила открытия левиновской школы и открытия Мак-Клелланда.
Модель принятия риска Аткинсон - цель: изучить мотивацию достижения и построить определенную теоретическую модель по всем требованиям Левина (модель принятия риска). Основные положения:
1. В любой ситуации действуют две тенденции - тенденция стремления к успеху (+) и тенденция избегания неудачи (-). Они разнонаправлены, поэтому результирующим будет нечто третье, вектор их суммы:
Тенденция стремления к успеху, по его предположению:
Тсу = Мсу х СВу х СЦу
является функцией трех составляющих:
1) Мотивация стремления к успеху (связано с субъектом).
2) Субъективная вероятность успеха (СВУ).
3) Субъективная ценность удачи (СЦУ).
Тенденция избегания неудач - Тин = Мин х СВн х СЦн.
2. Вероятность успеха и его субъективная ценность связаны обратной связью (допущение Аткинсона – что субъективная вероятность успеха или неудачи и субъективная ценность успеха или неудачи – это зависимые величины), чем выше вероятность – ниже ценность; на бытовом уровне - если мне обеспечен успех, то ценность его понижается. То же касается и неудачи – чем выше вероятность неудачи, тем ниже ее субъективная ценность.
3. Ситуация риска: Субъективная вероятность успеха = субъективной вероятности неудачи. СВУ = СВН. Шансы - 50х50. Возможны 2 варианта:
1. “+”, мотивация стремления к успеху преобладает над мотивацией избегания неудач: МД (СкУ) > ИН Человек идет на риск. В диагностике уровня притязаний первоначально выбирает средние задания, в случае успеха постепенно повышает трудность. Максимальный результат там, где есть задачи среднего уровня.
2. ”-” , преобладание мотивации избегания неудачи, т.е. человек избегает риска, результирующая тенденция отрицательна. МД (СкУ) < ИН. В эксперименте из-за разных других причин реально испытуемый будет выбирать задания, принимая ситуацию. Но раз уже он должен рискнуть, то либо он выбирает самые легкие задачи с низкой вероятностью неудачи, либо он выбирает самые сложные задачи, где вероятность неудачи очень высока, а следственно, низкая субъективная ценность неудачи (не решил трудную задачу, но ведь ее никто не решает).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/