В Вологодском крае немало старинных городов с богатой и славной историей. К их числу, как правило, не относят Череповец. У большинства современников город на Шексне ассоциируется с гигантами металлургической и химической промышленности, которые принесли ему широкую известность и немало проблем.
Между тем Череповец, получивший статус города в 1777 году, ведёт своё начало с XIV века, имеет интересную историю, разнообразные и самобытные культурные традиции. Стараниями
замечательных людей, настоящих патриотов своего края, Л.В. Афетова, В.Е. Барсова, Д.В. Колюбякина, И.А. Милютина, Н.В. Подвысоцкого и других в городе были открыты различные учебные заведения, городская публичная библиотека, музей, велась активная краеведческая работа. Не случайно во второй половине XIX века Череповец называли "северными Афинами".
А если "копнуть" глубже...
Череповец известен с 1362 года. Тогда был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь.
Основателями его считаются преподобные Феодосий и Афанасий.
Последний вошёл в историю православной церкви под прозвищем "железный посох" и был учеником самого Сергия Радонежского.
Монахи поселились в местности, которая к тому времени уже была заселена и называлась "Череповесь".
Лингвист А.И. Ященко утверждает, что название "Череповесь", образовано слиянием двух древнерусских слов: "черепь" (возвышенное место, возвышенность) и "весь" (деревня).
Таким образом, название Череповесь обозначало поселение, посёлок, стоящий на возвышенности. Местным населением название города произносится под влиянием вологодского говора с ударением на втором слоге Череповец. Однако правильным следует считать ударение на последнем слоге Череповец.
Монастырь просуществовал 400 лет, неоднократно подвергался разорению в период польско-литовского нашествия. Упразднён в середине XVIII века. В наследство от древней обители потомкам остался Воскресенский собор.
Уже через десять лет после закрытия монастыря по указу Екатерины Великой был основан город Череповец - "для пользы водяной коммуникации".
Значение Череповца возросло с постройкой в 1810 году Мариинской водной системы. В XIX веке городу суждено было стать центром судостроения.
Особенно много для этого сделал купец и судовладелец И.А. Милютин, который около полувека был бессменным череповецким городским головой. Им были построены первые российские морские грузовые суда дальнего плавания.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://www.cher.net.ru/