Древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он, пожалуй, был прав, за тем лишь исключением, что интересен не другой, а вообще человек, как таковой, в том числе и он сам.
Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей, наблюдавших за поведением людей и строивших теории об их причинах и следствиях.
В дальнейшем эти теории проверялись, обобщались в более мощные и универсальные. Так, например, 19-й век принес такие теории, как бихевиоризм, гештальтпсихология и, наиболее хорошо известный, психоанализ. Однако, несмотря на придание набору субъективных знаний определенной научной базы, основной фундамент психологии, продолжает базироваться на нечетких индивидуальных наблюдениях и на разборе разрозненных конкретных случаев.
Парадокс психологии заключается в том, что, являясь областью знания с тысячелетним прошлым, она до сих пор нуждается в структурировании данных и теорий. Поэтому лично для меня эта наука представляется как совсем молодая, для которой будущее готовит новый и захватывающий этап систематизации накопленных знаний и способов их применения. Причем я далеко не первая и уж точно не последняя, кто придерживается такой точки зрения.
Конечно, и в достаточно давние времена предпринимались попытки приведения психологии к общему знаменателю, но наиболее обоснованными и заметными они стали в конце 20-го века с появлением компьютеров. Возможно, все началось с того, что компьютеры оказались первыми творениями человека, которые смогли обрабатывать данные. В связи с этим появилась концепция искусственного интеллекта, а после ее появления, я думаю, ученые уже не могли удержаться от аналогий с интеллектом естественным.
Правда, коль скоро люди стали рассматривать эту аналогию, столь же быстро они обнаружили, что не все так просто, как могло показаться. Базовые низкоуровневые механизмы обработки данных, известные из принципов их построения оказались достаточно сильно отличающимися от механизмов работы человеческого мозга, установленных на основе нейрофизиологических исследований.
Тем не менее, в таком подходе к изучению работы сознания и, обусловленного им, поведения, наиболее прогрессивные психологи увидели именно шанс систематизации психологического знания, о значимости которого для всей науки в целом, я уже говорила.
Раздел психологии, который унаследовал научные принципы такого подхода, получил название когнитивная психология. Я считаю, что именно работа в этом направлении, позволит, привести к получению принципиальных практических результатов, нацеленных не на исследование поведения отдельно взятых личностей в частных условиях, а к пониманию более общих принципов работы сознания.
Любой человек имеет какие-то представления о психологии, а возможно и на себе испытал воздействие психологов-психоаналитиков, которые сейчас столь популярны. Я думаю, что даже психоаналитики, эти "микроскопы душ человеческих" не смогут однозначно высказаться о сути психологии, оперируя естественнонаучными методами, т.к. им ближе гуманитарное мышление.
Любой нормальный человек способен думать, это является основой человеческой деятельности. Как правило, каждый из нас испытывает неудовольствие достигнутыми результатами, ведь нам хочется стать лучше, не останавливаться на достигнутом. Те люди, которые полностью удовлетворены своими мыслительными способностями, скорее всего, лишь тешат свое самолюбие. Так и в науке, если мы склонны считать, что возможности психологии только и ограничиваются психоанализом, то мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы просто заблуждаемся.
Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться, причем одна из ветвей ее развития выбирает естественнонаучный путь, даже можно даже сказать биотехнический. Появились новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теории, исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Когнитивная психология и является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Так что же это такое? Откуда она появилась, каковы ее цели и достоинства?
Чтобы глубже понять на каких психологических теориях основывалась и от чего отталкивалась в своем развитии когнитивная психология, нужно хорошо разобраться в предшествующих теориях, которые появились в начале 20-го века. К этому времени психология, еще не успев родиться, уже испытала на себе кризис, который рос тем быстрее, чем быстрее рос накопленный экспериментальный материал, полученный во время исследований. Этот младенец обладал непомерным аппетитом, ел все подряд, и мог заболеть от обилия пищи, которую не мог переварить, а переварить нужно было сознательно, а сознание необходимо было не только осознать, но и объяснить.
В результате оказалось, что психологий ровно столько, сколько и исследователей объясняющих экспериментальные данные. Т.е. младенец не способен был найти связь сознания с внешним миром, шел полный отрыв сознания от действительности. Угроза кризиса нарастала, т.к. база экспериментальных данных продолжала расти в то время, как большинство принятых на тот момент теорий могла объяснить только некоторое подмножество экспериментов, игнорируя или даже противореча остальной их части.
Психофизиология органов чувств и измерения двигательных реакций были очень важны для нашего младенца, но психологический фактор становился наиболее важным, ведь он жил не в безвоздушном пространстве, а в мире, переступившем рубеж 20-го века в условиях бурного роста промышленного производства. Подготовка человека к квалифицированному труду просто не могла происходить без учета психологического фактора.
Как раз к этому времени подоспела и теория Чарльза Дарвина, которая аргументировала невозможность отрыва психических явлений от окружающей среды, от адаптивной программы человека, как биологического организма.
Эти предпосылки стояли у истоков появления новых теорий таких, например, как бихевиоризм и гештальтпсихология, пытающихся объяснить явления психики. На них мы и остановимся далее подробнее.
Когнитивная психология (сognitio (лат.) — знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания. Много лет (и даже столетия) назад уже были первые попытки изучать мышление не только философскими, но и научными методами.
Считается, что определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум — это структура, опыт — факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы.
Конечно, было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.
Всем известно, что дерево, да и вообще любое растение без почвы не растет, так и в науке, какие-то предшествующие знания приводят к появлению новых более углубленных знаний, развиваясь дальше на этой "возделанной почве". Почвой для развития когнитивной психологии стали работы в области гештальтпсихологии (Gestalt — образ, конфигурация), в них подчёркивалась роль восприятия в обучении, а также работы К. Левина и Э. Толмена, о зависимости поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности — так называемых когнитивных карт.
Новое научное течение было направлено против бихевиористского (Behaviour — поведение) исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Можно сказать, что исторически последним источником когнитивной психологии стал необихевиоризм. Далее, исходя из представления человеческого организма как системы, занятой поисками и переработкой информации был разработан новый подход, основанный на представлении о том, что люди оказывают на информацию различные воздействия, как бы перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы за ненадобностью.
Можно назвать несколько ученых (Р. Аткинсон, Д. Брунер, Д. Норман, Ф. Хадер, У. Найсер, Г. Саймон и др.) много сделавших для развития когнитивной психологии. В данное время когнитивная психология тверже стоит на своей методологической платформе, что обусловлено быстрым развитием компьютерных технологий и появлением новых теоретических исследований в области психологии.
Новая архитектура компьютеров привела к появлению новых метафор и аналогий в психологии.
Все начинается с начала. Чтобы что-то понять, начнем с начала зарождения компьютерной эры, которая "как ни странно" практически совпала с появлением когнитивной психологии. Бродил такой призрак по просторам Европы и Америки, но это не был призрак коммунизма, это была идея, даже не идея, а вечная идея усовершенствования мира, создания интеллектуальных систем и совершенного человеческого разума. Что может быть привлекательней для человечества?
Возможно, что в начале все развивалось параллельно, а затем дальнейшее быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало толчок и в понимании процессов, происходящих в психике человека. Что общего в проблеме человеческой психики, этой "трепетной лани" и холодной расчетливости машины? Да, вы правы — это ЗНАНИЕ!
Знание — это ключевой термин, как искусственного интеллекта, так и человеческого. Современные интеллектуальные системы — это системы, использующие знания, они несколько отличаются от предшествующих искусственных систем.
Можно предположить, что раньше ЭВМ (электронно-вычислительные машины) "понимали", как надо выполнить введенную в них программу, но "не понимали", что они при этом делают. Суть задачи была известна лишь программисту, ЭВМ просто выполняла необходимые вычисления аналогично любому счетному устройству. Здесь налицо была нерасторжимая связь "программист — ЭВМ" при решении любых задач. Появление интеллектуальных систем свидетельствовало о сломе этой парадигмы. Если в память компьютера ввести знания об условиях задачи, возможных связях, то функции программиста выполнит сам компьютер на основе имеющихся в памяти знаний о задачах, которые могут возникнуть и о путях их решения.
Очевидно, также вначале и люди на земле не понимали, что они делают, но делали что-то, чтобы выжить, их, в отличие от машины, толкал инстинкт самосохранения или сама "матушка-природа". Здесь тоже была нерасторжимая связь, которая в процессе эволюции слабела и слабела, но появлялись знания, которые помогали выжить.
Т.е. вначале был опять же "программист", который знал, какие задачи решает человек. Кто это был? Бог или Природа? Это не является предметом нашей беседы. Но мы сделали кое-какие подступы к пониманию сходства между вычислительной машиной и человеком. Не в плане прямого сходства, а в плане понятия единой теории, объясняющей познавательные процессы.
Вот теперь мы уже смело можем заняться воспитанием и образованием нашего "малыша", оказавшегося в современном мире. Если в период бихевиоризма и гештальтпсихологии он был еще в младенческом возрасте, то теперь любознательный "малыш" подрос, засидевшись в ясельной группе, и стал жадно воспринимать информацию.
Его сознание уже готово, как получать информацию, так и обрабатывать ее, запоминать и забывать. Он учится думать и выражать свои мысли. Процесс развития начался, и я думаю, что мы с "малышом" пройдем поэтапно весь долгий и непростой путь человеческого познания.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/