Турецкая армия: В турецкой армии после Крымской войны произошли некоторые изменения, но в целом она была далеко не совершенной, хотя и представляла собой значительную силу. В 1869 году в Турции была принята прусская ландверная система, согласно которой из лиц, прослуживших в постоянной армии установленное время, создавались резервные войска. Войска Турции состояли:
-из полевых и местных войск с 6-летним сроком службы (низам), причем значительная часть солдат низама находилась в отпуске (ихтиате). В пехоте солдат получал отпуск после 4 лет службы, а в кавалерии и артиллерии—после 5 лет. Ихтиат пополнял части низама в военное время;
- из резервных войск (редиф), куда перечислялись нижние чины после службы в низаме и все лица от 20 до 29 лет, не находившиеся по тем или иным причинам на действительной службе. Служба в резервных войсках определялась в 6 лет;
- из ополчения (мустахфиз), в которое на 8 лет зачислялись лица, закончившие службу в редифе
Общий срок службы, таким образом, определялся в 20 лет. Призывались по ежегодному рекрутскому жребию только мусульмане.
Вспомогательные, иррегулярные, войска состояли из башибузуков. Это были в основном конные формирования, набиравшиеся из курдов и других азиатских и африканских народов. Во время войны в составе турецкой армии был также египетский отряд (Египет в то время находился в зависимости от Турции).
По своей внутренней организации турецкая армия подразделялась на корпуса, дивизии и бригады. Во время войны по усмотрению пашей (генералов) создавались отряды из батальонов (таборов), в которых числилось по 774 строевых нижних чинов (в полку 2 тысячи 353). При этом отряды составлялись из отдельных батальонов низама, резервных, а в отдельных случаях и из батальонов ополчения.
Турецкие солдаты во время войны 1877-1878 годов показали себя исполнительными и выносливыми воинами, хотя на них сильно сказывался недостаток обучения, полученного в мирное время. Управление войсками было плохо организовано. Турецкий генералитет, за исключением нескольких человек, отличался низкими воинскими качествами. Существовавшее многоначалие затрудняло военное управление, которое находилось в ведении не одного сераскира (военного министра), а нескольких независимых друг от друга лиц. Пехотных и кавалерийских офицеров, прошедших курс военных школ, было не более 10 процентов.
На вооружении турецкой пехоты находилось ружье Генри (Пибоди) - Мартини, по конструкции примерно такое же, как ружье Бердана, но с прицелом до 1800 шагов, и ружье Снайдера с прицелом до 1300 шагов. Ружьем первого образца было вооружено до 70 процентов пехоты. Большая часть полевой артиллерии имела нарезные стальные пушки, заряжающиеся с казенной части. Большинство офицеров артиллерийских и инженерных войск в отличие от пехотных и кавалерийских офицеров проходили 6-летний курс обучения в артиллерийско-инженерных училищах и имели хорошую подготовку. На вооружении находились, правда в малом количестве, дальнобойные стальные орудия новейшей системы, изготовленные из стали Круппа. Вооружением и боеприпасами Турцию снабжали западноевропейские страны. Турецкая пехота, по сравнению с русской, была снабжена гораздо большим количеством патронов и шанцевым инструментом. Турецкий солдат, имея ружье с прицелом до 1300—1800 шагов и большое количество патронов, беспрерывно вел стрельбу, начиная ее с дальних дистанций.
“Турецкая пехота, занимая позиции, - отмечал участник войны 1877-1878 годов А. Н. Куропаткин,—тотчас же усиливает ее ложементами (окопами) для стрелков”. Полевые укрепления, которые турки искусно располагали и строили, сыграли важную роль в войне.
Атаку турецкие войска вели густыми стрелковыми цепями, вслед за которыми шли в качестве поддержки небольшие сомкнутые построения. На более или менее значительном расстоянии от них двигались резервы.
Турецкая регулярная конница была сравнительно малочисленной (на европейском театре войны турки имели до 8 тысяч) и во время войны ничем себя не проявила. Иррегулярная конница (башибузуки) уклонялась от столкновения с противником, но зато прославилась нападениями на мирное население.
Регулярные войска Турецкой империи в апреле—мае 1877 года насчитывали 406 тысяч человек при 858 полевых орудиях. Иррегулярных войск было до 70 тысяч человек. В Европейской Турции находилось 280 тысяч человек регулярных войск, из них против русской армии предназначалось выставить до 190 тысяч человек. В Азиатской Турции имелось 126 тысяч человек. Общая численность турецких регулярных войск во время войны была доведена приблизительно до 500 тысяч человек, из них для действий на балканском театре против русской армии турки могли выставить около 250 тысяч человек.
Сухопутные силы России превосходили сухопутные силы Турции как количественно, так и качественно. Кроме того, на стороне России выступала Румыния, территория которой отделяла Турцию от России. В рядах русской армии сражались болгарские добровольцы. Черногория, начавшая снова после временного перемирия военные действия против Турции, оттягивала на себя часть турецких сил. Русские войска, действуя на главном европейском (балканском) театре войны, пользовались поддержкой местного населения, что имело немаловажное значение.
На Черном море турецкие силы значительно превосходили русские. Турецкий флот насчитывал к началу 1877 года 22 броненосных и 82 неброненосных судна, 763 орудия и 15 тысяч человек команды;
Россия же по Парижскому договору в течение нескольких лет была лишена права иметь военный флот на Черном море. Только после 1870 года в черноморских водах появились два барбетных тихоходных броненосца береговой охраны необычной круглой формы (поповки). С началом военных действий морской флот пополнился 12 быстроходными паровыми судами за счет переоборудования торгового флота. И даже с такими небольшими силами действия черноморского флота были признаны успешными.
Планы сторон: Правительство России надеялось завершить войну в течение одной кампании. Стратегическую целью русской армии было овладение всей Болгарией, граничащими с ней районами Македонии и Фракии, а если удастся, то и столицей Турции-Константинополем (Стамбулом). Турецкое командование имело первоначально план наступательных действий, рассчитанный на захват Румынии и нанесении решающего удара по русским войскам в Бессарабии. Но накануне войны этот план, как слишком рискованный, был заменен новым: намечалось постепенно обессилить русскую армию в боях, обречь ее на неподвижность использовав для этого крупные крепости на Дунае, а затем нанести ей поражение
24 апреля 1877 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ РОССИЕЙ ВОЙНЫ. Россия вошла в Румынию, введя туда армию, численностью 275 тысяч человек всех родов войск при 850 полевых и 400 осадных орудиях. Еще 70 тысяч солдат вторглись во владения Турции на Кавказе. Русские стремились одерживать сравнительно легкие победы над плохо оснащенными турецкими армиями (численностью 135 тысяч человек при 450 орудиях в Европе и примерно равной ей по численности — в Азии). В Европе русскими войсками командовал великий князь Николай Николаевич (брат императора Александра II), турецкими — Абдул-Керим-Надир-паша. Русские планировали форсировать Дунай, пересечь Балканы и выдвинуться к Адрианополю (совр. город Эдирне в Турции). Вошедшие в Добруджу войска должны были прикрывать левый фланг русских, а отдельные отряды незаметно подойти к четырехугольнику из турецких крепостей: Рущуку (совр. город Русе в Болгарии), Силистрии (совр. Силистра в Болгарии), Шумле (совр. город Шумен в Болгарии) и Варне. Благодаря провозглашенной Румынией независимости от Турции, наступление русских развивалось с дружественной территории. С самого начала войны можно отметить нерешительность и некомпетентность командующих обеими армиями.
Июнь 1877 г. ФОРСИРОВАНИЕ ДУНАЯ. В результате серии совместных операций армии и флота Россия быстро обрела контроль над Дунаем и начала наведение мостов. Июнь - июль 1877 г. ЗАХВАТ БОЛГАРИИ. Авангард русской армии в составе 31 кавалерийского эскадрона 10 пехотных батальонов (всего 12 тысяч человек) при 32 орудиях под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко (Ромейко-Гурко) форсировал Дунай (23 июня). За ним последовали главные силы. Гурко, узнав, что турки поставили гарнизон у ключевого на Балканах Шипкинского перевала, провел свои силы через неохраняемый, менее значительный и еще более труднопроходимый Хаинкиойский перевал на востоке, тем самым вынудив защитников перевала Шипка отступить (18-19 июля). Диверсионные группы Генерала Гурко, уничтожив по пути жедезнодорожные и телеграфные линии, подошли ближе чем на 50 км к Адрианополю (совр. город Эдирне в Турции). Фактически именно авангард генерала Гурко прорвал оборону турок на Балканах, и если бы русские войска в этот момент предприняли масированное наступление, то вероятно, исход войны был бы предопределен. Примерно в то же время главными силами русских войск были захвачены кпепости Свиштов и Никопол.
19 июля - 10 декабря 1877 г. ОСАДА ПЛЕВНЫ. Осман-паша - комендант крепости Винди, расположенной к западу от места действия основных наступающих русских сил - поспешил к Плевне (совр. город Плевен в Болгарии), угрожая правому флангу русских и, косвенно, мостам, наведенным через Дунай. Вместо того, чтобы просто удерживать Осман-пашу на месте, русские остановили свое успешное наступление, решив взять Плевну, к тому времени тщательно укрепленную усилиями Осман-паши и его инженера Тефик-паши. Трижды русские предпринимали штурм (20 июля, 30 июля и 11 сентября), но были вынуждены отступить, понеся общие потери, численностью до 30 тысяч человек. Во время последнего штурма молодой русский генерал Михаил Дмитриевич Скобелев добился успеха, однако не смог закрепить его из-за недостаточной поддержки, оказанной соратниками, а также из-за того, что Осман-паша умело использовал плохую координации Действий русских частей. Затем осаду возглавил инженер-генерал Эдуард Иванович Тотлебен (герой обороны Севастополя), после чего начались планомерные действия. Осман-паша, у которого к тому времени закончился провиант, предпринял последнюю попытку прорыва (9 декабря), но потерпел неудачу и был ранен. Плевна капитулировала (10 декабря). Последовавшее наступление русских опоздало на пять месяцев, сведя, таким образом, на нет возможность быстрой победы, предоставленную гениально проведенным захватом Шипкинского перевала генералом Гурко.
Июль-сентябрь 1877 г. ОПЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ БОЛГАРИИ. Тем временем Абдул-Керим-Надир-пашу сменил на посту главнокомандующего Мехмет-Али-паша. Армию Сулейман-паши морем перебросили из Черногории и выставили против армии генерала Гурко к югу от Шипки. Опасаясь чрезмерного рассредоточения своих сил и учитывая тот факт, что Плевна еще не пала, русские передислоцировали армию генерала Гурко к северу от перевала, к тому времени уже укрепленного. Турки под командованием Вессель-паши разбили укрепленный лагерь в 3 км от Шейново. Попытки Мехмет-Али-паши отбросить русских к Дунаю и освободить Плевну, закончились неудачей; впрочем, контрмеры русских были не более эффективными. Тем не менее, генерал Гурко сохранил за русскими инициативу и в конце года захватил Софию.
Август 1877-январь 1878 гг. ОПЕРАЦИИ НА КАВКАЗЕ. Армии враждующих государств, численностью около 70 тысяч человек каждая, под номинальным командованием наместника Кавказа, генерала, великого князя Михаила Николаевича (четвертого сына императора Николая I) с одной стороны и Ахмед-Мухтар-паши, с другой, не предпринимали активных действия до тех пор, пока русские не получили подкрепления достаточных для развития успешного наступления. Русские одержали победу у Аладжи (или, иначе, Аладж-Дага; 15 октября), заставив турок отступить к двум своим главным крепостям - Карсу и Эрзуруму. Затем русские войска немедленно осадили Карс, который смогли взять лишь месяц спустя в результате отлично спланированной операции (18 ноября). Несмотря на сильные морозы в горах, русские продолжали наступать, в концу года подошли к хорошо обороняемой крепости Эрзурум. Крепости угрожала серьезная опасность, однако, в скором времени боевые действия в результате заключенного перемирия (31 января) прекратились.
Январь 1878 г. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В ЕВРОПЕ. Завершающим этапом зимней кампании Балканах стало наступление русских на войска Сулейман-паши-командующего основной армией турок к югу от Шипки. Развив наступление по широкому фронту, русские генерал от инфантерии Федор Федорович Радецкий, генералы Михаил Дмитриевич Скобелев и Иосиф Владимирович Гурко, а также генерал-майор князь Имеретинский искусным маневром победили расчлененную турецкую армию.
8-9 января 1878 г. СРАЖЕНИЕ У ШЕЙНОВО. Направив основной удар против сил Вессель-паши к югу от Шипкинского перевала, генерал Скобелев окружил и разгромил всю турецкую армию, взяв в плен 36 тысяч человек. Затем русские выдвинулись к Пловдиву (17 января) и Адрианополю (совр. Эдирне в Турции; 19 января), отрезав Сулейман-пашу, который со своей 50-тысячной армией находился далеко на западе. После серии незначительных стычек турецкий полководец отступил через горы к Энезу на Эгейском море (28 января). Затем в Александруполисе его войска погрузились на корабли и морем переправились в Стамбул. Русские выдвинулись на линию Силиври-Чаталджа-Карабурун, оказавшись в непосредственной близости от турецкой столицы (30 января). Немедленно было заключено перемирие (31 января).
После поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.) Россия по договору со странами-победительницами была лишена права иметь на Черном море военный флот. Оставшиеся корабли Черноморской эскадры были затоплены. Только в 1870 г., после ослабления Франции во время Франко-Прусской войны, российское правительство перестает считаться с этим договором. Но к началу русско-турецкой войны 1877 г силы противников на Черном море по-прежнему оставались неравными. Несколько устаревших корветов, военных шхун да две поповки - все, на что могли рассчитывать русские. Положение спасли минные катера и быстроходные торговые суда.
Первым выдвинул идею строить быстроходный винтовой торговый флот адмирал Ф.П. Врангель. Предполагалось что при необходимости можно будет быстро модернизировать торговые суда в легкие крейсеры и вспомогательные транспорты. Так и получилось, вступив в войну с турками, Россия, не имевшая серьезного боевого флота, получает сразу двенадцать транспортных паровых судов. Но все равно эти вновь приобретенные "боевые корабли" не могли на равных сражаться с турецким броненосным флотом.
Безнадежное положение спасает капитан корабля "Великий князь Константина" - лейтенант Сергей Осипович Макаров. Он предлагает парализовать боевые действия флота турок при помощи небольших катеров, снабженных паровым двигателем. Предполагалось, что винтовой пароход доставит легкие катера в район стоянки турецких кораблей, а после атаки они вернутся на "В.К. Константин" и будут отбуксированы им на свою базу.
После необходимого переоборудования 28 апреля 1877 пароход "Великий князь Константин" под командованием лейтенанта О.С. Макарова отправился из Севастополя к Батуму. Удачно миновав неприятельскую эскадру утром, 31 апреля в 10 часов "В.К. Константин" остановился в семи милях от Батумского рейда и спустил все свои 4 миноносные катера для минной атаки находившихся на рейде турецких судов. Сам командир сел на катер "Минер"; на катере "Чесма" был лейтенант Зацаренный; на катере "Синоп" лейтенант Писаревский; на катере "Наварин" мичман Подъяпольский. Катера встретили на рейде неприятельский брандвахтенный пароходофрегат, шедший малым ходом по направлению к тому месту, где стоял пароход "В.К. Константин", и атаковали его. Катер "Чесма", как самый быстрый из катеров, по приказанию лейтенанта Макарова, смело бросился в атаку и, незамеченный неприятелем, удачно подвел мину под корму пароходофрегата, но мина не взорвалась из за технической неисправности. На пароходе успели заметить катер, подняли тревогу и открыли по огонь. Катера, попав под выстрелы, бросились в разные стороны и вышли из под обстрела. 3 мая пароход возвратился в Севастополь. Убитых и раненых на нем не было. Как ни безуспешно оказалось предприятие парохода "В.К. Константин", возвратившиеся храбрецы были встречены в Севастополе как настоящие герои.
Последующие попытки предпринятые О.С Макаровым и лейтенантом Снетовым на пароходе "Аргонавт" так же оказались не удачными, но заставили турецкое командование усилить меры по охране своего черноморского торгового флота.
Удачным для русских моряков оказалось 28 мая 1877 года. В этот день пароход "В.К. Константин", под руководством О.С. Макарова вместе с двумя дополнительными минными катерами под командованием лейтенантов Пущина и Рожественского снялся с Одесского рейда и направился к Сулину. На следующий день в половине первого все 6 минных катеров атаковали неприятеля на Сулинском рейде. Неприятельская эскадра состояла из 3 броненосцев "Фехти-Буленд", "Мукадем-Хапр" и "Иджалие", атакован бал "Иджалие". Чудеса храбрости в эту ночь проявили З.П. Рожественский и Пущин, сумевшие подвести мины под борт броненосца. Правда при этом второй из быстроходных катеров лейтенанта Пущина был подбит, и команда попала в плен. От полученных повреждений "Иджалие" выбыл из строя и был починен только в 1880 году.
8 июня опять же неутомимый Макаров на "В.К. Константин" с помощью своих минных катеров сумел атаковать и потопить четыре купеческих судна около Сулина. А капитана 1 ранга Юрьев на пароходе "Владимир" взял в плен отлично оснащенный турецкий коммерческий бриг "Аслан-Бухри" и доставил его в Одессу. Эти рейды навели большую панику на неприятеля, почти прекратившего торговлю вдоль турецких берегов.
Для прекращения набегов Турция направила в июня эскадру из 10 броненосцев к Одессе. Но не встретив ни одного русского парохода и не решившись атаковать Одесский порт неприятель 19 июня ушел к своим берегам.
В июле оснащается новый пароход "Веста", сделавшийся, в последствии ставшим самым героическим судном этой кампании, и яхта "Ливадия".
10 июля "Веста" отправилась в крейсерство. Командиру капитан-лейтенанту Баранову было поручено нападать и брать в плен торговые суда неприятеля, по возможности избегать столкновения с более крупными судами противника, команду и судно свое беречь.
11 июля около 7 с половиной часов "Веста" повстречала турецкий броненосец "Фехти-Буленд". Обменявшись первыми залпами, русский пароход стал уходить от более сильного противника, развивая скорость около 12 узлов. Но не смотря на это турки стали настигать "Весту". Завязалась орудийная перестрелка, в ходе которой на "Весте" были произведены значительные разрушения. Аппараты наводки мортир вышли из строя, тяжело ранило четырех офицеров, двоих убило. Но отлично себя показал лейтенант Рожественский, мортирным выстрелом под его руководством было произведено значительное разрушение в одной из орудийных башен противника. Большая погонная пушка на "Фехти-Буленде" вышла из строя, из под палубы повалил пар. Неприятель стал уходить от "Весты". Капитан Барранов не решился преследовать уходящий броненосец, но все равно неравный бой закончившийся бегством неприятельского судна наделал в последствии много шума. Практически вся команда "Весты" была отмечена наградами.
10 августа опять отличилась минная флотилия парохода "В.К. Константин". В Сухум-Кале был подорван турецкий броненосец " Ассари-Шевкет ". Благодаря тому что броненосец стоял около берега на швартовых он не затонул, а сел на дно, и туркам удалось его вскорости поднять
По отзыву лейтенанта Макарова-командира "В.К. Константин", он не решился бы ни на одну смелую выходку, и вообще, по его словам, потопление купеческих судов у входа Константинопольского пролива и вылазки, подобные тем, какие произведены им на Батумском и Сулинском рейдах, в Гаграх и Сухуме, можно делать безнаказанно только при той лихорадочной любви к делу и своему судну, с которой все до последнего матроса исполняют свой долг на вверенном ему пароходе.
Последним аккордом этой минной войны было потопление двухмачтового военного корабля "Интинбах" в ночь на 14 января 1878 года все теме же минными катерами с парохода "Великий Князь Константин". При этом на этот раз были применены прототип торпед - самодвижущиеся мины Уайтхеда, запущенные, по предложению Макарова, из деревянных трубчатых футляров.
Примечания:
+1 Более подробно о действия флота можно прочитать в книге В.Чубинского "Минная война".
+2 Будущий адмирал, погибший во время Русско-японской войны в Порт-Артуре .
+3 Все даты в этой заметке даются по старому стилю
+4 Через год З.П. Рожественскийон неожиданно выступили газете "Биржевые ведомости" от 17 июля 1878 года со статьей "Броненосцы и крейсеры-купцы" и разоблачил подвиги "Весты". По его описанию выходило, что не турецкий броненосец удирал от нее, а она убегала от него, убегала в течение пяти с половиной часов. И только благодаря тому, что "Фехти-Буленд", перегруженный военными запасами, не мог догнать ее, она спаслась от бедствия. Рассказ автора был чрезвычайно убедительным.В прессе того времени статья Рожественского вызвала целую бурю. Газеты "Новое время", "Биржевые ведомости",
"Петербургские ведомости", журнал "Яхта" и другие периодические органы начали между собою перепалку. Одни нападали на автора, называя его лжецом, другие защищали его и рассматривали его выступления как подвиг гражданского мужества. Считается, что именно с этого момента Рожественский получил славу неподкупного героя, сыгравшую с ним в последствии злую шутку.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.grandwar.kulichki.net/