А.Е.Любарев
История возникновения еврейского народа полна загадок. Основной источник нашего знания – первые книги Библии (Пятикнижие Моисея, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых). Нет сомнений, что в этих книгах отражены реальные исторические события. В то же время, нельзя считать библейские описания полностью достоверными: есть множество причин, которые способствовали искажению исторической правды. Поэтому необходим научный анализ текстов.
Кто такой Моисей? Кто такие левиты? Каково происхождение колен Израилевых? Откуда взялась иудейская религия?
Попробуем начать с ответа на последний вопрос. Единственным известным монотеистическим учением, предшествовавшим Моисею, была религия бога Атона, созданная фараоном Эхнатоном. так как, согласно Библии, евреи вышли из Египта, а Моисей к тому же воспитывался при дворе фараона, предположение о египетских корнях иудейской религии вполне обосновано. Но между смертью Эхнатона и исходом евреев прошло более 150 лет [1]. Все эти годы религия Атона была под запретом. Тем не менее, нетрудно предположить, что секты приверженцев этой религии существовали [1, с. 173]. Можно также предполагать, что они существовали не только в Египте, где их преследовали, но и в близлежащих странах, например, в Мадиамской земле, куда убежал Моисей.
Косидовский [1, с. 170-171] приводит версию, что левиты были не еврейским племенем, а составляли жреческую касту в Мадиамской земле. С другой стороны, далее [1, с. 177] утверждается, что только левиты носили типично египетские имена.
Преодолеть это противоречие можно с помощью следующего предположения. Левиты были сектой последователей единого бога. Секта эта могла располагаться в Египте, но, скорее всего, она покинула Египет и расположилась в земле Мадиамской. Тесть Моисея Иофор был их верховным жрецом. То, что Иофор не был мадианитянином, подтверждается враждебным отношением Моисея к мадианитянам (см., например, [2, Числа, 25, 17]), а также тем, что Моисею, пришедшему после бегства в эту землю, пришлось защищать дочерей жреца от местных пастухов [2, Исход, 2, 17].
В пользу предположения, что левиты были не еврейским племенем, а кастой жрецов-яхвистов, можно найти в Библии следующие подтверждения.
1. Левиты были выделены Моисеем в жреческую касту. Они не получили земельного надела в Ханаане, а получили города для выполнения своих функций.
2. Левиты не вошли в общую перепись, проведенную Моисеем, ни первый [2, Числа, 1], ни второй раз [2, Числа, 26], а исчислялись отдельно, причем не как другие племена (старше 20 лет), а от месяца и старше. Но даже при этом их численность была значительно меньше, чем других племен.
3. Левиты оказались 13-м коленом, и для того, чтобы свести концы с концами, составителям Библии пришлось придумать раздвоение колена Иосифа.
4. Когда евреи вместе с Аароном устроили пляску вокруг золотого тельца, Моисей кинул клич: “Кто Господень, ко мне!”. “И собрались к нему все сыны Левиины” [2, Исход, 32, 26]. Моисей поручил им убивать “ближнего своего” [там же, 27], и они убили около 3 тыс. человек [там же, 28]. Таким образом, левиты исполняли и полицейские функции.
5. Книга Торы, где собран свод религиозных законов, называется “Левит”.
Есть предположение, что Моисей был египтянином [1, с. 175]. Это предположение заслуживает внимания, ибо история рождения пророка, рассказанная Библией [2, Исход, 2], слишком литературна, чтобы быть правдой. Скорее всего, Моисей был египетским аристократом, бежавшим из Египта либо из-за религиозных преследований, либо из-за убийства египтянина (возможно даже, что именно надзирателя над евреями). Бежав в землю Мадиамскую, он примкнул к секте левитов, женился на дочери их верховного жреца и стал их вождем или одним из вождей. Секта левитов стала для него мала, и он решил возглавить народ и обратить его в свою веру. Выбор Моисея пал на евреев (возможно, он проникся к ним симпатией еще в Египте). Но вначале надо было убедить евреев, а это мог сделать только еврейский вождь. Моисей обратился к Аарону, которого Библия называет братом Моисея; на самом деле, Аарон был, по-видимому, верховным жрецом у евреев. Библия объясняет необходимость Аарона тем, что Моисей был косноязычен [2, Исход, 4, 10], во что трудно поверить. Но из книги [2, Исход, 7-12] ясно, что главную роль в организации исхода играл именно Аарон. В пустыне же главную роль стал играть Моисей, знавший условия пустыни; он творил “чудеса” и покорял этим легковерных евреев, кроме того, он держал их в повиновении с помощью левитов.
Левиты могли, хотя бы частично, прийти в Египет вместе с Моисеем, но, вероятно, большая часть их присоединилась к евреям уже в пустыне.
Действительно ли весь еврейский народ находился в египетском рабстве и был выведен оттуда Моисеем? Все ли они вместе странствовали 40 лет по пустыне? Одновременно ли все еврейские племена завоевали Ханаан?
Согласно Косидовскому, многие исследователи дают на эти вопросы отрицательный ответ [1, с. 168, 177, 232, 442]. Основанием для этого служат:
1. Постоянный антагонизм южных и северных племен, окончившийся распадом царства Соломона на Израильское и Иудейское.
2. “Иерихонская загадка” – археологические данные о разрушении Иерихона в XIV в. и о том, что во главе вторгшихся в это время в Ханаан кочевников стоял некий Иисус [1, с. 177]. С другой стороны, датой исхода признана 2-я половина XIII в. [1, с. 153-154].
3. Данные о том, что в эпоху “египетского рабства” какие-то древнееврейские племена жили в аравийских, синайских и заиорданских степях и пустынях [1, с. 442].
Какие же библейские факты могут помочь найти ответ на эти вопросы? В первую очередь следует обратить внимание на деление сыновей Иакова на детей Лии, Рахили, Зелфы (служанки Лии) и Ваалы (служанки Рахили). Я убежден, что это деление реально отражает степень родства еврейских племен. Стоит обратить внимание на факт, что расселение племен по Ханаану мало связано со степенью родства их “родоначальников”. Это противоречие может дать ключ к разгадке событий, происходивших до завоевания Ханаана.
Кроме того, в легендах, связанных с детьми Иакова, отражены претензии на первенство сразу 6 племен: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Манассии и Ефрема.
Далее, обращают на себя внимание личности Иисуса Навина и Халева, сына Иефонниина из колена Иуды.
Впервые человек по имени Иисус появляется в Библии в эпизоде сражения с Амалкитянами по выходе из Египта, он командует еврейским войском [2, Исход, 17]. Этот эпизод, по-видимому, перенесен из другого времени, ибо вряд ли евреи, только вышедшие из Египта, могли одерживать военные победы. Во всех дальнейших эпизодах, вплоть до земли Аморреев у Арнона, евреи старались не вступать в боевые действия, а если вступали, то терпели поражение.
После этого в Библии дважды упоминается Иисус, сын Навин как юноша и служитель Моисея [2, Исход, 33, 11; Числа, 11, 28], не игравший существенной роли. Далее сообщается, что Моисей послал из пустыни Фаран в Ханаан 12 разведчиков (по одному от каждого племени) и среди них Осию, сына Навина из колена Ефремова [2, Числа, 13, 9], которого Моисей назвал Иисусом [там же, 17] – странная приписка, вероятно, более поздняя.
В гл. 13 говорится, что разведчики сообщили о невозможности завоевать Ханаан, лишь Халев из колена Иуды утверждал обратное [2, Числа, 13, 31]. В гл., 14, однако, уже не только Халев, но и Иисус Навин убеждали евреев идти на Ханаан [2, Числа, 14, 6-9]. Далее, Бог клянется, что никто из взрослых, кроме Халева, не увидит земли ханаанской [там же, 24], а уже через несколько строк [там же, 30 и 38] говорит то же как о Халеве, так и об Иисусе Навине.
Больше Иисус Навин не упоминается в течение всего дальнейшего похода, даже в эпизодах успешных войн с Сигоном и Огом в Заиорданье. Лишь перед смертью Моисея Бог велел передать бразды правления Иисусу Навину [2, Числа, 27, 18]. Поэтому трудно поверить, что Иисус был действительно сподвижником Моисея.
Библия утверждает, что проклятия Бога за малодушие так подействовало на евреев, что они вопреки запрету Моисея попытались вторгнуться в Ханаан, но потерпели поражение [2, Числа, 14, 44-45]. Далее еще раз говорится о поражении, нанесенном евреям ханаанским царем [2, Числа, 21, 1] и также в районе Хормы. Вероятно, речь идет об одном и том же эпизоде. Это наводит на мысль, что колена Иуды и Симеона вторглись под руководством Халева в Ханаан именно тогда и именно с юга, со стороны пустыни Син, а не вместе с другими племенами со стороны Иордана. В самом деле, между Иудеей и местом расселения других племен еще долгое время находились непокоренные иевусеи со столицей в неприступном Иерусалиме, поэтому логично предположить, что племена Иуды и Симеона не прорывались через сеть иевусейских крепостей, а прошли с юга. Это подтверждается еще и тем, что колена Иуды и Симеона в эпоху “судей” не участвовали в общих войнах: о них не вспоминали ни Девора [2, Судьи, 5, 14-18], ни Гедеон [2, Судьи, 6, 35]. Лишь общая угроза со стороны филистимлян позволила Саулу впервые объединить в своем войске “сынов Израилевых и мужей Иудиных” [2, 1 Царств, 11, 8].
Итак, я предполагаю, что колена Иуды и Симеона во главе с Халевом из пустыни Син двинулись в Ханаан. У Хормы они потерпели поражение, тем не менее им удалось занять горную часть Иудеи, как это описано в Библии [2, Иисус, 14, 10-15; 15, 13-17; Судьи, 1, 1-20].
В той же пустыне Син, в Кадес-Варни, против Моисея и Аарона вспыхнул бунт во главе с левитом Кореем и Дафаном, Авироном и Авнаном из племени Рувима. Согласно Библии [2, Числа, 16], этот бунт был жестоко подавлен Богом (читай, Моисеем). Можно, однако, думать, что на самом деле произошло обратное. Предположение о том, что Моисей стал жертвой бунта, уже высказывалось [1, с. 181-182] и основывается на загадочных обстоятельствах смерти пророка.
Для проверки гипотезы о том, что израильтяне двинулись из пустыни Син к Чермному морю уже без Моисея, следует посмотреть, как упоминается Моисей в последующих главах Библии. В первую очередь следует отметить, что весь путь от Кадес-Варни до Иордана описан очень кратко.
Первым в этом описании является эпизод со змеями. Моисей сделал медного змея и выставил его на знамя [2, Числа, 21, 9], что было явным отступничеством от монотеизма, единственным на протяжении всей деятельности пророка. Логично предположить, что этот эпизод Моисею приписан.
Дальше на протяжении всего пути (гл. 21) Моисей практически не упоминается, а говорится так: “отправились сыны Израилевы” [2, Числа, 21, 10], “воспел Израиль песнь сию” [там же, 17], “послал Израиль послов к Сигону” [там же, 21] (сравните: “послал Моисей из Кадеса послов к царю Едомскому” [2, Числа, 20, 14]. В дальнейшем повествовании Моисей упоминается чаще, но основную роль начинают играть первосвященник Елеазар (сын Аарона) и его сын Финеес.
Сомнителен также эпизод в Кадесе, когда Моисей и Аарон не знали, как напоить народ [2, Числа, 20, 2-13]. Это почти дословное повторение эпизода в Рефидиме [2, Исход, 17, 1-7]. Но именно здесь, по этому ничтожному поводу Бог объявил Моисею, что тот не введет народ в Ханаан [2, Числа, 20, 12]. Видимо, здесь просто отголосок трагической судьбы Моисея.
Согласно Библии, в Кадесе умерла Мариам [2, Числа, 20, 1]. Неподалеку, на горе Ор, умер Аарон. Не была ли их смерть насильственной, сказать трудно. Во всяком случае, они были с почестями похоронены, так как являлись исконными вождями народа. Моисея же израильтяне считали главным виновником своих бед, возможно поэтому “никто не знает места погребения его” [2, Втор., 34, 6]. Законно также другое предположение: Моисей, не сумев подавить бунт, покинул лагерь израильтян, и больше они не встречались.
При изложении путешествия евреев по пустыне Библия не сообщает, сколько времени они провели в каком месте. Известно только, что от горы Синай они отправились в начале второго года [2, Числа, 10, 11]. Ясно, что разведчики побывали в Ханаане вскоре, так как именно после этого Бог объявил о том, что народу прийдется пробыть в пустыне 40 лет [2, Числа, 14, 33-34]. Но в обзорном изложении путешествия [2, Числа, 33, 38] сказано, что Аарон умер на горе Ор в сороковой год по исшествии из Египта. Из этого следует, что евреи пробыли около 40 лет в пустыне Син около Кадеса. В это трудно поверить: вряд ли они смогли бы там так долго кормиться.
Более логично предполагать, что, если между исходом и вторжением в Ханаан действительно прошло 40 лет, то большую часть из этого периода евреи провели в заиорданских степях, где были подходящие пастбища. Это подтверждается следующими фразами из Библии: “и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него” [2, Числа, 21, 25], “и жил Израиль в Ситтиме” [2, Числа, 25, 1]. В то же время, никакого намека на длительность пребывания евреев в пустыне Син в Библии нет.
Итак, по моему предположению, после отделения иудеев во главе с Халевом в израильском стане вспыхнул бунт, во время которого Моисей был убит или бежал. Израильтяне во главе с коленом Рувима двинулись к Чермному морю, а оттуда в Заиорданье. Часть левитов ушла с Халевом, часть последовала с ними. В Заиорданье они разгромили Аморреев и заняли их территорию. Старшие колена – Рувима и Гада – заняли основные пастбища, остальным земли не хватило, и они стали готовиться к завоеванию Ханаана.
Как можно решить “Иерихонскую загадку”? Как преодолеть противоречия, связанные с Иисусом Навиным?
Я предполагаю, что часть еврейских племен вышла из Египта до того, как евреи попали в рабство, т.е. в XV-XIV вв. до н.э. Эти племена считали себя потомками Иосифа, могущественного наместника фараона времен владычества гиксосов. В XIV в. они из Заиорданья под предводительством вождя по имени Иисус вторглись в Ханаан и разрушили Иерихон. Но дальше, видимо, не продвинулись и вернулись в Заиорданье. Это были племена Манассии, Ефрема, Вениамина, Дана и Неффалима (детей Иакова от Рахили и Ваалы). Спустя 1,5 столетия они соединились с родственными племенами, пришедшими в Заиорданье – Рувима, Гада, Иссахара, Завулона и Асира (детей Иакова от Лии и Зелфы, кроме Симеона, Левия и Иуды). Объединившись, израильтяне сумели разгромить Аморреев и занять значительную территорию за Иорданом, которой, впрочем, все равно на всех не хватило. Тогда вождь из племени Ефрема Осия Навин начал готовиться к вторжению в Ханаан. Он изменил свое имя на имя Иисус в память о вожде, разрушившем Иерихон. Под его руководством израильтяне успешно вторглись в Ханаан, хотя и не смогли покорить его целиком.
Познакомившись с религией Моисея, Иисус Навин нашел ее удобной для того, чтобы объединить и держать в повиновении израильтян, и стал ее приверженцем. Он провел обрезание своего народа.
1. Косидовский З. Библейские сказания. М., Изд-во политической литературы, 1968.
2. Библия. М., Российское библейское общество, 1993.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.safety.spbstu.ru