Если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), рекламные расходы нормируются для целей налогообложения, то, согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ, суммы НДС по рекламным расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. То есть НДС, уплаченный при осуществлении налогоплательщиком нормируемых рекламных расходов сверх норм, не подлежит принятию налогоплательщиком к вычету.
Напоминаем, что с 1 января 2006 года порядок предоставления вычетов по НДС несколько изменился. Если до указанной даты налогоплательщик вправе был получить вычет по суммам налога, предъявленному ему к оплате поставщиками и оплаченного им, то теперь факт оплаты роли не играет. Достаточно того, чтобы товары (работы, услуги), имущественные права были предназначены для использования в налогооблагаемой деятельности, были приняты на учет и на руках у налогоплательщика имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура. Такие изменения были внесены в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон №119-ФЗ).
Как мы уже отмечали показатели выручки, а также нормируемых расходов при исчислении налога на прибыль в течение года определяются нарастающим итогом. Следовательно, предельная сумма принимаемых для исчисления налога на прибыль рекламных расходов на протяжении года может возрастать.Увеличение предельной нормы нормируемых расходов позволяет налогоплательщику НДС в дальнейшем принять к вычету НДС, не принятый к вычету в предыдущих периодах.
Пример.
Организация 23 июня текущего года приобрела призы для участников розыгрыша, проводимого в рекламных целях. Их стоимость составила 118 000 рублей (в том числе НДС 18 000 рублей). Выручка от реализации (без НДС), определенная нарастающим итогом с начала года, по данным налогового учета организации:
на 30 июня – 7 000 000 рублей;
на 31 июля - 11 000 000 рублей.
Других расходов на рекламу у организации не было.
Предельный размер расходов на приобретение призов, которые могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль:
на 30 июня – 70 000 рублей (7 000 000 х 1%);
на 31 июля – 110 000 рублей (11 000 000 х 1%).
Следовательно, в июне организация из сумм НДС уплаченных поставщику за призы (18 000 рублей) примет к вычету НДС в размере 12 600 рублей (70 000 х 18%). На 31 июля в расходы для целей налогообложения могут быть включены 110 000 рублей. В результате бухгалтер организации отразит оставшиеся 5 400 рублей в составе вычетов по НДС в декларации за июль.
Окончание примера.
Если фирма - налогоплательщик рекламирует продукцию, не облагаемую НДС, то «входной» НДС, относящийся к рекламным расходам будет увеличивать расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль (пункт 1 статьи 170 НК РФ).
Обратите внимание!
В главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ Федеральный закон №119-ФЗ ввел еще одно изменение, непосредственно касаемое рекламных расходов.
Речь идет о подпункте 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому с 1 января 2006 года не подлежит налогообложению НДС:
«передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей».
Для того, чтобы понять всю важность изменений, внесенных в налогообложение рекламных расходов отметим следующее.
Дело в том, что и работники налоговых органов, и представители Финансового ведомства считают, что безвозмездная передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях представляет собой объект налогообложения по НДС. Напомним, что в соответствии с нормами статьи 146 НК РФ в целях налогообложения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Отметим, что такая точка зрения изложена в Письме МНС Российской Федерации от 13 мая 2004 года №03-1-08/1191/15@ и в Письме Минфина РФ от 31 марта 2004 года №04-03-11/52.
Однако налогоплательщики не всегда соглашались с таким мнением проверяющих органов, обосновывая свою точку зрения тем, что не всякая бесплатная передача товаров (работ, услуг) признается безвозмездной реализацией. Согласитесь, что сложно считать безвозмездной передачей ситуацию, когда покупатель приобретает какую-то вещь, а другую получает в подарок бесплатно. Ведь в данном случае право на подарок возникает при выполнении покупателем определенного условия – приобретения какого-то товара. Кстати именно такую позицию занимали и судебные органы в отношении данного вопроса, примером может служить Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 сентября 2005 года №Ф03-А04/05-2/2663.
Введенная поправка внесла в главу 21 НК РФ некоторую определенность, которая в принципе не может особо обрадовать налогоплательщика. Подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ теперь прямо указывает, что передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях представляет собой объект налогообложения по НДС. Исключение составляет лишь передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых менее 100 рублей.
Таким образом, получается, что если после 1 января 2006 Вы при проведении рекламы бесплатно раздали рекламные материалы, стоимость которых превышает 100 рублей, то необходимо начислить НДС с такой передачи.
При этом налогоплательщик обязательно должен выписать счет-фактуру и отразить ее в книге продаж.
Данный вывод подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 31 марта 2004 года №04-03-11/52 «О налоге на добавленную стоимость», в котором сказано, что бесплатная, то есть безвозмездная передача товаров в рекламных целях, признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом, согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из рыночных цен.
При этом организация не может учесть стоимость подарка в целях налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ.
Этот же вывод нашел отражение и в Письме МНС Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №03-1-08/528/18 «О налогообложении продукции, передаваемой в рекламных целях».
Если же стоимость передаваемых рекламных материалов менее 100 рублей, то организация вправе применить льготу и не начислять НДС по такой передаче.
На наш взгляд, пользоваться данной льготой смогут немногие. Дело в том, что при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Такой правило выдвигается пунктом 4 статьи 149 НК РФ. Обязательное наличие раздельного учета связано с тем, что при одновременном осуществлении тех и других видов операций, налогоплательщик не вправе полностью возместить из бюджета суммы входного налога, относящегося к облагаемым и освобожденным от налогообложения операциям. Поэтому на наш взгляд, лучше от такой льготы отказаться, так как ее использование добавит бухгалтеру «головной боли». Чего стоит только восстановление сумм НДС в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ!
Кроме того, следует заметить, что внесенные законодателем в главу 21 НК РФ новшества порождают и еще целый ряд непонятных моментов. Попробуем объяснить:
нет понятного определения того, что считать единицей передачи при передаче в рекламных целях работ, услуг;
расходы на приобретение (создание) не определены по методике и будут споры о том, что считать расходами – расходы по стандартам бухгалтерского учета или по стандартам налогового учета;
те, кто применял вычеты по данным рекламным расходам, не смогут их принять до определенной суммы расходов на единицу товара;
налогоплательщик столкнется с усложнением методики вычетов НДС по рекламной передаче товаров (работ, услуг), так как наряду с принятым освобождением, существует еще и нормирование для налога на прибыль, которое влияет на вычеты, и неизвестно, (пока на этот счет нет никаких разъяснений) включаются ли освобождаемые обороты в расчет до 1% или после 1%;
непонятно, считать ли передачей в рекламных целях дополнительную комплектацию товара (работы, услуги), например, освобождать ли от налогообложения мятную конфетку с логотипом авиакомпании при оплате авиабилета? Если нужно, но невозможно, то надо ли писать по данному поводу заявление об отказе от льготы?
если затраты превысили 100 рублей, то как определить по статье 40 НК РФ рыночную стоимость безвозмездной передачи совершенно не нужной потребителю вещи, например, флага рекламодателя.
И в заключении, отметим следующее: по мнению авторов статьи, в дальнейшем законодателю еще не раз придется вносить поправки в подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ, слишком уж много неясных моментов, свидетельствующих о недостаточности его проработки.
Заметим, что право на отказ от льготы у налогоплательщика есть, на это указывает пункт 5 статьи 149 НК РФ. Для этого необходимо подать заявление об отказе в налоговую инспекцию в срок не позднее 1-го числа месяца (квартала), с которого налогоплательщик намерен отказаться от льготы. Но при этом не стоит забывать, что если организация пользуется иными видами льгот, установленных пунктом 3 статьи 149 НК РФ, то отказ будет распространяться и на них.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rosec.ru/