Через всю историю земли Московской красной нитью проходят жития святых - великих князей и патриархов, являющихся хранителями первопрестольной, помогавших ей в самые, казалось бы, безысходные времена не только выстоять против политических и стихийных ненастий, но и приукрашаться не переставая.
Иностранцы, путешествующие по допетровской России с удивлением отмечали самоотверженную религиозность, набожность москвичей - их долгое стояние на службах, продолжавшихся по нескольку часов, истовость в соблюдении постов, щедрые пожертвования "на храм". Немудрено, что Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов - святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью.
В отличие от киевских святых, обязанных поклонением прежде всего своим личным достоинствам, безупречному поведению и силе духа (Борис и Глеб, святые Антоний и Феодосий, печерские монахи), московские святые возвышаются главным образом своими державными добродетелями, работе на Московское государство.
Небесный хозяин Москвы - так называют православные жители столицы первого Московского Князя Даниила. После кончины великого русского правителя благоверного Александра Невского, младший сын его - Даниил Александрович - получил в удел град Москву, тогда маленький провинциальный город. Он же первым и возвысил будущую столицу России, украсив ее многими новыми зданиями, храмами, монастырями. После него Москва стала заметным и крепким городом, известным уже по всей Руси Святой. Поэтому, князь Даниил может считаться не только родоначальником князей Московских, но и зачинателем грядущего мощного Русского государства.
Подобно своему славному отцу, князь Даниил отличался воинской удалью и храбростью. И подобно ему удостоился святости. Гораздо чаще, чем подвигами, он восхищал народ свой умением умиротворять людей, пресекать пагубную междоусобицу, побеждать чаще не оружием, а христианским смирением. Сыновья Александра Невского враждовали между собой, деля власть на Руси. Лишь благодаря миротворчеству Даниила, на съезде 1295 года в Дмитрове они, наконец, помирились.
В честь своего небесного покровителя, святого Даниила Столпника им была сооружена на берегу Москвы деревянная церковь, вокруг которой вскоре зародился и мгновенно возрос Свято-Данилов монастырь. Князь содержал первую московскую обитель полностью за свои деньги, выделил ей луга и земли, крестьянские дворы и рыбные ловли. Здесь была собрана первая московская библиотека. Кроме Свято-Данилова князь возвел Богоявленский монастырь, храм Преображения Господня на Боровицком холме, а на Крутицах - Архиерейский дом и храм Петра и Павла. Но именно в Свято-Даниловом монастыре князь Даниил Александрович принял схиму незадолго до своей кончины.
Нелегка была ноша Московских правителей в эти трудные, полные лишений и опасностей годы. Но всегда бок о бок с Московскими князьями труждались на пользу отечеству духовные отцы русского народа - Московские митрополиты. Они жили в годины татарского ига, нашествия западных иноплеменников, иноверцев, великих междоусобных смут, являя нам пример любви к родине. Во многом земля российская обязана этим самоотверженным людям, и православные жители Москвы всегда чтили и чтут их, как небесных покровителей города Москвы и молитвенников за наше Отечество.
Первый из них - Святитель Петр, родителям которого еще до его рождения была предсказана стезя святости для их сына, в 12-летнем возрасте, успешно изучив книжные науки, поступил в монастырь, где с ревностью исполнял послушания и немало времени уделял изучению Священного Писания и иконописи.
Вскоре за добродетельную подвижническую жизнь Петр был рукоположен в сан иеромонаха, и спустя несколько лет подвизался в уединении на реке Рате, а впоследствии стал игуменом выросшего здесь Новодворского монастыря.
О кротком и добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители, а по кончине Владимирского митрополита Максима Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Живя сначала в Киеве, потом во Владимире, митрополит часто бывал и живал подолгу в Москве, благодаря чему у него завязалась тесная дружба с Иваном Калитой. В августе 1326 года Петр благословил московского князя заложить соборный храм Успения в Московском Кремле. А в 1325 году митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву, что имело большое значение для всей Русской Земли.
Много сил потратил святитель на усмирение вражды между русскими князьями и поддержание мирных отношений с татарскими правителями. Еще в 1312 году совершил он поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. А позже Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Здесь же, в Москве, скончался он 21 декабря 1326 года. По его смерти у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
Преемник Петра Феогност также избрал Москву для митрополичьей кафедры, поселился на митрополичьем подворье в Москве, у гроба Петра. Здесь, управляя паствой, стал советником московских князей, стремясь укрепить город как центр единодержавия на Руси. Святитель восстановил многие храмы после страшного пожара 1343 года, опустошившего Москву, а в 1353 году скончался.
Еще при жизни Феогност выбрал себе преемника - Владимирского епископа Алексия - и очень благоволил ему. Будущий митрополит уже в детстве понял свою богоизбранность, рано обнаружил склонность к духовной жизни и монашеским подвигам. К 15 годам он постригся в монастырь, руководимый замечательным подвижником старцем Стефаном - братом Сергия Радонежского. Однако судьба готовила ему другие подвиги - служение во имя отечества.
Это было тяжелое для страны время. Русская Церковь раздираема была великими распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, святитель Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к прискорбному разделению Русской митрополии.
Несмотря на все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительстве монастырей, о благоустройстве монашеской жизни, устроил три монастыря в Москве - Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский.
Сыграл митрополит и немалую роль в отношениях с Золотой Ордой. В в 1357 году он совершил поездку в ханскую ставку Джанибека, где он чудным образом исцелил царицу Тайдулу, страдающую слепотой. Надо сказать, что святителя с почестями встретили в ставке хана - их владычества очень уважали наших митрополитов, почитая их и даже освобождая от всяческих пошлин. В знак благодарности Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле, а также святитель получил от хана ярлык с освобождением Русской церкви от даней и поборов.
Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, митрополит взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия - будущего великого правителя московского княжества и победителя Золотой Орды Дмитрия Донского. Радея о государстве, святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Димитрий Донской первый из великих князей московских ясно и определенно заявил о стремлении к государственному единодержавию.
Спустя три года после кончины митрополита войска святого благоверного князя одержали историческую победу на Куликовом поле, приведшую к росту могущества Московского княжества.
О детстве будущего великого князя, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. "Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, - говорится в "Слове о житии..." Димитрия Иоанновича, - и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал ".
Это не удивительно, ведь детство будущего воителя прошло под влиянием его воспитателя, долгие годы заменявшего ему отца, благодаря чему с самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, впитал в себя православный дух русского народа. Немало сделал для юного князя и другой русский подвижник - преподобный Сергий Радонежский, наставлявший его в духовных и телесных подвигах.
Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. С его именем связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов, в том числе Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь Всех святых на Кулишках в Москве, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Князь привык действовать в уповании на единого Бога, - и потому, имея Бога своим Помощником, он оказался в силах выступить против Орды. Под влиянием Церкви в его душе сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить веру.
Под руководством митрополита и преподобного Сергия князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 г. браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны.
Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством наставников - святых митрополита Алексия и Сергия Радонежского, который крестил двух сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Святая княгиня была строительницей храмов и монастырей в Москве и в Переяславле-Залесском, городе-резиденции Великого Князя. В Кремле она основала Вознесенский женский монастырь, а в память Куликовской битвы заложила церковь Рождества Богородицы. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), после кончины Дмитрия Ивановича, горько оплакав любимого мужа, княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив остаток своего жизненного пути, она, так же как и ее супруг - освободитель, удостоилась святости.
Не успела еще русская земля избавиться от грабительских набегов татар, когда в начале XV века юго-западные епархии Русской церкви оказались под все возрастающим влиянием католической Польши. В то время многотрудная ноша Предстоятеля Русской Церкви лежала на святителе Фотии. 22 года подвизался он на этом посту. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия: хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Но Бог сохранил праведника: накануне захвата Владимира, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь.
Однажды Фотий посетил Симонов монастырь и пожелал после молебна благословить иноков, исполнявших разные послушания. В пекарне он увидел уснувшего от многих трудов Иону, бывшего иноком многие годы с 12-летнего возраста, благословил спящего и предсказал присутствующим, что этот инок станет великим святителем Русской Церкви.
Предсказание святителя Фотия исполнилось. Через несколько лет Иона был поставлен епископом Рязанским и Муромским, а после смерти Фотия Собор русских иерархов избрал Иону митрополитом Московским и всея Руси. Посвящение его, по благословению Патриарха Константинопольского Григория III, было впервые совершено русскими архиереями в Москве
За труды на благо Церкви святой Иона удостоился от Бога дара чудотворений и прозорливости. Самым значительным чудом следует считать спасение Москвы от татар и прекращение в ней пожара по молитве угодника. В 1451 г. татары неожиданно подступили к Москве и готовились напасть на город, но после совершения митрополитом крестного хода по стенам города, в рядах татар произошло неожиданное смятение, и они в страхе и панике обратились в бегство.
В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку Макария, которому было тогда около 60 лет.
XVI век был веком расцвета Русского государства. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 году в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя - Ивана IV, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя.
Вскоре митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Святитель созывает в Москве два Собора, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых - митрополита Ионы, благоверных князей Александра Невского, Всеволода Псковского, Михаила Тверского; преподобных Пафнутия Боровского, Макария Калязинского, Александра Свирского, Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, что вызвало большой духовный подъем в русском обществе.
В начале 1551 года митрополитом был создан Стоглав - сборник решений церковного собора - ставшего одним из памятников средневековой русской литературы. В нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности - он поставил целью собрать вообще всю "чтомую" на Руси духовную литературу. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи.
По его инициативе был создан первый систематический труд по русской истории - "Книга степенная царского родословия". Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг. С его благословения печатаются знаменитые "Апостол" и "Часослов" Ивана Федорова.
О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани и Полоцка. Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины.
Смелость и самоотверженность митрополита также внушала уважение. Это он во время великого пожара в Москве в 1547 чуть не задохнулся от дыма, когда выносил из огня образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. Не раз приходилось ему вступать в спор с грозным царем Иваном IV, что было не менее опасно, чем спорить с пламенем.
Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем,- Василий Блаженный.
Согласно церковному преданию, Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, где мать его Анна горячо молилась.
В 16 лет Василий пришел в Москву и начал трудный подвиг юродства: в лютый мороз и палящий зной он ходил нагим и босым по московским улицам, обличая неправду, совершая странные для окружающих поступки - то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом - и терпя за это побои. Но потом оказывалось, что и калачи испечены дурно, и квас негоден.
Много чудес совершал святой Василий. Проповедуя милосердие, помогал тем, кто стыдился просить милостыню. За ним была и слава предсказателя будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы. Святой Василий горячо молился перед Владимирской иконой Божией Матери об избавлении Москвы от нашествия иноплеменных, когда хан Гирей подступал к столице Руси.
Для него не было лицеприятия - он осуждал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях. Доставалось от него и царю Иоанну Грозному за его неблагочестивые поступки. Тем не менее, царь очень почитал святого и благоволил ему. Когда Блаженный Василий скончался, его отпевал сам митрополит Макарий, а царь Иоанн Грозный нес на руках его святые останки.
Большое влияние на царя Иоанна Грозного оказывал и еще один московский святой - преемник митрополита Макария - Филипп. Происходил он из знатного рода Колычевых, которым благоволил отец тогда еще отрока Иоанна, Великий князь Василий III. Это давало ему возможность сделать карьеру на поприще государственного служения. Но с детства тяготившийся суетностью мирской жизни, в 30-летнем возрасте будущий святитель, в миру - Феодор, в тайне от родных ушел в Соловецкий монастырь.
Он выполнял самые тяжелые послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице, в монастырской кузнице, любил подолгу удаляться для молитвенного уединения, а впоследствии стал игуменом обители.
Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Святитель Филипп не раз решался противостать Грозному. Он не раз выступал против обилия казней, количество которых все возрастало, и беззаконий опричников. После того, как митрополит открыто стал порицать царя и его свиту, участь святителя-исповедника была решена. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы, потом его долго томили в подвалах московских монастырей. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.
Разделавшись с неугодным духовником, Иоанн Васильевич вскоре обратил свое благосклонное внимание на инока Старицкого Успенского монастыря Иова, который вскоре был возведен в сан архимандрита, а в 1587 году, уже после смерти монарха сделался митрополитом Московским.
При царствующем боярине Борисе Годунове московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха. До тех пор Русская Православная Церковь была лишь митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии, несмотря на то, что уже почти полторы сотни лет после падения Константинополя фактически являлась автокефальной (самоуправляемой). Теперь же возведение русского митрополита в сан патриарха повысило значимость Русской Церкви: Москва - столица самого крупного православного государства - становится одним из столпов православия в мире.
В смутное время Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, обличал беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца, выдававшего себя за убиенного царевича Дмитрия, а позже и предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. После кончины Годунова, когда в Москве вспыхнул бунт, и город был сдан самозванцу и полякам, Патриарх отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь.
В конце дней своих святитель Иов благословил на патриаршество митрополита Ермогена. Патриарх происходил из донских казаков, был священником в городе Казани, после принял монашество и стал архимандритом. В 1589 г. был посвящен в архиерейский сан на казанскую кафедру и стал первым Казанским митрополитом.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В 1605 году святой Ермоген имел мужество оказать сопротивление Лжедмитрию I по вопросу о его браке с Мариной Мнишек и за свою твердость подвергся опале. После смерти Лжедмитрия царь Василий Иванович Шуйский в 1606 году собрал в Москве собор русских епископов, которые избрали Ермогена Казанского на патриаршую кафедру. Святитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особым вдохновением противостоял святитель изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрепились в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.
Русские полки очистили Москву от поляков 22 октября 1612 г. Но тот, кто подготовил это торжество, не дожил до этой радости - в феврале того же года святейший Патриарх Ермоген скончался мученической смертью от голода.
Прошло более 200 лет. Уже отгремела гроза 1812 года, отбушевали страшные Московские пожары. Россия жила бурной жизнью XIX века. За это время Петром Первым было отменено патриаршество, что не лучшим образом сказалось на Православной Церкви. Русское православие, оскудевшее святостью и еще более мудростью, было раздираемо всевозможными ересями, росшими в первую очередь в среде русской интеллигенции, которой недоставало по-настоящему просвященных пастырей. В августе 1826 года в день своей коронации царь Николай I возвел в сан Митрополита Московского архиепископа Филарета (Дроздова), прошедшего к этому времени нелегкий путь от семинариста до высшего церковного иерарха. Человек этот, помимо аскетических свойств своей натуры, достойной своих древних предшественников, обладал еще и незаурядным умом, высокой образованностью, а также удивительнейшим даром красноречия. В историю нашего православного государства он вошел, прежде всего, как автор множества трудов по богословию, по которым и по сей день сверяют свой жизненный и духовный путь миряне и священнослужители.
Многие его проповеди переведены на разные языки мира. А главным его трудом был перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В истории России он оставил след не только как истый поборник решения многих общецерковных вопросов той эпохи, но и как участник подготовки манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Неоценима его роль в создании храма Христа Спасителя, на строительство которого он внес немало своих личных средств. Именно он произвел выбор сюжетов для горельефов, ему принадлежит идея создания главного иконостаса в форме часовни.
Вся его долгая жизнь - пример служения своему Отечеству. Деятельность на педагогическом, научном, административном поприще, отстаивание интересов Церкви перед светской властью снискали митрополиту Филарету славу ревнителя православной государственности в те сложные годы.
Однако приближалось еще более страшное время - 1917 год. Когда, казалось, не выстоит православная вера, когда у людей исчезала последняя надежда, появляется, словно Божий посланник, Первосвятитель Тихон, чтобы святым Патриархом-мучеником.
Родившийся в благочестивой семье священника с патриархальным укладом, Василий Иванович Белавин был одним из лучших учеников в семинарии. Кротость, смирение, целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскому народу, - все это сделало Василия любимцем товарищей-студентов, которые, шутя, однако из уважения, называли его Патриархом. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим. Предрек святителю его высокий пост и сам Иоанн Кронштадтский.
В 23 года ставший кандидатом богословия, будущий верховный пастырь прошел трудный жизненный путь, - возглавлял многие епархии, повсюду завоевывая безграничную народную любовь.
Вскоре после февральской революции архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру, и сразу же начал подготовку Поместного Собора, которые не собирались уже более 200 лет. Собор этот, после долгих дебатов постановил возродить патриаршество. "У нас больше нет Царя, которого мы любили, - говорил народ, - а потому мы хотим Патриарха".
Жребий пал на Московского митрополита Тихона. Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Он оказался единственным законно избранным вождем народа, и народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря: проводимые им службы собирали толпы народа. Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.
Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь.
Начались расстрелы духовенства. После попытки новых властей вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавры Патриарх Тихон выпустил послание, в котором он выступил против осквернения святынь и гонения на церковнослужителей и простых верующих мирян. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных "безумцах" и советская власть прямо не называлась, послание было воспринято как анафема советской власти.
Позже патриарх выступал против организованного Наркоматом вскрытия и ликвидации мощей во всероссийском масштабе, против закрытия монастырей, и власти обвинили его в пособничестве белому движению и в контрреволюционности. Его неоднократно заключали под домашний арест по обвинению в призывах к свержению советской власти.
Но патриарх продолжал бороться. Когда был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей, положивший начало ограблению православных храмов и монастырей России, он расценил это действо, как "акт святотатства", за что и был арестован. Массовое народное сопротивление изъятию святынь повсюду было беспощадно подавлено. Суды, открытые процессы над "церковниками", расстрелы прокатились по всей России. Верховный архипастырь был объявлен контрреволюционером, белогвардейцем и содержался под стражей.
Через некоторое время ради облегчения положения Церкви патриарх подписал известное "покаянное" заявление, запомнившееся словами: "... я отныне советской власти не враг". Но вопреки надеждам чекистов, любовь народная к Патриарху Тихону не только не поколебалась в связи с его "отступлением", но стала еще больше. Он уповал на доверие народа, и народ действительно верил ему. Его поддержка верующему народу многим помогла не потерять веру и укрепиться в ней. Спустя много лет его имя было прославлено в сонме сотен российских исповедников и новомучеников, пострадавших в эти трудные для России и православия годы. Большинство из них - священнослужители, на плечи которых лег нелегкий труд пастырей в нелегкое время.
Незадолго до смерти Святитель Тихон участвовал в погребении московского старца Алексея Мечева. Простой священник, отец Алексий оказал не меньше духовной помощи москвичам, чем сам Владыка. И пользовался любовью и покровительством не только мирян, но и высшего церковного руководства.
Еще отец его, Алексей Иванович Мечев, регент кафедрального хора, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. После митрополит постоянно заботился о мальчике, а в дальнейшем и о его семье. Это именно он дал сыну своего любимца имя в честь святого Алексия, человека Божия.
Рос Алексий в обстановке радушного гостеприимства и хлебосольства, выделялся среди родных мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Еще в детстве за необычайную для его возраста серьезность и благочестие его прозвали "блаженный Алешенька".
В семинарию пошел по горячему желанию матери. Вскоре по ее окончании он был рукоположен во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках, став вскоре ее настоятелем. Доставшийся ему храм был самым маленьким в округе и малопосещаемым. Зачастую служил батюшка литургии в одиночестве. Однако совершал богослужение ежедневно, а не 2-3 раза в неделю, как обычно в московских храмах, и первым ввел обычай причащаться ежедневно, а не раз в году, Великим постом, как это было принято среди москвичей.
Работал отец Алексий не покладая рук, в очень тяжелых условиях, но каждого приходящего встречал с любовью и безграничной добротой. Вскоре молва про доброго батюшку разошлась по всей столице и ее окрестностям. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. Особенно число прихожан выросло после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля в храм отца Алексия перешла часть прихожан Чудова монастыря. Появилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.
На духовный подвиг отца Алексия благословил сам Иоанн Кронштадский, приезжавший в Москву в 1902 году. Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники старец Анатолий и игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял в Кленники: "Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий".
Да и сам святейший патриарх доверял и благоволил московскому старцу. Недаром, сам приехал проводить его в последний путь.
В трудное время Москву всегда оберегали святые покровители. Тогда, когда, казалось бы - помощи ждать неоткуда, - Господь посылал жителям столицы небесного заступника.
Вот и всего через два года по смерти московского "Доброго Пастыря" - отца Алексия Мечева, - в 1925 году здесь поселилась святая блаженная Матрона, которая до самой смерти не оставила столицу, несмотря на трудности с жильем. Часто меняла она квартиры, приходилось жить ей на Ульяновской, Пятницкой улице, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде, в Царицыно, на Арбате - в Староконюшенном переулке, зачастую в плохих условиях. Несколько раз чудом избегала ареста за то, что проживала без прописки. Но не роптала святая, и не уезжала, - знала, что нужна здесь.
В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению.
Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последние времена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения.
Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная жизнь без покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала.
Своим близким матушка сочувствовала: "Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут - выбирайте!" "Мы выберем крест, - отвечали они, - а как же тогда можно жить будет?" "А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!"
Похоже, время выбора настало. Не легче, чем во времена красного террора жить сейчас православным людям, тяжелы посылаемые нам искушения. Беззаконие, разврат, убийства, жажда наживы становятся нормой. Но как всегда, в самые трудные для Москвы годы Бог протягивает к нам руки, посылая благодать. Поэтому именно в последнее десятилетие стали вновь открываться закрытые и строиться новые храмы, возрождаться монастыри. И как знать, возможно, по молитвам нашим пошлет господь нам святых помощников в нашей нелегкой, полной искушений жизни.
Матронушка часто повторяла: "Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!". Блаженная очень любила Москву, говорила, что "это святой город, сердце России". Недаром и на гербе города изображен святой Георгий Победоносец - святой покровитель столицы. И пока охраняет он Москву, не переведутся святые земли московской.