Во всех мифах, относящихся к определенной эпохе, затрагивается тема кастрации.
Сатурн отрезает детородный орган у своего отца, а Юпитер, в свою очередь, подвергает той же операции Сатурна.
В греческой мифологии Океана кастрирует его сын Кронос.
Спящего скандинавского бога Одина лишает половых органов кабан, как и Адониса, возлюбленного Венеры. На всех своих изображениях Адонис предстает с раной на бедре, а бедро символизировало в древности половые органы.
Жрецы-кастраты
В Индии жрецы бога Вишну практиковали кастрацию.
То же самое делали жрецы богини Астарты в Эфесе и Иерополисе.
Гомер рассказывает, что египетские жрецы были евнухами. Известно также имя жреца эпохи XVIII династии - Хум Атена, который кастрировал себя. По всей видимости, в ту пору этот обычай уже не был распространен и практиковался в исключительных случаях.
Сакральные евнухи играли важную роль во многих магических и социальных братствах.
В некоторых этнических группах, например у лопарей Северной Европы, шаманы традиционно были кастратами, как и жрецы индейского племени алгон-кинов.
Сексуальная активность первых людей была невероятно высокой. Вот что пишет Заборовский в одной из своих работ, посвященной павианам: "Павиан отличается чрезвычайной сексуальной потребностью, . его половой орган практически постоянно находится в состоянии эрекции. Если самца запереть в одиночестве, он в скором времени умирает от неудовлетворенного желания. Запах самки приводит его в исступление..."
Павиан с половым органом в состоянии эрекции и головой, увенчанной полумесяцем, - это божество Древнего Египта.
Человек в процессе своей эволюции стремился обуздать свою безудержную сексуальность и поэтому прибегал к кастрации.
Сексуальная энергия была отведена от своего естественного русла и направлена в голову.
Это единственное рациональное объяснение смысла мифов о богах-кастратах.
Жрецы-кастраты имели следующие атрибуты: митру, символическое изображение полового органа, свободную мантию, напоминающую предмет женской одежды. Кроме того, их тело должно было быть полностью выбрито.
Наиболее известное кастрированное духовенство в античную эпоху существовало в Сирии. Назывались они галлами. Галлы пришли в Рим и создали там нечто вроде корпорации восточных жрецов-кастратов. Эта традиция пришла в упадок, если судить по описанию, оставленному Люсьеном Самосатским: "Они носят длинные мантии с поясом. Рукава плотно облегают запястья. Эти мантии изготовлены из шелка или тонкого льна, их цвет варьируется от бледно-желтого, переходящего в зеленый, до голубого и белого, и они украшены вышитыми ромбами. Волосы галлов выкрашены в белый цвет, напомажены, завиты и уложены под сетку. Лица их нарумянены, глаза подведены, ресницы искусственно удлинены, а тела полностью лишены волосяного покрова".
В Карфагене в эпоху святого Августина жрецы храма богини Танит кастрировали себя, обривали головы, носили женские одежды и имитировали женскую походку.
В античную эпоху кастрация практиковалась в таких провинциях Малой Азии, как Фригия, Анатолия, Кап-падокия, Понт и Галатия. Сексуальное членовредительство имело место во время оргий, устраиваемых в рамках культа Бахуса. Эти оргии, происходившие в день весеннего равноденствия, начинались с того, что молодые "семинаристы" бичевали сами себя и друг друга под аккомпанемент воплей, боя барабанов и пения труб.
Придя в состояние экстаза, они срывали одежду и отрезали себе половые органы, бегали, потрясая ими, по улицам и швыряли их в окна домов.
В России существовала секта кастратов, которых называли скопцами. Преследуемая и запрещаемая всеми правительствами, она каждый раз возрождалась к жизни. В период с 1732 по 1930 год против ее членов состоялось множество судебных процессов.
Кастрация скопцов осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе удалялись яички. Если раньше их прижигали каленым железом, то сегодня отсекают с помощью ножа или бритвы.
После этого удалялся половой член.
По аналогии у женщин вначале отсекали соски, затем всю грудь, клитор и, наконец, малые губы.
Существовал также и третий этап, на котором у мужчин вырезали определенные мышцы груди.
Евнухи появились вследствие древнего ритуала кастрации и задолго до того, как их начали в массовом порядке использовать в гаремах. В античную эпоху множество евнухов было вывезено из Персии на остров Делос.
Процедуру кастрации производили цирюльники. Существовало три категории евнухов:
евнухи с полностью удаленными наружными половыми органами;
евнухи с удаленными яичками;
евнухи со всеми наружными половыми органами, но яичками, лишенными способности к воспроизводству.
Поскольку во время процедуры кастрации проливается много крови, она должна была привлечь внимание магов, к тому же мужской половой член, являвшийся объектом культа, стал предметом магии наряду с сердцем, широко применявшимся в практике колдовства.
В эпоху появления сельского хозяйства, когда человек начал интересоваться вопросами плодородия почвы, ритуал кастрации был адаптирован к сельскохозяйственным целям: землю окропляли кровью, истекающей из отделенного полового органа, а он сам закапывался на поле.
Появление практики кастрации определяет момент переориентирования религии в направлении, которое спустя много времени привело к христианству. Однако процесс эволюции имел отнюдь не линейный характер, а протекал как бы в двух плоскостях. С одной стороны, кастрация была интегрирована в древние религиозные формы и эволюционировала в соответствии с принципом условных рефлексов, посредством ассоциации образов.
С другой стороны, она была рычагом, с помощью которого было введено в обиход большинство моральных и нравственных принципов, которыми мы руководствуемся и сегодня и которые считаем логичными и рациональными.
На первом пути эволюции можно отметить следующие характерные особенности:
- гомосексуальные жрецы;
- шествия безумствующих кастратов (вакханалии);
- шествия безумствующих самобичевателей.
На втором пути:
- целомудренные жрецы;
- мистическая бесстрастность;
- аскетизм, святость;
- различие между животной и духовной жизнью, социальное превосходство, достигаемое благодаря жертвам и отречению;
- появление понятия нарушения в отношении полового акта, приличий, целомудрия и т.д.
Два новых великих ритуала:
- ритуал кастрации;
- ритуал принятия духовного сана (трепанация, деформация черепа, пострижение).
Эволюция духовенства:
- жрецы-кастраты;
- жрецы, одетые в женские одежды;
- целомудренные жрецы.
Появление нового "транса":
- мистическая бесстрастность;
- аскетизм;
- святость;
- йога.
Замена кастрации:
- безбрачие (целомудрие);
- чехол для пениса;
- обрезание;
- бичевание, нанесение шрамов;
- умерщвление плоти;
- пост.
Идеи, получившие распространение:
- самоотречение, воздержание, самопожертвование;
- отказ от всего, что считается нечистым;
- гордость, превосходство, господство;
- совершенствование, благородство, усилие;
- различие между животной и духовной жизнью;
- появление сексуальной морали.
Последствия в культе:
- замена обширного святилища на открытом воздухе на пещеру небольших размеров, обстановка в которой благоприятствовала мистической бесстрастности.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medicus.ru/