Революция в творчестве Александра
Блока
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя !
(Александр Блок)
У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам
только снится”, который мне очень
нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий,
волею божьей поэт”, по определению
А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле
Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб- рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом
слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев ! ”
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет,
чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока,
хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по
композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.
Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но
ему обещано:
Утек, подлец ! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой !
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа ...
Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови !
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то роман- тически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).
Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра- шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.
Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче
мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре
которой сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с
А.М.Горьким, что это “человек бес-
страшной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной
смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде
будущего, какие проявил А.Блок”.