смотреть на рефераты похожие на "Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики"
Доклад
к защите дипломной работы на тему: " Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики " ( на примере Тамбовской области).
В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики,
очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства,
насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно
без существования информационных, финансовых, страховых и других видов
услуг.
Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг,
причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем
объеме услуг (68% в Тамбовской области). Это связано с торговлей товарами
(особенно технически сложными), т. к. Сбыт товара требует все более
развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время
реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.
Итак, цель моей работы - изучить проблему и специфику развития сферы
услуг в Тамбовской области; задачей является анализ научной и
публицистической литературы, статинформации, а также сопоставление
теоретического материала об основных тенденциях развития услуг, динамики
платных услуг с практическим (на примере Тамбовской области); Объектом
исследования является экономико-статистический материал; предмет
исследования - сфера платных услуг.
Платные услуги населению представляют из себя полезные результаты
деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но
не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом
купли-продажи и реализуются по ценам целиком, или в значительной мере,
покрывающим издержки производства (за счет выручки от реализации).
Платные услуги включают в себя следующие виды: бытовые услуги,
пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные, услуги учреждений
культуры, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-курортные,
ветеринарные, туристско-экскурсионные, услуги правового характера, системы
образования и прочие услуги.
Объем платных услуг населению области по видам указан в Таблице №1. Как
вы можете видеть из данной таблицы, в 1997 г. Впервые за 7 лет прекратился
спад темпов объема услуг в сопоставимых ценах по отношению к 1990 г. Объем
платных услуг составил в 1997 г. 1089,8 млрд. рублей, что на 2% больше, чем
в 1996 г. Значительно увеличились и такие виды услуг, как ветеринарные (на
46,4%), услуги правового характера (39,5%), системы образования (32,8%),
бытовые (32,0%), медицинские (26,0%), пассажирского транспорта (15,2%). В
тоже время снизились туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные
услуги (21,2% и 13,8%), услуги коммунального хозяйства (14,7%), связи
(2,3%). Дополнительные расчеты см. в Приложении 3, стр.74
Если Вы обратите внимание на Рис.1 " Структура платных услуг населению",
то заметите, что в структуре преобладают виды, которые носят обязательный
характер: жилищно-коммунальные, бытовые, пассажирского транспорта. Доля
услуг, связанных с содержанием и активным проведением отдыха (услуги
учреждений культуры, физической культуры и спорта) незначительна. Также
небольшой удельный вес имеют ветеринарные услуги, туристско-экскурсионные,
услуги гостиниц и мотелей.
Объем платных услуг на душу населения по данным 1997 г. В Тамбовской
области являлся самым низким показателем по сравнению с другими областями
ЦЧР - 834 тыс. Рублей, что на 20 процентных пункта ниже, чем в Белгородской
области, на 18 - в Липецкой, на 9 - в Курской, на 4 - в Воронежской. Это
можно наблюдать из Таблицы №2.
Хотелось бы сказать и о ценах на платные услуги, которые растут
опережающими темпами по сравнению с денежными доходами и потреблением
платных услуг. На Рис. 2 изображена динамика денежных доходов населения,
индексов потребительских цен и объема платных услуг через все каналы
реализации. Значительное влияние на удорожание платных услуг населению
оказало повышение цен на коммунальные услуги (на 74,7%), квартплату ( на
45,1%), услуги связи (42,2%), услуги пассажирского транспорта (на 36,7%),
т. е. На услуги жизненно важные, отказаться от которых невозможно.
Необходимо отметить распределение платных услуг по: формам собственности в 1997 г.: 67,9% - негосударственная; 32,1% -
государственная; каналам реализации в 1997 г.: 63,9% - услуги, оказанные предприятиями;
36,1% - физическими лицами.
В условиях перехода к рыночным отношениям в Тамбовской области стали
возникать новые, характерные для рыночной экономики, виды услуг: на 1.01.98
г. В нашей области зарегистрировано 48 предприятий , осуществляющих услуги
в области рекламы, аудита и операциях с недвижимостью.
В 1997 г. 16 из 23-ех зарегистрированных рекламных предприятий были не в
состоянии сформировать себе портфель заказов по основному виду деятельности
и существовали за счет доходов от торгово-посреднической деятельности, но
производительность труда в этой сфере возросла по сравнению с 1996 г. В 1,6
раза.
Сопоставление результатов деятельности аудиторских фирм показывает, что в
1997г. Снизилась эффективность затрат живого труда , хотя возрос круг
предоставляемых услуг (финансовая ревизия, консультационные услуги, услуги
по составлению баланса и услуги в области бух. учета). Производительность
труда на одного работника снизилась на 1,6 млн. рублей; эффективность
затрат (рентабельность) увеличилась на 0,6 процентных пункта. Дополнительно
см. Таблицу 9 на стр.45
Начиная с 1995 г. Тамбовским облкомстатом проводятся наблюдения и сбор
информации по организациям, оказываемым услуги в операциях с недвижимостью.
В 1997 г. Учтено 8 организаций, заключающих договора на реализацию квартир
во вновь вводимых жилых домах (с правом продажи квартир).
Не маловажное значение имеет проблема экспорта и импорта услуг. К
основным видам международных услуг относятся: транспортные, туристические,
связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные и
др.
Так, общий объем экспорта услуг в страны дальнего зарубежья составил
328,9 тыс. дол. США и снизился на 7,4% по сравнению с 1996 г. Основную долю
в экспорте составили телефонные услуги и услуги в области образования.
Общий объем импорта услуг в 1997 г. составил 1271,3 тыс. дол. США и
снизился по сравнению с 1996 г. на 2,9 %. Более 90% всех услуг приходилось
на строительные услуги иностранных подрядчиков.
Сложные условия нестабильности в рыночной экономике не могут не оказать
существенного влияния на развитие потребительского рынка услуг и развитие
сферы услуг в целом.
В итоге, мне хотелось бы высказать несколько предложений по внедрению
каких-либо изменений в развитие сферы услуг:
1. Желательно, чтобы в дальнейшем роль государства в развитии данного сектора экономики возросла. Необходима финансовая поддержка и увеличение ассигнований со стороны гос. органов на более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.
2. Проведение маркетинговых исследований в области изучения рынка услуг поможет усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках услуг.
Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем
развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то
качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но
предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы
установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для
удовлетворения общественных нужд.