смотреть на рефераты похожие на "Проблемы цикличного развития экономики"
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение.
1. История возникновения проблемы цикличного развития экономики.
2. Четыре фазы цикла.
2.1 Кризис.
2.2 Депрессия
2.3 Оживление
2.4 Подъём (бум)
3. Причины цикличного развития экономики.
4. Типы экономических циклов.
5. Нециклические колебания.
6. Государственное антициклическое регулирование.
1. Бюджетно-налоговые инструменты воздействия на экономический цикл.
2. Денежно-кредитные инструменты.
3. Инвестиционная политика государства.
Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах.
Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всю полноту кризиса.
Экономический цикл разными путями и в разной
степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики.
Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли
промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары
длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие
потребительские товары кратковременного использования обычно меньше
реагируют на спад.
Предприниматели опираются на определенное предположение о будущем, когда принимают решение об инвестициях и объеме производства. Если они считают, что следующий год принесет с собой спад, то постараются уменьшить инвестиции уже сейчас. Когда же, напротив, ожидают оживления и значительного роста цен, то торопятся закупить товары, расширить производство и строительство.
Абсолютно также биржевые игроки хотят знать будущее, дабы иметь возможность получать прибыль от покупок или продаж акций.
Умение предвидеть последствия того или иного фактора означает возможность для предпринимателя заранее предпринять меры, позволяющие сгладить отрицательное воздействие в случае спада или стимулирующие меры в случае оживления.
Перед предпринимателями всех развитых стран постоянно стоит проблема о беспроигрышном вложении капитала, поэтому изучение экономических циклов с точки зрения прогнозирования возрастании или спада экономической активности является одной из важнейших задач современной экономики.
«Эволюция - по своей сути процесс, который движется циклами...
Реален только цикл сам по себе».
Й. Шумпетер.
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЧНОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена экономистами еще в первой половине прошлого века.
В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы капиталистических предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения данного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей не остается даже нормальной, а, не говоря уже об экономической прибыли.
Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили
внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение
спроса, увеличение объемов производства или его простой. Выявилась и
определенная последовательность в чередовании указанных явлений. Проблема
имела столь огромное значение для экономического развития, что ее не обошел
стороной практически ни один из ведущих экономистов XIX и XX вв.
Написаны десятки различных работ, определяющих причины циклического
развития, получены самые разнообразные пояснения и прогнозы. Исследованию
экономических циклов посвящены работы таких ученых как К. Кларк, У.
Митчелл, К. Маркс, Н.Д. Кондратьев,
Й. Шумпетер и многих других.
Колин Кларк (1905г.) – американский экономист и статистик. Считал, что при соответствующей политике государства, а именно регулирования деятельности монополий и национализации ряда отраслей, возможно добиться смягчения циклических колебаний экономики.
Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву (теория «длинных волн»).
Следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трех цикличной схеме,
то есть колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на
трех уровнях, как наиболее подходящую для описания многих явлений,
происходящих в экономике. Он назвал эти циклы именами Н. Д. Кондратьева, К.
Жугляра и Дж. Китчина – ученых, открывших эти циклы. Шумпетер считал, что
в экономической системе проявляется взаимосвязь и взаимозависимость всех
трех циклов.
Нельзя не сказать о вкладе К. Маркса в разработку теории цикличности. Он исследовал короткие циклы, получившие название периодических циклов или кризисов перепроизводства.
«конечной причиной всех действительных кризисов всегда остается бедность и ограниченность потребления масс, противодействующая стремлению капиталистического производства развивать производительные силы таким образом, как если бы границей их развития была лишь абсолютная потребительная способность общества» К.Маркс .
П.Самуэльсон в своей известной книге «Экономика» определяет экономический цикл как общую черту почти всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Именно этой цикличностью характеризуется развитие всех промышленно развитых стран. Через спады и подъемы они неизбежно идут одним путем почти два столетия, по крайней мере с этого этапа, когда общество относительно натурального хозяйства начало переходить на более высокий уровень основанной на тесной взаимозависимости всех ее звеньев развитой денежной экономики.
Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение
170 лет. Первые экономические кризисы датируются 1825 годом в Англии и в
1840 году в Германии.
2.ФАЗЫ ЦИКЛА.
2.1. КРИЗИС.
Термин экономический цикл означает следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет. Отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Нет точной формулы для прогнозирования длительности и временной последовательности экономических циклов. По своей нерегулярности экономические циклы больше напоминают изменения погоды. Тем не менее, все они имеют одни и те же фазы, которые по- разному именуются различными исследователями.
Q
0
Т
Рис.1
Рецессия (сокращение) – состояние экономики, когда валовой национальный продукт при неуклонном снижении становится меньше, что свидетельствует о спаде производства или замедлении темпов его развития.
Кризис рыночной системы хозяйства характеризуется резким спадом производства, который начинается постепенно с сужения, сокращения деловой активности (реже заключаются торговые сделки, уменьшается объем деловых операций, осуществляемых как в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается нарушением равновесия между спросом и предложением на какой-либо товар или в какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков и остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицы.
Представим общую картину промышленного кризиса XIX - начало XX веков.
Рынок, впитавший беспрепятственно все производимые
товары, в какое-то время оказывается переполненным; товары продолжают
поступать, между тем спрос постепенно уменьшается, отстает от предложения,
и наконец, прекращается вовсе. Тревога распространяется по всему рынку.
Спрос исчезает, между тем всюду еще имеются громадные запасы товаров, и
множество предприятий продолжают работать на полную мощность в силу инерции
и выбрасывают на рынок все новые и новые массы товаров. Следует
стремительное падение цен.
Поистине героические усилия предпринимаются, чтобы
спасти положение. Но все средства бесплодны. Многие предприятия не в силах
выдержать резкого снижения цен. Начинаются ликвидации и крахи. Прежде
всего, гибнут банки и кредитные учреждения. Доверие субъектов рыночного
хозяйства друг к другу подрывается. Все требуют расплаты наличными.
Векселя, еще вчера не возбуждавшие никаких сомнений, приобретают ценность
простой бумаги. Ссудный процент повышается. Разоряются самые крупные
предприятия, останавливаются машины, закрываются фабрики. Толпы безработных
появляются на улице. Начинается голод, эпидемия самоубийств.
Первый кризис разразился в Англии в 1825 году, затем -
в Англии и США в 1836 году, в 1841 году - в США, в 1847 году - в США,
Англии, Франции и Германии. Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890
годов. Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1902 годов. Он начался
почти одновременно в России и США и, прежде всего обрушился на
металлургическую промышленность. Поразив американский рынок металла, кризис
перекинулся сначала в Англию, затем на европейский континент. Первой
пострадала текстильная промышленность, за ней последовали строительная,
химическая, машинная, электрическая. С невероятной быстротой кризис
распространился на все европейские страны: Францию, Австрию, Германию,
Италию, Бельгию и скоро стал всеобщим. Цены
стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия были вырваны с корнем.
Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростом безработицы.
Однако кризисы XIX и начала XX веков несли в себе и свое лечение. По мере развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая, тем самым потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.
После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных стран. Однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929-1933 годов.
Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29
октября 1929 года положил начало кризису, который по своей глубине
превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США,
Германии, Франции и Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический
кредитный кризис, обесценивание валют, катастрофическое падение курса
ценных бумаг - далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику
государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.
Кризис 1929-1933 годов заставил правительства многих стран предпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.
Наиболее грандиозная попытка преодоления кризиса с помощью государственных мероприятий балы проведена в США.
Сущность ее заключалась в следующем:
а) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством;
б) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара;
в) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;
г) содействие образованию монополий, во многих случаях означавшее собой принудительное картелирование;
д) борьба против безработицы путем организации общественных работ;
е) регулирование заработной платы.
Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали определенные результаты, и уже более полувека рыночная экономика не сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмам 1900-1901 или 1929-1933 годов.
Вместе с тем промышленные кризисы продолжали отражаться на динамике процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной плате до середины 70-х годов.
В условиях падения спроса наиболее всего страдают следующие отрасли:
- отрасли промышленности, которые выпускают средства производства
(производственное и с/х оборудование), так как инвестиции в средства производства резко уменьшаются;
- производства, выпускающие потребительские товары длительного пользования, потому что население начинает откладывать покупку этих товаров;
- строительная промышленность, т.к. уменьшается спрос на строительство жилых и промышленных зданий.
На отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары и товары длительного пользования уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на объем производства и занятость, так как на этом рынке господствуют небольшое количество крупных фирм, вследствие чего они обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен. В фазе подъема эти отрасли получают наибольший стимул для развития.
Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад. Люди должны есть и одеваться, поэтому эти покупки нельзя надолго отложить. Падение спроса больше отражается на ценах чем на уровне производства, так как эти отрасли отличаются низкой концентрацией.
В условиях кризиса предприятия с крупным капиталом и большими финансовыми возможностями сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к повышению общего уровня производительных сил.
Следствием повышения общего уровня производительности труда является понижение стоимости товаров и в итоге - ослабление падения нормы прибыли.
2.2ДЕПРЕССИЯ.
Фаза депрессии, наступающая после спада, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким. Сохраняется высокий уровень безработицы. Но падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы.
Депрессия представляет собой фазу (более или менее продолжительную - от полугода до 3 лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фазу обретения нового равновесия.
На уровне микроэкономики депрессия представляется картиной неуверенности, беспорядочных действий. Особенно страдают торговые посредники, биржевые агенты, которым общая обстановка кажется хуже, чем она есть на самом деле.
Итак, спад прекратился, но тенденция к росту еще не наметилась. Производство осуществляется на суженной базе, но началось рассасывание товарных запасов. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя еще вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. При классическом варианте эта фаза характеризуется падением нормы процента до самого низкого уровня в пределах данного цикла.
2.3 ОЖИВЛЕНИЕ.
Следующая фаза - оживление – сопровождается:
- некоторым повышением потребительского спроса,
- незначительным повышением уровня производства,
- начинаются капиталовложения предприятий в оборудование и здания,
- цены на сырье и материалы повышаются,
- сокращается безработица,
- постепенно начинают повышаться цены на товары и услуги
- растет ссудный процент.
- начинают расти цены на акции.
Оживление, фаза восстановления, когда деловой мир решается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне оправданы.
Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия.
Условно говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается чистый рост.
Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы.
2.4 ПОДЪЕМ (БУМ).
Подъем (бум) - фаза, при которой «рысь переходит в галоп», ускорение экономического развития обнаруживается в волнах нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. Все производят и торгуют с прибылью.
Процветание может характеризоваться устойчиво высоким спросом, большим количеством рабочих мест и повышением уровня жизни. Или оно может быть отмечено быстрым инфляционным скачком цен и спекуляции, на смену которым приходит очередной спад.
Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер.
Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле.
Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров
при одновременном существенном росте заработной платы.
Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них тоже растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления.
Вместе с тем, нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Экономика подходит к следующему витку. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, заканчивается «новой бездной краха».
Неправильным было бы также полагать, что между потрясениями, то есть фазах оживления и подъема, деловой мир напоминает море в ясную погоду. Нет, на нем довольно часты волнения, «барашки» в виде частичных, малых, промежуточных спадов.
Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX века. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.
Во второй половине XX века обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Вместе с ослаблением кризисов наблюдается их учащение и явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы, происходящие на фоне инфляции, не сопровождаются, как это было раньше, падением цен.
3.ПРИЧИНЫ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ.
Трудно в экономической теории найти проблему, при объяснении которой так часто ломались бы копья, так яростно соперничали бы различные школы.
В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций концентрируют свое внимание на нововведениях. Они утверждают, что главные технические новшества, такие, как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно и тем самым способствуют нестабильности экономической активности.
Другие ученые объясняют экономические циклы политическими и случайными событиями. Войны, например, могут быть разрушительными с чисто экономической точки зрения. Поистине неуемный спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверх занятости с острой инфляции, за которыми, после наступления мира и сокращения военных расходов, обычно следует экономический спад.
Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением. Когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; сравнительно небольшое количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы.
Несмотря на множественность точек зрения,
большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим
уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных,
расходов. В экономике, ориентированной главным образом на рынок,
предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно
выгодно продать. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим
предприятиям невыгодно производить товары и услуги в большом количестве.
Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий
уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль,
поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в
экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становится
постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен.
Традиционными можно назвать следующие направления в исследовании циклов и кризисов.
Во-первых, объяснение недопотреблением населения
(ограниченностью платежеспособного спроса), вызывающим перепроизводство.
Эту позицию разделяли утописты, к ней, в конечном счете, примыкали
марксисты. Лекарством от кризиса они считали стимулирование потребления.
Практика между тем убеждает нас в том, что возникающий недостаток
недопотребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем
причиной кризиса.
Во-вторых, группа теорий, объединяемых понятием
«диспропорциональности» или «не равновесия». Кризисы обусловлены
отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями
предпринимателей. Составной частью этой группы можно так же считать
концепцию, объясняющую кризисы ошибками в государственной фискальной
политике, сбоями в денежном хозяйстве или банковской сфере.
Анализируя различные теории экономического цикла, в первую очередь, можно разделить их на следующие категории: теории, которые являются экстернальными (внешними) и теории, которые являются интернальными (внутренними).
Экстернальные теории видят главные причины экономического цикла за пределами экономической системы: в солнечных пятнах, в открытии золотых месторождений, освоением новых территорий связанной с этим миграцией населения, темпах роста населения, в войнах и революциях, мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства.
Интернальные теории видят главные причины экономического цикла внутри самой экономической системы. Согласно этому подходу, в каждом подъеме содержатся «зерна» спада, а каждый спад экономики несет в себе «семена» оживления. И так до бесконечности. Здесь имеет место самовоспроизводящая система экономического цикла.
Можно привести простой пример относительно чисто интернальной теории. Все товары длительного пользования, средства производства имеют среднюю продолжительность жизни 8 -10 лет, можно пытаться объяснить экономический цикл, чья продолжительность колеблется в тех же пределах. Если вдруг случается бум, и тут уже не важно по какой причине, то за один и тот же период времени будет произведено значительное число новых капитальных благ. Через несколько лет, еще до того, как эти блага поизносятся, возникнет ограниченная потребность в возмещении. Что и вызовет рождение депрессии.
Уже через 8-10 лет все капитальное оборудование будет изношено. Возникнет необходимость его заменить, а это подтолкнет к инфляционному буму, который в свою очередь подведет к десятилетнему циклу с депрессией и бумом. Вот так, основываясь на представлениях о самогенерирующих «волнах возмещения», можно вывести чисто интернальную теорию экономического цикла.
Экономический цикл подобен креслу-качалке, которое раскачивается случайными внешними толчками. Толчки не носят строго упорядоченный характер, ведь значительные технические открытия никогда не имеют регулярной периодичности. Но частота и амплитуда колебаний кресло- качалки в определенной степени зависит от внутренних факторов, так же и экономическая система в соответствии с ее внутренней природой отвечает на колебания внешних факторов. Как видно, нельзя не учитывать и внешние и внутренние факторы при объяснении экономического цикла.
Все больше экономистов становится на позиции комбинирования или синтезирования экстернальных и интернальных теорий.
4.ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ.
В экономической теории известно несколько типов экономических циклов, которые называют волнами:
- циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет) – «длинные волны»;
- циклы С. Кузнеца (18-25 лет);
- циклы К. Жугляра (10 лет);
- циклы Дж. Китчина (2 года 4 месяца).
Краткосрочные циклы принято называть циклами
Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 году. Китчин
связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и
четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако, в настоящее
время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить
очень немногих.
Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра, по имени французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине XIX века.
Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.
Кризис - основную фазу цикла - Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.
Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.
Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.
Следует упомянуть и о так называемых
строительных циклах, или циклах С. Кузнеца (американского экономиста). С.
Кузнец считал, что колебательные процессы (длительность цикла 15-20 лет)
связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов
производственных сооружений.
Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву. Его исследования охватывают развитие Англии, Франции и США за период 100 – 150 лет. Он обобщил материалы с конца ХVIII в. по таким показателям, как средний уровень товарных цен, процент на капитал, номинальная заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца. В результате исследований он выделил следующие большие циклы (50-60 лет):
I цикл с 1787 по 1814г.- повышательная волна, с 1814-1851г. – понижательная волна;
II цикл с 1844 по 1875г. - повышательная волна, с 1870 по 1896г.- понижательная волна;
III цикл с 1896 по 1920г. – повышательная волна.
Наряду с краткосрочными и среднесрочными
экономическими циклами существуют большие экономические циклы. Большие
экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами.
Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что
длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ
неодинакова, Равным образом для их создания требуется различное время и
различные средства. Как правило, наиболее длительный период
функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они
же требуют и наибольшего времени и наибольших аккумулированных капиталов
для их создания. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и
восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная
причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала,
достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие
этой основной причины усиливается действием вторичных факторов.
Начало подъема («повышающая волна») совпадает с моментом, когда накопление достигает такого состояния, при котором становиться возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов. Подъем сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла.
Понижение темпа экономической жизни
(«понижающая волна»), вызванное накапливающейся совокупностью экономических
факторов отрицательного характера, в свою очередь обусловливает усиление
поисков в области создания совершенной техники и сосредоточение капитала в
руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового
подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития
производительных сил.
В соответствии с концепцией Кондратьева, начало подъема в новом большом экономическом цикле приходилось на середину 40-х годов, а следующего - на середину 90-х годов.
В результате исследования материалов по данной теме я могу сделать следующие выводы:
Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями, либо уравнений
экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный
характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршала (1842-
1924гг.), ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и
последовательное восстановление длительного экономического равновесия.
Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающие большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в обновление техники и создание новых технологий.
В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и
закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии
(1929-1933гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и
последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех
пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева».
-
5.НЕЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.
Не следует делать вывод, что все колебания
деловой активности объясняются экономическими циклами. С одной стороны,
существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский
бум перед Рождеством или Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в
темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле.
Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то
степени также подвержены сезонным колебаниям.
6.ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.
| Признаки |Неокейнсианство | Неоконсерватизм|
| Ориентации | На спрос | На предложение |
| | | |
| |Регулирование |Создание стимулов |
|Цели |хозяйства в целом |деятельности |
| |(макроэкономика) |(микроэкономика) |
| | | |
| |Налогово-бюджетная |Кредитно-денежная |
|Приоритеты |политика. |политика |
|регулирования |Кредитно-денежная |Налогово-бюджетная |
| |политика |политика |
| | | |
| |Поощрение |Ограничение |
|Оценка роли | | |
|государства | | |
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов
большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с
увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике
(манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во- вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.
Что же происходит в обратном случае, то усть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно- денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода
характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных
расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.
Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских
методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию
покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете
к некоторому спаду экономической активности
В общем, и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.
6.1 Бюджетно-налоговые инструменты
Бюджетно-налоговая политика – инструмент текущей конъюнктурной политики
государства, ориентированной главным образом на поддержание
макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная
политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень
задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области
налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на
поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и
богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики
на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки,
бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и
предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике. Реализуются
они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который
соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым
отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом.
При оценке состояния государственных финансов, определении основных решений
в области бюджетно-налоговой политики и расчётах государственного бюджета
используется весь комплекс методов статистического и макроэкономического
анализа, экспертных оценок, нормативный и балансовые методы.
Соответствующий раздел годового Прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь должен включать и предложения по реализации в
предстоящем году намеченных в долго- и среднесрочных прогнозах структурных
реформ в бюджетно-налоговой сфере.
Рекомендации по проведению структурных реформ во всех типах прогнозов
разрабатываются отдельно по налоговой и бюджетной системам с учётом
достигнутых к моменту составления прогноза результатов реформирования и
конкретных проблем, возникающих в ходе практического применения бюджетного
и налогового законодательства.
Реформирование налоговой системы
Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь
были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной
экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом
отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной
проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих
структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о
международной практике построения эффективных налоговых систем,
приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами
того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ,
изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся:
- Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли косвенных налогов и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;
- Наличие различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов;
- Неупорядоченность введения различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов.
- Учитывая необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере.
- В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём преобразования в целевые бюджетные фонды.
- Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы:
- а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень налоговых изъятий;
- б) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру;
- в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей;
- При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.
Реформирование бюджетной системы
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении
бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она
прошла трансформацию от административно-командных механизмов
перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на
рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих
главным образом функционирование государственной системы социальной защиты,
бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии
негосударственному сектору играют незначительную роль. Развивается система
государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая
классификация расходов и доходов бюджета (включая экономическую), а также
источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и
видов государственного долга.
Внесены существенные правки в термины и определения бюджетного
законодательства, конкретизированы принципы построения бюджетной системы и
организации бюджетного процесса. Ещё не завершённое формирование
казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному
повышению эффективности управления государственными финансами.
Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного
процесса ещё столь велики, что пока невозможно говорить о завершении
формирования основы бюджетной системы. Требуется серьёзная реформа
бюджетного законодательства. Основными целями этой реформы являются:
- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;
- прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
- снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;
- реформа меж бюджетных отношений на основе более чёткого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирование новых систем финансовой поддержки регионов.
Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием
и основой для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая
тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.
Общая схема расчётов и показатели бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика разрабатывается, как правило, на очередной
финансовый год. Её цели и направления непосредственно зависят от выбранного
курса общей экономической стратегии и определяются прогнозируемым на
предстоящий год состоянием экономической конъюнктуры. При высокой
хозяйственной конъюнктуре (превышение совокупного спроса над совокупным
предложением и превалирование инфляционных тенденций) целесообразно
проведение жёсткой бюджетно-налоговой политики, предусматривающей
повышение налогового давления, сокращение государственных расходов и
бездефицитность бюджета. Такие меры в совокупности с жёсткой денежно-
кредитной политикой и ограничительной политикой доходов позволяют связать
избыточный спрос и подавить инфляцию. Напротив, если предполагается, что
для экономики страны в прогнозируемом периоде будет характерна низкая
хозяйственная конъюнктура (превышение предложения над совокупным спросом и
избыточная безработица), целесообразна реализация мер мягкой,
экспансионистской бюджетно-налоговой политики, направленных на снижение
общего уровня налоговой нагрузки на экономику, увеличение государственных
расходов и приемлемый уровень дефицита бюджета, что в конечном итоге
стимулирует спрос и сбалансированный уровень производства.
Однако в реальной экономике тенденции не бывают столь однозначны и
однонаправлены. Всегда требуется детальная проработка конкретных
количественных параметров и характеристик бюджетно-налоговой политики в
рамках выбранного исходя из состояния экономической конъюнктуры её
основного направления. При этом следует иметь ввиду, что правильно
сформулированная, построенная на общепринятых принципах налоговая система
сама реагирует на колебания хозяйственной конъюнктуры за счёт “встроенных
автоматических стабилизаторов” и, соответственно, нет необходимости в
корректировках налогового законодательства для изменения конкретных
значений общего уровня налоговой нагрузки на экономику. В этих условиях
определяющее значение имеют решения о размерах и структуре бюджетных
расходов, уровне и способах финансирования бюджетного дефицита, а также
внутреннего и внешнего государственного долга.
Разработка бюджетно-налоговой политики и осуществляемые на её основе
расчёты бюджета предполагают определение конкретных количественных значений
и качественных характеристик следующих основных показателей
1. Бюджетные доходы и поступления, формируемые главным образом за счёт налоговых платежей, поступлений от государственного имущества и других активов.
2. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику. Этот показатель рассчитывается как отношение фактических или прогнозируемых налоговых доходов государства к соответствующим значениям валового внутреннего продукта.
Однако, рассчитанный таким образом уровень налоговой нагрузки прямо влияет только на личный располагаемый доход населения. Кроме того, абсолютное значение этого показателя не всегда верно характеризует реальные тенденции налогового давления. Поэтому при прогнозировании конкретного комплекса мер и характеристик бюджетно-налоговой политики используется в основном показатель динамики общего уровня налоговой нагрузки, который непосредственно зависит от двух главных факторов, определяющих реальные тенденции изменений налогового давления на экономику: количества применяемых налогов и сборов и их ставок.
В странах с переходной экономикой помимо названных факторов принципиальными являются решения относительно пересмотра сложившихся методов построения и механизмов взимания каждого из применяемых налогов и сборов. В налоговых системах таких стран обычно присутствуют налоги, взимаемые непосредственно с выручки от реализации товаров
(работ, услуг), существенно увеличивающее реальное налоговое давление на экономику и за счёт допускаемого многократного налогообложения одних и тех же элементов стоимости, влияющие не только на динамику потребительского спроса, но и непосредственно на темпы производства, инвестиций и экспорта. Яркий пример такого налога – методы и механизмы взимания налога на добавленную стоимость, действовавшие в Республике
Беларусь до введения с 1 января 2000 г. зачётной системы.
3. Объём и структура государственных расходов и обязательств.
4. Уровень и степень финансирования (ликвидации) бюджетного дефицита
(профицита)
Это главные показатели бюджетно-налоговой политики, поскольку от их конкретных значений напрямую зависят возможности преодоления возникших в экономике дисбалансов.
Различают следующие методы финансирования бюджетного дефицита: а) чистое иностранное кредитование (внешние займы); б) займы у населения посредством продажи государственных ценных бумаг; в) денежная эмиссия или имеющие те же последствия кредиты у национальной банковской системы. Наиболее сильная антиинфляционная мера – полное изъятие из обращения возникшего бюджетного избытка.
5. Уровень и динамика государственного долга.
Таким образом, содержательно весь комплекс конкретных решений и мер бюджетно-налоговой политики на текущую перспективу включает:
. выбор исходя из оценки состояния хозяйственной конъюнктуры и целей общего экономического курса основных направлений и задач бюджетно-налоговой политики;
. определение и количественную оценку необходимых изменений в динамике налоговой нагрузки на экономику и конкретных решений, обеспечивающих их достижение (изменения в налоговых ставках и количестве применяемых налогов и сборов, совершенствование методов построения и механизмов взимания конкретных налогов);
. оценку допустимых параметров уровня бюджетного дефицита
(профицита), выбор и обоснование целесообразных способов его финансирования (использования).
. Определение возможных объёмов государственных расходов, выбор и обоснование приоритетов, определяющих их структуру в прогнозируемом периоде;
. Оценку допустимых параметров внутреннего и внешнего государственного долга.
В соответствующем разделе годового Прогноза социально-экономического развития должны содержаться также предусмотренные в долго- и среднесрочных прогнозах меры реформирования налоговой и бюджетной систем, подлежащие реализации в предстоящем году.
6.2 Денежно-кредитные инструменты
Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит "плаванием против
течения", она призвана стимулировать деловую активность в условиях
депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева
Главной целью денежно-кредитной политики в 2001 году является обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности
курса по отношению к иностранным валютам. В 2000 году Национальному банку
при поддержке Правительства Республики Беларусь удалось добиться
положительных результатов в реализации относительно жёсткой денежно
кредитной политики, что позволило перейти к единому обменному курсу
белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, в определённой мере
замедлить темпы инфляции, значительно увеличить государственные
золотовалютные резервы.
Оценка сложившейся в 2000 году динамики макроэкономических показателей
свидетельствует о том, что проводимая Национальным банком в 2000 году
денежно-кредитная политика в целом оказала позитивное влияние на достижение
параметров прогноза социально-экономического развития.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001
год включают основные итоги социально-экономического развития, денежно-
кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы Республики Беларусь
за 2000 год, анализ причин отклонений фактических параметров экономики и
денежной сферы от прогноза на 2000 год, особенности развития экономики и
целевые ориентиры, а также важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2001 год.
В основу единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год
положены макроэкономические характеристики, цели и задачи, предусмотренные
Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001
год.
Зависимость устойчивого экономического роста Республики Беларусь от
внешнеэкономических связей, во многом определяемых курсом белорусского
рубля, выдвигает в качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики
обеспечение плавной предсказуемой динамики единого (унифицированного) курса
белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.
Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2001 год
Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь и
деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости
белорусского рубля, том числе его покупательской способности и курса по
отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы
Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надёжного и безопасного
функционирования платёжной системы.
Как составная часть экономической политики, важнейшими задачами которой
являются закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики,
повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, денежно-кредитная и
валютная политика Республики Беларусь в 2001 году ориентирована на
выполнение прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001 год, закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на
2001 год”, Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о
введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра
Союзного государства.
Для обеспечения макроэкономической и финансовой стабилизации целью денежно-
кредитной и валютной политики Республики Беларусь в 2001 году является
ограничение за счёт монетарных факторов инфляционных процессов на уровне не
более 2.5 процента в среднем за месяц. На развитие инфляционных процессов
существенное влияние в краткосрочном периоде оказывают факторы, находящиеся
вне сферы денежно-кредитной политики (политика тарифов и налогов, политика
регулирования цен на социально значимые товары и цен естественных
монополий, разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды
энергоресурсов).
В качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики на 2001 год
ставится обеспечение плавной, предсказуемой динамики единого
(унифицированного) курса белорусского рубля на всех сегментах валютного
рынка.
Параметры денежно-кредитных показателей
В достижении цели и решении приоритетной задачи денежно-кредитной политики
особая роль в 2001 году принадлежит формированию важнейших денежно-
кредитных показателей в белорусских рублях, чистых иностранных активов
органов денежно-кредитного регулирования в необходимых параметрах, а также
обеспечению положительных реальных процентных ставок на денежном рынке.
Проведение конкретных операций Национальный банк будет осуществлять на
основе учёта складывающихся тенденций в развитии экономики и денежно-
кредитной сферы, включая характеристики реального и номинального ВВП,
условий внешней торговли и мировых цен, торгового и платёжного балансов,
золотовалютных резервов, валютного курса, ситуации на денежном и валютном
рынках.
При решении приоритетной задачи денежно-кредитные показатели в белорусских рублях являются индикативными. Однако в процессе проведения денежно- кредитной политики, исходя из зависимости курса белорусского рубля и инфляции от денежного предложения в белорусских рублях, денежно-кредитные параметры должны поддерживаться на определённых уровнях.
Важным условием также является увеличение и рациональное использование золотовалютных резервов государства, и, прежде всего чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования.
Внутренние источники формирования иностранных активов за счёт покупки Национальным банком иностранной валюты будут ограничены в связи с направлением денежной эмиссии Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета. Проблематичным также будет увеличение иностранных активов за счёт продажи акций и иного государственного имущества за иностранную валюту.
Масштабы изменения иностранных активов в связи с проведением Национальным банком интервенций на валютном рынке для удержания в предусмотренной динамике курса белорусского рубля будут зависеть от спроса и предложения на иностранную валюту. При увеличении денежного предложения в белорусских рублях на 59.1 процента и дополнительном реальном росте спроса на деньги для поддержания курса белорусского рубля в требуемой динамике валютные интервенции за 2001 год оцениваются в объёме 16.3 млн. долларов США. Если прирост рублевой денежной массы окажется большим, то проведение валютных интервенций потребуется в больших масштабах. При превышении предложения иностранной валюты над спросом на неё валютные интервенции проводиться не будут, создастся возможность увеличения чистых иностранных активов посредством покупки Национальным банком иностранной валюты.
Таким образом, за 2001 год чистые иностранные активы увеличатся на
20.8 млн. долларов США и на 01.01.2002 составят 171.3 млн. долларов США, в
том числе чистые иностранные активы в СКВ (или чистые международные
резервы) – 160 млн. долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики также подчинены обеспечению заданного курса белорусского рубля.
Особая роль при этом принадлежит процентной политике. Её основным ориентиром является формирование условий для обеспечения устойчивого превышения доходности по операциям в белорусских рублях над доходностью активов в иностранной валюте при положительном уровне процентных ставок в реальном выражении.
В 2001 году сохранятся, в основном, подходы к формированию обязательных
резервных требований, сложившихся в 2000 году. Основным положением
обязательного резервирования от средств, привлекаемых банками в белорусских
рублях, останется механизм усреднённого поддержания требуемой величины
резервов в течение месяца. Это позволит банкам на безэмиссионной основе
использовать часть резервного фонда для регулирования своей текущей
ликвидности, что будет способствовать сглаживанию колебаний ликвидных
средств банков и процентных ставок межбанковского кредита. Норма
обязательного резервирования в качестве инструмента денежно-кредитного
регулирования может использоваться при необходимости для поддержания
денежного предложения и текущей ликвидности банков на уровнях,
обеспечивающих достижение курсом белорусского рубля заданных параметров. В
течение 2001 года будет поддерживаться, в основном, сложившийся на конец
2000 года уровень резервных требований. При этом отдельным банкам не будут
представляться дополнительные льготы по резервным требованиям.
Ресурсную поддержку банков в 2001 году Национальный банк предполагает осуществлять в ограниченных объёмах и на условиях, которые соответствуют заимствованию у кредитора последней инвестиции, к ресурсам которого обращаются лишь в случае острой нехватки ликвидности в банковской системе в целом.
Проведение намеченной на 2001 год денежно-кредитной политики и
эффективность её воздействия на развитие социально-экономических процессов
в Республике Беларусь непосредственно зависят от создания соответствующих
условий в сфере развития банковской системы, финансового рынка и реального
сектора экономики, а также от реализации Прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 год и исполнения Закона Республики
Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год”.
Развитие банковской системы.
* обеспечение финансовой устойчивости банков;
* принятие мер обеспечивающих надёжность банковской системы страны;
* наращивание банковского капитала, увеличение ресурсной базы за счёт привлечения средств юридических лиц и населения;
* привлечение внешних и внутренних инвестиций;
* совершенствование нормативной и правовой базы национальной платёжной системы (обеспечение её высокой степени безопасности, операционной надёжности и эффективности);
В 2001 году продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг, совершенствованию его правовой базы, инфраструктуры и инструментария для мобилизации как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Республики
Беларусь будет проводиться работа по развитию организованного биржевого
рынка корпоративных и муниципальных ценных бумаг.
Идеи "развития", "экономического роста", "подъема", "формирования прогрессивной структурной политики" должны стать стержневыми направлениями проектирования бюджета на следующий год. Денежно-кредитная политика сегодня подчинена лишь решению задач уменьшения влияния бюджетного дефицита на платежеспособность хозяйствующих субъектов и инфляцию. В настоящее время она зажата в тисках двух императивов - уровня инфляции и уровня бюджетного дефицита и не оказывает существенного воздействия на экономику. Для того чтобы направить эту политику на развитие экономики, потребуется признать роль и значение кредита в авансировании производства и обеспечении непрерывности кругооборота средств, учитывать специфику кредитования оборотных средств и основного капитала. Это даст возможность выработать более обоснованный подход к определению размера денежной массы. Тогда она будет активно влиять на формирование бюджета, а не только механически выводиться из бюджетных проектировок. При таком подходе эмиссию можно рассматривать как один из факторов экономического роста при условии четкого установления каналов использования дополнительной денежной массы, нейтрализации ее влияния на рост цен.
6.3 Инвестиционная политика.
С начала 90-х годов необходимость увеличения объема отечественных и зарубежных инвестиций в белорусскую экономику с целью подъема производства предприятий являлось одной из наиболее важных программных задач. Хотя политика по формированию благоприятного инвестиционного климата оставались для правительства в числе приоритетных, решена она, по большому счету, не была. Низкий уровень интереса отечественных инвесторов в промышленность был связан как с высокими рисками (значительная часть кредитов не возвращалась предприятиями), так и с бурным развитием рынка государственных облигаций, значительно более доходным, чем кредитование промышленности.
Одна из причин неблагоприятного инвестиционного климата в Беларуси кроется в характере нынешней налоговой системы, столь далёкой от совершенства. Так считают и иностранные инвесторы и специалисты.
Другими основными причинами низкой активности иностранного капитала на территории Беларуси представляются:
*правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых и изменением действующих законодательных актов, сложное государственное регулирование, регламентируемое множеством постоянно изменяющихся актов и инструкций;
*низкие темпы экономических преобразований;
*небольшая ёмкость внутреннего рынка
ВЫВОД.
Нарисованную картину кризисов и циклов нельзя считать полной. Кроме изученных форм существуют глобальные длительные кризисные явления, вызванные факторами самого разного происхождения. Это проблема слаборазвитости, экологический, демографический, энергетический кризисы.
Особо следует отметить весьма болезненные и порою длительные потрясения, обусловленные несовершенством, ущербностью самой социально-экономической и политической системы. Примеров подобного рода можно найти немало. Тяжелым как для страны, так и для мира в целом является всеохватывающий и глубокий кризис, в котором оказалось, подчиняясь неизбежному ходу событий, наше государство. Выход из него предполагает необходимость «созидательного разрушения» (Й. Шумпетер) основ и механизмов прежней экономической системы.
Разумеется, кризисы, нарушения сложившихся структур, колебания конъюнктуры, независимо от их объективной функции, болезненны в социальном смысле. «Только бутылки в баре хорошо переносят качку» - заметил один путешествовавший гуманист.
8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
8
стабилизаторов” и, соответственно, нет необходимости в корректировках
налогового законодательства для изменения конкретных значений общего уровня
налоговой нагрузки на экономику. В этих условиях определяющее значение
имеют решения о размерах и структуре бюджетных расходов, уровне и способах
финансирования бюджетного дефицита, а также внутреннего и внешнего
государственного долга.
Разработка бюджетно-налоговой политики и осуществляемые на её основе
расчёты бюджета предполагают определение конкретных количественных значений
и качественных характеристик следующих основных показателей.
6.1 Бюджетно-налоговые инструменты
Бюджетно-налоговая политика – инструмент текущей конъюнктурной политики
государства, ориентированной главным образом на поддержание
макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная
политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень
задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области
налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на
поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и
богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики
на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки,
бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и
предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике. Реализуются
они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который
соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым
отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом.
При оценке состояния государственных финансов, определении основных решений
в области бюджетно-налоговой политики и расчётах государственного бюджета
используется весь комплекс методов статистического и макроэкономического
анализа, экспертных оценок, нормативный и балансовые методы.
Соответствующий раздел годового Прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь должен включать и предложения по реализации в
предстоящем году намеченных в долго- и среднесрочных прогнозах структурных
реформ в бюджетно-налоговой сфере.
Рекомендации по проведению структурных реформ во всех типах прогнозов
разрабатываются отдельно по налоговой и бюджетной системам с учётом
достигнутых к моменту составления прогноза результатов реформирования и
конкретных проблем, возникающих в ходе практического применения бюджетного
и налогового законодательства.
Реформирование налоговой системы
Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь
были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной
экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом
отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной
проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих
структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о
международной практике построения эффективных налоговых систем,
приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами
того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ,
изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся:
- Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли косвенных налогов и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;
- Наличие различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов;
- Неупорядоченность введения различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов.
- Учитывая необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере.
- В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём преобразования в целевые бюджетные фонды.
- Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы:
- а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень налоговых изъятий;
- б) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру;
- в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей;
- При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.
Реформирование бюджетной системы
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении
бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она
прошла трансформацию от административно-командных механизмов
перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на
рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих
главным образом функционирование государственной системы социальной защиты,
бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии
негосударственному сектору играют незначительную роль. Развивается система
государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая
классификация расходов и доходов бюджета (включая экономическую), а также
источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и
видов государственного долга.
Внесены существенные правки в термины и определения бюджетного
законодательства, конкретизированы принципы построения бюджетной системы и
организации бюджетного процесса. Ещё не завершённое формирование
казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному
повышению эффективности управления государственными финансами.
Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного
процесса ещё столь велики, что пока невозможно говорить о завершении
формирования основы бюджетной системы. Требуется серьёзная реформа
бюджетного законодательства. Основными целями этой реформы являются:
- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;
- прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
- снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;
- реформа меж бюджетных отношений на основе более чёткого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирование новых систем финансовой поддержки регионов.
Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием
и основой для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая
тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.
Общая схема расчётов и показатели бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика разрабатывается, как правило, на очередной
финансовый год. Её цели и направления непосредственно зависят от выбранного
курса общей экономической стратегии и определяются прогнозируемым на
предстоящий год состоянием экономической конъюнктуры. При высокой
хозяйственной конъюнктуре (превышение совокупного спроса над совокупным
предложением и превалирование инфляционных тенденций) целесообразно
проведение жёсткой бюджетно-налоговой политики, предусматривающей
повышение налогового давления, сокращение государственных расходов и
бездефицитность бюджета. Такие меры в совокупности с жёсткой денежно-
кредитной политикой и ограничительной политикой доходов позволяют связать
избыточный спрос и подавить инфляцию. Напротив, если предполагается, что
для экономики страны в прогнозируемом периоде будет характерна низкая
хозяйственная конъюнктура (превышение предложения над совокупным спросом и
избыточная безработица), целесообразна реализация мер мягкой,
экспансионистской бюджетно-налоговой политики, направленных на снижение
общего уровня налоговой нагрузки на экономику, увеличение государственных
расходов и приемлемый уровень дефицита бюджета, что в конечном итоге
стимулирует спрос и сбалансированный уровень производства.
Однако в реальной экономике тенденции не бывают столь однозначны и
однонаправлены. Всегда требуется детальная проработка конкретных
количественных параметров и характеристик бюджетно-налоговой политики в
рамках выбранного исходя из состояния экономической конъюнктуры её
основного направления. При этом следует иметь ввиду, что правильно
сформулированная, построенная на общепринятых принципах налоговая система
сама реагирует на колебания хозяйственной конъюнктуры за счёт “встроенных
автоматических
6. Бюджетные доходы и поступления, формируемые главным образом за счёт налоговых платежей, поступлений от государственного имущества и других активов.
7. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику. Этот показатель рассчитывается как отношение фактических или прогнозируемых налоговых доходов государства к соответствующим значениям валового внутреннего продукта.
Однако, рассчитанный таким образом уровень налоговой нагрузки прямо влияет только на личный располагаемый доход населения. Кроме того, абсолютное значение этого показателя не всегда верно характеризует реальные тенденции налогового давления. Поэтому при прогнозировании конкретного комплекса мер и характеристик бюджетно-налоговой политики используется в основном показатель динамики общего уровня налоговой нагрузки, который непосредственно зависит от двух главных факторов, определяющих реальные тенденции изменений налогового давления на экономику: количества применяемых налогов и сборов и их ставок.
В странах с переходной экономикой помимо названных факторов принципиальными являются решения относительно пересмотра сложившихся методов построения и механизмов взимания каждого из применяемых налогов и сборов. В налоговых системах таких стран обычно присутствуют налоги, взимаемые непосредственно с выручки от реализации товаров
(работ, услуг), существенно увеличивающее реальное налоговое давление на экономику и за счёт допускаемого многократного налогообложения одних и тех же элементов стоимости, влияющие не только на динамику потребительского спроса, но и непосредственно на темпы производства, инвестиций и экспорта. Яркий пример такого налога – методы и механизмы взимания налога на добавленную стоимость, действовавшие в Республике
Беларусь до введения с 1 января 2000 г. зачётной системы.
8. Объём и структура государственных расходов и обязательств.
9. Уровень и степень финансирования (ликвидации) бюджетного дефицита
(профицита)
Это главные показатели бюджетно-налоговой политики, поскольку от их конкретных значений напрямую зависят возможности преодоления возникших в экономике дисбалансов.
Различают следующие методы финансирования бюджетного дефицита: а) чистое иностранное кредитование (внешние займы); б) займы у населения посредством продажи государственных ценных бумаг; в) денежная эмиссия или имеющие те же последствия кредиты у национальной банковской системы. Наиболее сильная антиинфляционная мера – полное изъятие из обращения возникшего бюджетного избытка.
10. Уровень и динамика государственного долга.
Таким образом, содержательно весь комплекс конкретных решений и мер бюджетно-налоговой политики на текущую перспективу включает:
. выбор исходя из оценки состояния хозяйственной конъюнктуры и целей общего экономического курса основных направлений и задач бюджетно-налоговой политики;
. определение и количественную оценку необходимых изменений в динамике налоговой нагрузки на экономику и конкретных решений, обеспечивающих их достижение (изменения в налоговых ставках и количестве применяемых налогов и сборов, совершенствование методов построения и механизмов взимания конкретных налогов);
. оценку допустимых параметров уровня бюджетного дефицита
(профицита), выбор и обоснование целесообразных способов его финансирования (использования).
. Определение возможных объёмов государственных расходов, выбор и обоснование приоритетов, определяющих их структуру в прогнозируемом периоде;
. Оценку допустимых параметров внутреннего и внешнего государственного долга.
В соответствующем разделе годового Прогноза социально-экономического развития должны содержаться также предусмотренные в долго- и среднесрочных прогнозах меры реформирования налоговой и бюджетной систем, подлежащие реализации в предстоящем году.
6.2 Денежно-кредитные инструменты
Главной целью денежно-кредитной политики в 2001 году является обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности
курса по отношению к иностранным валютам. В 2000 году Национальному банку
при поддержке Правительства Республики Беларусь удалось добиться
положительных результатов в реализации относительно жёсткой денежно
кредитной политики, что позволило перейти к единому обменному курсу
белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, в определённой мере
замедлить темпы инфляции, значительно увеличить государственные
золотовалютные резервы.
Оценка сложившейся в 2000 году динамики макроэкономических показателей
свидетельствует о том, что проводимая Национальным банком в 2000 году
денежно-кредитная политика в целом оказала позитивное влияние на достижение
параметров прогноза социально-экономического развития.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001
год включают основные итоги социально-экономического развития, денежно-
кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы Республики Беларусь
за 2000 год, анализ причин отклонений фактических параметров экономики и
денежной сферы от прогноза на 2000 год, особенности развития экономики и
целевые ориентиры, а также важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2001 год.
В основу единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год
положены макроэкономические характеристики, цели и задачи, предусмотренные
Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001
год.
Зависимость устойчивого экономического роста Республики Беларусь от
внешнеэкономических связей, во многом определяемых курсом белорусского
рубля, выдвигает в качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики
обеспечение плавной предсказуемой динамики единого (унифицированного) курса
белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.
Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2001 год
Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь и
деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости
белорусского рубля, том числе его покупательской способности и курса по
отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы
Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надёжного и безопасного
функционирования платёжной системы.
Как составная часть экономической политики, важнейшими задачами которой
являются закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики,
повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, денежно-кредитная и
валютная политика Республики Беларусь в 2001 году ориентирована на
выполнение прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001 год, закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на
2001 год”, Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о
введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра
Союзного государства.
Для обеспечения макроэкономической и финансовой стабилизации целью денежно-
кредитной и валютной политики Республики Беларусь в 2001 году является
ограничение за счёт монетарных факторов инфляционных процессов на уровне не
более 2.5 процента в среднем за месяц. На развитие инфляционных процессов
существенное влияние в краткосрочном периоде оказывают факторы, находящиеся
вне сферы денежно-кредитной политики (политика тарифов и налогов, политика
регулирования цен на социально значимые товары и цен естественных
монополий, разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды
энергоресурсов).
В качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики на 2001 год
ставится обеспечение плавной, предсказуемой динамики единого
(унифицированного) курса белорусского рубля на всех сегментах валютного
рынка.
Параметры денежно-кредитных показателей
В достижении цели и решении приоритетной задачи денежно-кредитной политики
особая роль в 2001 году принадлежит формированию важнейших денежно-
кредитных показателей в белорусских рублях, чистых иностранных активов
органов денежно-кредитного регулирования в необходимых параметрах, а также
обеспечению положительных реальных процентных ставок на денежном рынке.
-----------------------
кризис
оживлениеИЕ
депрессия
подъем
сокращение
(рецессия)