смотреть на рефераты похожие на "Особенности функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики"
Министерство Образования Республики Беларусь.
Витебский Государственный Технологический Университет.
Реферат
Тема: Особенности функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики.
Выполнила: студентка Кухаренко М.Ю., 2КД-3
Витебск, 2001
Содержание
|Введение |
|Глава I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА |
|Глава II. ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА |
|2.1 Показатели, характеризующие предложение на рынке труда |
|2.2 Показатели, характеризующие спрос на рынке труда |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ.
Переход нашей страны в условия рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. Длительное функционирование экономики в административно-государственном режиме, естественно, наложило отпечаток на все закономерности и основные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявилось в государственном секторе экономики – разрушение системы “гарантированного финансирования”, существовавшей в эпоху социалистического планового хозяйства, привело к резкому снижению занятости на предприятиях военно-промышленного и перерабатывающего комплекса, в организациях отраслевой и академической науки, в медицине и образовании.
Нарушение производственных связей между предприятиями привело к усилению региональных диспропорций на рынке труда. Экстенсивному развитию экономики в условиях социалистического централизованного планирования соответствовал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости – рабочих мест и фонда жизненных средств – образовывало относительно самостоятельные воспроизводственные потоки, несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с преимущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности перемещением людей по территории и между отраслями.
Процесс приватизации бывших государственных предприятий, ставивший своей целью проведение их структурных преобразований, повышение эффективности производства, столкнулся с жесткими финансовыми ограничениями. На всех предприятиях, где проводилась рационализация производства, прежде всего, сокращались средства, направляемые на оплату труда, и, как следствие, проводились сокращения численности занятых в производстве. Темпы роста числа безработных могли быть сокращены, если бы коммерческая банковская система размещала достаточные кредитные средства на приватизируемых предприятиях, но отечественные банки предпочли, следуя логике максимальной выгоды, вкладывать свои средства в ограниченное число отраслей или отдельных предприятий, что привело к остановке и разорению многих предприятий. Привлечение к процессу приватизации иностранного капитала в наукоемкие отрасли промышленности, такие как машиностроение, радиоэлектроника, металлургия, химия, не дало дополнительного импульса предприятиям, а наоборот, что вполне естественно в условиях жесткой конкуренции, остановило их, оставив без работы многотысячные коллективы.
Ситуация на российском рынке труда отлична не только от стран с рыночной экономикой, но и от пост социалистических стран, поэтому необходимы неординарные решения с учетом конкретных условий и механизмов функционирования рынка труда. Уменьшить число безработных позволило бы перераспределение рабочих рук, высвобожденных из государственного сектора экономики, в активно развивающийся частный сектор. Однако здесь государство столкнулось с неподготовленностью трудовых ресурсов к работе в новых условиях. Повышенные требования, новые технологии, отсутствие достаточных средств на профессиональную переподготовку привела к тому, что квалификационная структура работников государственного сектора оказалась не соответствующей ситуации.
Цель данной работы состоит в исследовании данных, описывающих состояние на рынке труда, позволяющее выбрать систему мер по управлению трудовыми ресурсами. Основное внимание уделено решению задач на региональном уровне.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА.
Разработка технологии анализа рынка труда предполагает решение широкого круга проблем. Важнейшее место в их числе занимает разработка системы оценки (критериев) ситуации на рынке труда.
Решение задачи разработки системы оценки ситуации на рынке труда предполагает проведение тщательного анализа инфраструктуры
рынка труда. Исследования этой проблемы показали, что в условиях
переходного периода инфраструктура должна включать не только
процессы купли-продажи рабочей силы, формирования занятости
населения, ее уровня, но и меры социальной защиты экономически
- активного населения. Причины этого таятся, прежде всего, в существовании определенных противоречий между личностью и экономикой
переходного периода.
Современная экономическая ситуация в стране
характеризуется становлением новых для населения рыночных
отношений. Их принципы существенно отличаются от тех, которые
были присущи административно-командной системе управления народным
хозяйством. В России всегда была сильна тяга к справедливости.
Однако она в дореформенный период понималась зачастую как
уравнительное распределение благ. Достаточно широко нашли свое
развитие и различные формы социального иждивенчества, и некоторые
другие негативные аспекты. И вполне очевидно, что
успешность решения задач переходного периода требует большого
внимания к социальным аспектам. Это необходимо еще и потому, что
пока население платит слишком высокую цену за реформирование
общества. В связи с этим для переходного периода инфраструктура
рынка труда должна состоять из двух самостоятельных, но
взаимосвязанных блоков "Рынок труда" и "Социальная защита
экономически активного населения" Предлагаемая
инфраструктура рынка труда позволяет "разложить" его на ряд
отдельных компонент и тем самым существенно облегчить и
систематизировать работу по определению системы оценки ситуации на
рынке труда.
Выбор критериев системы оценки ситуации на рынке труда базируется на ряде принципов. Критерий - должен быть конкретным, т.е. не иметь какого-либо подтекста. Его трактовка должна быть строго однозначной. Критерии могут быть исчислены только по официальным источникам. Они должны выступать как одно- порядковые величины, которые можно сопоставлять и соизмерять.
Первоначальная информация (входная информация) для проведения
анализа состояния может быть получена из различных источников:
. данные службы занятости (формы статистической отчетности, ведомственная статистика);
. данные Госкомстата (статистические формы, бюллетени, сборники);
. обследования населения и предприятий (выборочные обследования населения по проблемам занятости, проводимые два раза в год на всей территории России, специальные выборочные обследования на отдельных территориях);
. данные переписи населения (пока 1989 г.);
. другие источники (данные военкоматов, поликлиник и пр.).
Полученные данные, значения параметров необходимо преобразовать, сгруппировать, представить в форме, удобной для анализа; кроме того, необходимо рассчитать различные коэффициенты и другие, промежуточные и конечные параметры (выходные параметры). Эти процессы легко формализуемы и в идеале должны выполняться в автоматическом режиме. В результате этих процессов будет получена необходимая, для количественной оценки критериев информация.
На основе полученной информации можно сделать выводы о состоянии
рынка и о причинах тех или иных явлений на рынке труда. Этот процесс
творческий и не поддается формализации. Вся исходная информация,
относящаяся к рынку труда, разделяется на две большие группы:
1) данные, характеризующие настоящее состояние рынка труда;
2) данные, обеспечившие настоящее состояние рынка труда (затраты, кадры службы занятости и т.п.).
По моему мнению, целесообразно более подробно рассмотреть данные первой группы, т.к. это является основой для прогноза состояния рынка труда и, следовательно, для определения стратегии и тактики работы по управлению трудовыми ресурсами.
Выходную информацию условно можно подразделить на три группы:
1) данные, характеризующие предложение на рынке труда;
2) данные, характеризующие спрос на рынке труда;
3) данные, характеризующие сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.
В системе анализа использованы данные двух видов:
. данные, полученные на определенную дату (они характеризуют фиксированное состояние рынка труда в определенный момент времени);
. данные в среднегодовом выражении.
Однако в условиях переходного периода показатели рынка труда отличаются большой подвижностью, их средние значения могут не отражать реального положения дел.
Анализ состояния рынка труда целесообразно проводить ежеквартально. На основе результатов анализа строятся варианты прогноза состояния рынка труда, которые используются при разработке системы управления трудовыми ресурсами.
2. ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА.
2.1 Показатели, характеризующие предложение на рынке труда.
Информация о предложении на рынке труда рассматривается в следующих
аспектах:
. демографическом;
. социально-экономическом;
. профессиональном.
а) Показатели демографического аспекта:
. Численность населения, постоянно проживающего на данной территории;
. Площадь территории;
. Половозрастная структура населения;
. Структура маятниковой миграции;
. Структура движения населения за год;
. Численность вступивших в трудоспособный возраст в %;
. Структура иммигрантов по статусу за год;
. Половозрастная структура иммигрантов и эмигрантов за период;
. Численность граждан, выехавших на работу за пределы региона (за период);
. Численность рабочей силы, привлеченной из других регионов (за период);
. Средняя предстоящая продолжительность жизни для лиц, достигших трудоспособного возраста.
б) Показатели социально-экономического аспекта:
. Численность трудовых ресурсов - это сумма численностей трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров;
. Численность работающих инвалидов;
. Численность работников, числившихся в списочном составе весь предыдущий год;
. Численность работающих инвалидов;
. Численность находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации;
. Численность добровольно работающих неполное рабочее время (день, неделю);
. Половозрастная структура занятого населения;
. Структура занятых в материальном производстве/ непроизводственной сфере;
. Структура занятых по секторам экономики;
. Структура занятых по отраслям экономики;
. Структура занятых трудовой деятельностью по статусу занятости;
. Численность экономически активного населения;
. Структура экономически активного населения по отношению к занятости;
. Половозрастная структура экономически активного населения;
. Половозрастная структура реальных безработных;
. Структура реальных безработных по социальным группам, к которым они относились до начала периода безработицы. Имеются данные по следующим социальным группам: рабочие, служащие, без квалификации;
. Уровень экономической активности населения - это доля численности экономически активного населения в общей численности населения;
. Уровень экономической активности по половозрастным группам;
. Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;
. Уровень безработицы по половозрастным группам;
. Структура реальных безработных по продолжительности безработицы;
. Половозрастная структура безработных, зарегистрированных в службе занятости;
. Структура зарегистрированных безработных по причинам не занятости;
. Структура зарегистрированных безработных по продолжительности безработицы;
. Численность высвобожденных по инициативе администрации за квартал по данным отчетности по труду;
. Состав зарегистрированных безработных по группам, требующим особой социальной защиты;
. Структура высвобожденных по инициативе администрации по секторам экономики за квартал;
. Структура высвобожденных по инициативе администрации по отраслям экономики за квартал;
. Изменение численности занятых в народном хозяйстве за квартал - это разность между численностями принятых на работу и выбывших из числа работающих по данным отчетности по труду;
. Структура выбывших из числа работающих по причинам выбытия за квартал по данным отчетности по труду (по собственному желанию);
. Движение рабочей силы на официальном рынке труда за квартал по данным службы занятости;
. Участие службы занятости в трудоустройстве населения за квартал;
. Естественный уровень безработицы - это сумма численностей фрикционных и структурных безработных. Фрикционные безработные - это люди, не занятые в данный момент времени из-за добровольного перехода с одной работы на другую по всевозможным причинам. Структурная безработица обусловлена изменением спроса на товары и услуги и соответствующей этому трансформацией профессиональной и отраслевой структуры занятости населения.
в) Показатели профессионального аспекта:
. Профессиональный состав экономически активного населения по укрупненным группам;
. Профессиональный состав незанятых, обратившихся в службу занятости, по укрупненным группам с указанием распределения по полу в каждой группе;
. Структура экономически активного населения по уровню образования;
. Структура обратившихся в службу занятости по уровню образования;
. Численность учащихся ПТУ, техникумов и ВУЗов очной формы обучения;
. Уровень безработицы по укрупненным профессиональным группам;
. Структура профессионального обучения зарегистрированных безработных по типу учебного заведения за период;
. Профподготовка обратившихся в службу занятости за период;
. Численность выпускников дневных отделений ВУЗов и техникумов за год;
. Численность выпускников ПТУ за год;
. Профессиональный состав иммигрантов и эмигрантов за период;
. Профессиональный состав привлеченных на работу из других регионов за период;
. Профессиональный состав выехавших на работу за пределы региона за период (для тех регионов, где это существенно);
. Структура иммигрантов и эмигрантов за период по уровню образования.
2.2 Показатели, характеризующие спрос на рынке труда.
Информация о спросе на рынке труда рассматривается в следующих
аспектах:
. социально-экономическом;
. профессиональном.
а) Показатели социально-экономического аспекта:
. Общее число предприятий и производств на данной территории;
. Структура предприятий и производств по формам собственности;
. Группировка промышленных предприятий по объему выпускаемой продукции;
. Группировка промышленных предприятий по среднесписочной численности;
. Валовой общественный продукт в ценах с учетом инфляции - это суммарная стоимость продукции и услуг в текущих ценах, произведенных на данной территории;
. Структура валового общественного продукта по отраслям экономики;
. Произведенный национальный доход на душу населения - это отношение национального дохода, произведенного на данной территории, к общей численности населения региона;
. Национальный доход - это стоимость валового общественного продукта за вычетом стоимости израсходованных в производственном процессе средств производства;
. Прожиточный минимум - это минимальная стоимость жизненных средств, физически необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления рабочей силы человека;
. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода;
. Стоимость основных фондов (по балансовой стоимости);
. Структура основных фондов по отраслям экономики;
. Структура основных фондов - производственная/непроизводственная сфера;
. Коэффициент износа основных фондов ("Возраст оборудования");
. Объем производства и услуг (в оптовых ценах предприятий);
. Структура производства и услуг по отраслям экономики;
. Структура производства и услуг по секторам экономики;
. Капитальные вложения в экономику - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов.
. Структура капитальных вложений- производственное/непроизводственное назначение;
. Структура капитальных вложений по отраслям экономики. В структуре отражены размеры капитальных вложений в отрасли экономики региона, а также их процентное соотношение;
. Структура капитальных вложений по секторам экономики. В структуре отражены размеры капитальных вложений в сектора экономики по формам собственности, а также их процентное соотношение;
. Удельный вес преобладающей отрасли (по объему производства) - это доля преобладающей отрасли по стоимости выпущенной продукции или произведенных услуг в общем производстве. Преобладающая отрасль - это отрасль, имеющая максимальную стоимость выпущенной продукции или произведенных услуг;
. Удельный вес преобладающего (градообразующего) предприятия (по объему производства) - это доля преобладающего предприятия по стоимости выпущенной продукции или произведенных услуг в общем объеме производства. Преобладающее предприятие - это предприятие, имеющее максимальную стоимость выпущенной продукции или произведенных услуг;
. Число вакансий в народном хозяйстве - количество незанятых рабочих мест, на которые могут быть приняты работники;
. Структура вакансий по отраслям экономики. В структуре отражены количества вакансий по отраслям, а также их процентное соотношение в общей численности вакансий;
. Спрос на рабочую силу в народном хозяйстве – это сумма численности занятых в народном хозяйстве и количества вакансий;
. Структура спроса на рабочую силу по отраслям экономики. В структуре отражены абсолютные значения спроса по отраслям, а также процентные соотношения этих значений в общем спросе на рабочую силу;
. Численность скрытых безработных по народному хозяйству - это возможное количество высвобожденных работников без снижения объемов производства и услуг при производительности труда, равной производительности базового периода (резерв рабочей силы);
. Структура скрытой безработицы по отраслям экономики. В структуре отражены численности скрытых безработных по отраслям экономики, а также их процентные соотношения в общем объеме скрытой безработицы в регионе;
. Доля скрытой безработицы в общей численности занятых. В структуре занятых по отраслям с указанием только процентных соотношений уточнить долю скрытых безработных в каждой отрасли в общей численности занятых;
. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. В связи с постоянным изменением заработной платы эти данные желательно иметь за календарный месяц, предшествующий отчетной дате;
. Среднемесячная заработная плата колхозников (желательно за последний календарный месяц);
. Ввод основных фондов за год - это стоимость основных фондов, введенных за год в эксплуатацию;
. Выбытие основных фондов за год - это стоимость основных фондов, выбывших за год из эксплуатации;
. Индекс динамики объема производства и услуг по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс динамики объема производства и услуг рассчитывается как отношение объема производства и услуг к аналогичному показателю в базовом периоде;
. Индекс динамики спроса на рабочую силу по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс динамики спроса на рабочую силу рассчитывается как отношение спроса на рабочую силу к аналогичному показателю в базовом периоде;
. Индекс изменения производительности труда по отраслям и по хозяйству в целом. Индекс изменения производительности труда рассчитывается как отношение индекса динамики объема производства и услуг к индексу численности занятых. Индекс численности занятых - это отношение численности занятых в отрасли или в народном хозяйстве к аналогичному показателю в базовом периоде;
. Коэффициент эластичности прироста скрытой безработицы на 1% падения производительности труда по отраслям и по хозяйству в целом. При неизменной трудоемкости производственных процессов коэффициент эластичности определяется долей условно-постоянных работников, занятых управлением и организацией производства, наладкой и ремонтом оборудования, зданий, сооружений и т.п.; их численность связана в малой степени с объемами производства. Например, для промышленности в целом эта доля составляет примерно 50% в общей численности занятых, следовательно, коэффициент эластичности для промышленности можно считать равным 0,5. Для отраслей промышленности требуются уточнения в соответствии с их долей условно-постоянных работников. Для других отраслей экономики этот коэффициент корректируется с учетом другой трудоемкости продукции и другой долей работников ручного труда. Эти коэффициенты устанавливаются экспертным путем и являются исходными данными для системы оценки ситуации на рынке труда;
. Темпы роста среднемесячной заработной платы. Темпы роста среднемесячной заработной платы определяются отношением среднемесячной заработной платы данного периода к аналогичному показателю для предыдущего периода. Данные приводятся отдельно для категорий рабочих и служащих и колхозников.
б) Показатели профессионального аспекта:
. Профессиональная структура вакансий по укрупненным группам. В структуре отражены количества вакансий по укрупненным профессиональным группам, а также их процентные соотношения в общем объеме вакансий;
. Число учреждений высшего и среднего специального образования, расположенных на данной территории;
. Число учреждений начального профессионального образования, расположенных на данной территории;
. Профессиональная структура учебных мест, предоставленных службой занятости для переобучения безработных за период. В структуре отражены количества учебных мест по укрупненным профессиональным группам, а также их процентные соотношения в общем объеме учебных мест, предоставленных службой занятости.
2.3 Показатели, характеризующие равновесие на рынке труда.
Информация о сбалансированности спроса и предложения на рынке труда
рассматривается в следующих аспектах:
. социально-экономическом;
. профессиональном.
а) Показатели социально-экономического аспекта:
. Разность между спросом и предложением рабочей силы по народному хозяйству в целом - это разность между спросом и численностью экономически активного населения;
. Доля удовлетворенного спроса по отраслям и хозяйству в целом. Доля удовлетворенного спроса определяется процентным отношением численности занятых в отрасли (в хозяйстве в целом) к спросу на рабочую силу в отрасли (в хозяйстве в целом).
б) Показатели профессионального аспекта:
. Количество не занятых, приходящихся на одну вакансию, по укрупненным профессиональным группам и по хозяйству в целом по данным государственной службы занятости;
. Перечень дефицитных профессий. Перечень дефицитных профессий составляется на основании данных тех профессиональных групп, для которых количество незанятых, приходящихся на одну вакансию меньше 1, должны включаться в этот перечень. Желательно по возможности уточнить конкретные профессии из укрупненных профессиональных групп, по которым наблюдается значительный дефицит. Такие перечни должны составляться регулярно (например, раз в квартал); они отражают положение дел в конкретный момент времени. Накапливая эти сведения, необходимо составлять перечень профессий, по которым наблюдается устойчивый дефицит в регионе. Как следует из сказанного, перечни составляются по данным государственной службы занятости, что далеко не всегда отражает положение дел на реальном рынке труда. Поэтому необходимо проводить постоянные наблюдения за требованиями рынка к профессиональной подготовке рабочей силы и соответственно корректировать перечни дефицитных профессий. Методики такого наблюдения разработаны в специальном документе;
. Затраты на социальную поддержку в связи с безработицей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По результатам исследования можно сделать выводы, что в условиях, когда белорусский рынок труда развивается по законам отличным от общепризнанных канонов мировой экономической практики проведение анализа его состояния, приобретает особую значимость для оперативного принятия управленческих решений в целом ряде государственных служб, в том числе и федеральной службы занятости.
Существующая практика подтверждает, что именно отсутствие необходимого и достаточного, систематизированного набора характеристик реального и официального рынка труда, источников получения информации по целому ряду аспектов: демографическому, социально-экономическому, профессиональному, - затрудняет проведение каких либо обоснованных оценок и анализов.
Так же, хотелось бы отметить, что, несмотря на, казалось бы столь
плачевное состояние отечественного рынка труда, в последнее время
наметилась тенденция к сокращению темпов роста безработицы. По
результатам последних исследований ВЦИОМ, оценка большинством директоров
ближайших перспектив изменения численности персонала предполагает
довольно умеренные масштабы сокращения занятости. Только 1/10 из
опрошенных предприятий показала, что за последний год увольнения
превысили 30% от числа работающего персонала, в большинстве же случаев
(62% опрошенных предприятий) увольнения не превышали 10%. Причем в 72%
случаев люди уходят по собственному желанию в связи с невыплатами
заработной платы, ее задержками или низкой суммой, и только 13%
увольнений происходит по инициативе администраций и связано с
экономическим состоянием предприятия. Большинство предприятий в 1996 году
продолжало набор новых сотрудников. Причем наибольшие трудности
предприятия испытывают при наборе квалифицированных сотрудников в области
финансов и маркетинга. На каждом втором предприятии за последние годы
имелся избыток рабочей силы, достигающий 10%.
Спад производства 1992-1996 гг. в Беларуси привел к сокращению спроса на рабочую силу. Но финансово-экономические сложности не сопровождаются адекватным сокращением численности персонала. Многие предприятия стремятся сохранить кадровый потенциал за счет вынужденных отпусков, сокращения рабочего дня и прочее. Масштабы скрытой безработицы намного превышают официальные данные. Так, по результатам некоторых социологических исследований, размер скрытой безработицы в 1996 году составил 16-18 млн. человек. Вместе с тем наметился рост спроса на рабочую силу со стороны негосударственных предприятий и организаций. Но развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса происходит в достаточно неблагоприятных условиях: отсутствует хорошо разработанное законодательство, не отработана система льготного налогообложения малого бизнеса, велики политические риски.
Вследствие этих факторов занятость в частном секторе обладает такими чертами, как мобильность, краткосрочность, что порождает вопросы неформальной и вторичной занятости. В связи с чем очень трудно привести статистику о масштабах занятости в негосударственном секторе. По разным источникам, она варьируется от 36% до 63% от числа занятых в экономике.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости систематического подхода к проблеме изучения проблем состояния регионального рынка труда, что позволит осуществлять более эффективное управление распределением трудовых ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Большой экономический словарь. Общая редакция А.Н. Азрилияна. М., Фонд
"Правовая культура",1994.
2. Статистический словарь, изд.2. М., Финансы и статистика, 1989.
3. Временные рекомендации по прогнозированию региональных рынков труда. Проект. Федеральная служба занятости населения России.
М.,1992.
4. Р. Хуссманс, Ф. Мехран, В. Верма. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость.
Методическое руководство Международного бюро труда. М.,
Финстатинформ, 1994.
5. Б.Д. Бреев. Безработица как источник дестабилизации и социальной напряженности. Материалы Международной конференции "Локальные воздействия, порождающие социально-экономическую дестабилизацию
России". Рукопись, 1995.
6. Справочник по прикладной статистике. т.1, под редакцией Э. Ллойда, У.
Ледермана. М., 1989.
7. С. Фишер. Экономика, М., 1997.